Шри Чайтанья Махапрабху

Составлено по материалам книги Мурали Мохан даса (Маму Тхакур даса) “Нектар Санкиртана-лилы”.

Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир не для того, чтобы спасти избранных или тех, кто принадлежит к какой-то религиозной секте, а чтобы освободить каждого. По Своей беспричинной милости Он раздает любовь к Богу и ученому человеку, сведущему в религиозных писаниях, и неучу, мужчинам и женщинам, людям разной национальности, различного цвета кожи, различных политических и религиозных убеждений, верующим и атеистам. Поэтому Шрила Рупа Госвами обращается к Шри Чайтанье Махапрабху как к наиболее милостивому воплощению Кришны, называя Его маха-ваданйайа аватарой:

намо маха-ваданйайа кришна-према-прадайа те
кришнайа кришна-чайтанья-намне гаура-твише намах

«О наиболее милостивое воплощение! Ты - Сам Кришна, явившийся в облике Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Ты принял золотистый цвет тела Шримати Радхарани и щедро раздаешь Ее чистую любовь к Кришне. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой».

В 1486 году, 18 февраля (по христианскому календарю), в день лунного затмения, когда благочестивые индусы совершали омовение в Ганге, оглашая все вокруг возгласами «харибол», в доме ученого брахмана Джаганнатха Мишры и Шачиматы родился сын. Знаменитый астролог Ниламбара Чакраварти предсказал новорожденному великую судьбу. «Придет время, - сказал он, - и сыну Шачидеви будет поклоняться весь мир!»

притхивите ачхе йата нагаради-грама
сарватра прачара хайбе мора нама

«В каждом городе и деревне, по всей земле, будет проповедано Его святое имя!»

Предвосхищая эти удивительные события, мальчика назвали «Вишвамбхара», что означает «тот, кто поддерживает вселенные». Не у кого не возникало сомнения в том, что у Джаганнатха Мишры принял воплощение Сам Шри Кришна, Верховная личность Бога. Кто же, кроме Него, может поддерживать весь материальный мир? В «Шримад-Бхагаватам» есть этому подтверждение:

кришна варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи су-медхасах

«В Кали-югу, в современный век вражды и лицемерия, разумные люди будут поклоняться инкарнации Господа, постоянно воспевающего имена Шри Кришны, совершая санкиртана-ягью (совместное воспевание святых имен). Хотя Он не темного цвета, Он - Сам Кришна. Он придет в сопровождении близких друзей и помощников со Своими энергиями». (Ш.Б., 11.5. 32.)

Детство Шри Чайтаньи довольно подробно описано в «Чайтанья Бхагавате» Вриндавана дасом Тхакуром. Там говорится, что, как все дети, Господь плакал. Когда Он начинал плакать, в отличие от обычных детей, его можно было успокоить единственным средством - восклицая «харибол!» что означает: «Славьте Господа Хари!» Потешаясь, иной раз, местные девушки специально доводили ребенка до слез и затем, чтобы успокоить, хлопали в ладоши и кричали: ХАРИБОЛ! Младенец тут же успокаивался. Но, едва они замолкали, возобновлял плач снова. Сам по себе этот удивительный факт указывал на миссию Господа, начавшего Движение Санкиртаны, совместное воспевание святых имен: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

На восьмом году жизни отец отправил Шри Чайтанью в школу Гангадаса Пандита. Через два года он уже в совершенстве овладел санскритской грамматикой и риторикой, и дальнейшее свое образование продолжил самостоятельно. Изучив ведическую философию по книгам своего отца, он скоро получил звание ученого пандита.

В возрасте 14-15 лет Махапрабху женился на Лакшмиприйе, но рано овдовел. Жена умерла от укуса змеи. По настоянию матери он женился снова. К тому времени у него была своя школа и множество последователей.

В 16 лет, в научном диспуте он победил великого кашмирского пандита, Кешаву Кашмири, и стал известен по всей Надии, которая в то время была одним из крупнейших центров ведической культуры и образования.

В возрасте 16-17 лет Шри Чайтанья Махапрабху принял посвящение от Ишвары Пури, вайшнавского санньяси, ученика Мадхавендры Пури, и начал активно проповедовать вайшнавизм. Он в упоении воспевал святые имена Господа Кришны, и в его теле стали проявляться признаки трансцендентального экстаза. Шри Адвайта Ачарья, Шриваса Пандит и другие преданные были поражены столь удивительным переменам, которые произошли с Господом после принятия Им инициации.

До 23 лет Шри Чайтанья проповедовал санкиртану по всей Бенгалии. Его успеху невольно позавидовали смарта-брахманы, руководившие духовной жизнью индийской общины. Посоветовавшись между собой, они пожаловались Чханду Кази, мусульманскому наместнику, который запретил вайшнавам устраивать шум вокруг «новой, весьма сомнительной религии». Кази пришел в дом Шривасы Пандита, разбил мриданги (глиняные барабаны) и сказал, что если Махапрабху не прекратит свою деятельность, то он обратит его в ислам. Когда известие об этом дошло до Махапрабху, он пришел в гнев. Собрав тысячную толпу из 14 групп санкиртаны, он направился во дворец Кази. С факелами в руках, пением «Харе Кришна», в сопровождении мриданг и каратал, что создавало невообразимый шум, его последователи подошли к резиденции наместника. Увидев надвигающуюся толпу еще издали, Чханд Кази не на шутку перепугался. Опасаясь за свою жизнь, он спрятался в апартаментах, но, через какое-то время, убедившись, что демонстрация носит мирный характер, пришел в себя и вышел для переговоров.

Духовная сила Махапрабху была неизмеримо велика. Поэтому, в результате короткой философской беседы, он обратил Чханда Кази в вайшнавизм. Ссылаясь на Коран и Ведические писания, Махапрабху доказал ему, что в современный век вражды и лицемерия совместное воспевание имен Господа Кришны - наилучший способ духовной реализации для всех людей всего мира. Коснувшись тела Кази, Махапрабху вызвал в нем признаки трансцендентального экстаза. Сердце Кази наполнилось блаженством и неописуемой радостью. Он залился слезами и, припав к стопам Господа, признался, что испытал чувства, неизвестные ему до того. Он пережил мгновения глубокого состояния божественной любви. С тех пор, в лице мусульманского наместника движение санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху нашло официальную поддержку. Кази издал указ, согласно которому никто не имеет права препятствовать воспеванию святого имени Господа Хари. Этот указ, подписанный рукой мусульманского наместника, остается в силе до сего дня. Конечно, и сегодня преданные Кришны нередко встречают трудности и препятствия, чинимые правительством, когда они проповедуют и распространяют славу святого имени. Однако, так же, как во времена Самого Махапрабху, все это препятствия легко устранимы Его милостью. Ведь санкиртана-лила вечна, она продолжается, и мы можем войти в нее, приняв участие в проповеднической миссии Господа. Прекрасная возможность стать учеником, участником и живым свидетелем немеркнущей, все восходящей славы Господа. Шри Кришна Чайтанья будет совершенно удовлетворен только в том единственном случае, когда по всему миру, в каждом городе и деревне, будут петь святые имена: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Да сбудутся слова пророчества!

В 24-х летнем возрасте, в расцвете молодости и сил, Шри Чайтанья принял санньясу, отреченный образ жизни. Все, кто знал удивительные черты характера и видел необычайную красоту Господа, Его лицо и тело, напоминающее цветом расплавленное золото, все умоляли Кешава Бхарати, санньяса-гуру Чайтаньи, чтобы он отказался дать инициацию. «Монашеская жизнь и полное отречение от мира, санньяса, предназначена для пожилых людей, стоящих на пороге смерти, - говорили они. - У этого же юноши еще вся жизнь впереди. Он создан для наслаждения…» Парикмахер, которого привели обрить голову Шри Чайтаньи, увидев Его прекрасные иссиня-черные, слегка вьющиеся волосы, не выдержал и разрыдался. Он бросил бритву и убежал. Эту сцену, искусно описанную автором «Чайтаньи Бхагаваты», сейчас трудно себе представить. Парикмахера пришлось силой заставить срезать волосы Господа. Для этого Шри Чайтанья призвал всех, кто присутствовал, воспевать святые имена Кришны. После того, как ведический ритуал был завершен, Господь навсегда оставил этот мир иллюзии ради вечных любовных игр и развлечений Шри Шри Радхи и Кришны. Не ради легкой жизни, праздности и безделья, как часто мы можем видеть сейчас, а ради спасения мира, преданные Чайтаньи приносят свои бесценные жизни на алтарь, в жертву Его лотосным стопам.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур как-то сказал: «В Индии есть, по меньшей мере, 60 миллионов так называемых садху, которые приняли санньясу или бабаджи-вешу, не будучи в состоянии прокормить себя и свою семью. Они сделали из этого бизнес, отдавая часть денег, собранных как пожертвование, своим родичам, используя на чувственные наслаждения. Бхактисиддханта не рекомендует превращать ашрам санньясы в доходное дело. Обязанность санньяси - это его постоянное участие в санкиртане и проповеди святого имя Господа.

После принятия санньясы, Махапрабху отправился в путешествие по южной Индии. Он обращал в вайшнавизм на своем пути каждого, кто встречался ему. Как мы видим, сознание Кришны - это не некая форма религии, которая разделяла бы людей, ограничивая их служение Господу храмом, мечетью или церковью. Сознание Кришны - это чистое сознание души, вечно связанной с Богом своим преданным любовным служением, бхакти. Отвергая все материалистические концепции жизни, основанные на сознании «я есть материальное тело, и все, что имеет к нему отношение, - «мое», Махапрабху проповедовал духовное братство, свободу и равенство всех живых существ.

нахам випро на ча нара-патир напи ваишйо на шудро
нахам варни на ча гриха-патир но ванастхо йатир ва
кинту продйан-никхила-парамананда-пурнамритабдхер
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах

«Я - не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я - не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха и не санньяси. Я - слуга слуги слуги лотосных стоп Шри Кришны, Повелителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он источник вечного наслаждения. Он всегда великолепен». (Падйавали, 74)

«Я» есть душа, вечный слуга Кришны. Говоря о равенстве, братстве и свободе, мы должны всегда помнить, что равенство состоит не в материальной уравниловке, а в равных возможностях стать возлюбленным Господа Кришны, Повелителя гопи. Обретя чистое сознание, человек может достичь освобождения и истинного счастья. Все живые существа наделены этим чувством, желанием и стремлением к счастью, потому что каждое существо является неотъемлемой частицей Господа.

Сделав своей резиденцией Джаганнатха Пури, Шри Чайтанья Махапрабху большую часть своей жизни провел в настроении экстатической любви к Господу Джаганнатхе. Своими трансцендентальными играми Он привлек внимание всех живых существ во вселенной. Он обратил в вайшнавизм тысячи и тысячи простых людей и ученых, видных государственных деятелей своего времени и бизнесменов. Его учениками и последователями стали: Сарвабхаума Бхаттачарья (великий ведантист, признанный авторитет среди философов), царь Ориссы Махараджа Пратапарудра, а так же Шрила Рупа и Санатана Госвами, которые в своей мирской жизни были министрами в правительстве Бенгалии. Последовав за Господом Чайтаньей, они сформулировали в своих книгах все основные положения науки преданности и любви к Богу. Говоря о каждой из них, нам пришлось бы прожить еще не одну долгую жизнь.

С 31 до 48 лет, до времени своего ухода, Махапрабху жил в доме Каши Мишры. Сварупа Дамодара был личным Его секретарем, а Рамананда Рай - поверенным в наиболее интимные темы при обсуждении отношений между Шри Радхой и Шри Кришной. Парамананда Пури был советником в вопросах религии. В этот период жизни Махапрабху окружали вайшнавы высочайшего уровня, отличавшиеся от обычных людей не только образованностью, но и своей духовной реализацией. По сути дела, они были вечными спутниками Господа в Его играх во Вриндаване. Если Шри Чайтанья Махапрабху - Сам Кришна, то кто же Его спутники? Гопи, пастушки Вриндаваны.

Игры Господа Чайтаньи в Навадвипа-дхаме неотличны от игр Господа Кришны во Вриндаване. Они привлекают внимание великих мудрецов и полубогов, таких, как Шива и Брахма, которые считают за честь воплотиться в человеческой форме жизни, чтобы участвовать в санкиртана-лиле и помогать чистым преданным Господа.

Последние годы жизни Махапрабху спал очень мало. Его ум и чувства были полностью поглощены служением Шри Шри Радхе-Кришне. Он пел и танцевал, проявляя ранее невиданные признаки экстатической любви, которую испытывает Шримати Радхарани в разлуке с Кришной. Эти признаки не свойственны обычным живым существам, обусловленным душам. Они даже не проявляются и у очень возвышенных преданных, таких, как Шива и Брахма. Эти состояния присущи только жителям Голоки Вриндаваны, гопи Шри Кришны.