Мурали Мохан Махарадж
Мурали Мохан Прабху (Маму Тхакур Прабху) явился в этот мир в 1949 г., 11 мая, в России, в г. Перми. Познакомился с учением и движением Шри Чайтаньи Махапрабху в Риге, в 1980г.
Будучи преуспевающим художником и председателем «Ленинградского городского комитета художников, графики и плаката», познакомившись с философией и практикой Сознания Кришны, он принял решение принять учение Шрилы Прабхупады и стал жить и следовать всем принципам этого учения, проповедуя такой образ жизни непосредственно своим примером.
В бывшем Советском Союзе имя Маму Тхакур даса было хорошо известно каждому последователю Сознания Кришны. Человек-легенда. Он – первый, кто проводил публичные выступления и уличные хари-намы во всех крупных и столичных городах стран СНГ: в Москве (на Красной площади), в Санкт-Петербурге (на Невском и Дворцовой площади), в Тбилиси (перед зданием администрации), в Риге (в центре города и на площади Домского собора), в Таллинне, в Минске, в Душанбе, Алма-Ате, Новосибирске, Владивостоке, Харькове, Екатеринбурге, Омске, Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Тюмени, Новокузнецке, Улан-Удэ, в Челябинске, Перми, Кавминводах (Ессентуки, Пятигорск), Симферополе и многих других городах. По приблизительному подсчету он проповедовал примерно в сотне городов «необъятной родины своей». Он первый, кто в застойные времена бесстрашно печатал и распространял книги Шрилы Прабхупады, когда распространение их не приносило дохода, а напротив, каралось как идеологическая диверсия, организованная ЦРУ, наравне со шпионажем.
Из статьи Гайа даса “Годы репрессий”: “…Самым мобильным и ярким проповедником в годы репрессий был Маму Тхакур (Михаил Шилов), в прошлом председатель крупного ленинградского комитета художников. Его женой была дочь известного советского композитора, а друзьями — люди богемы. Проблемы с деньгами и карьерой не были известны Маму Тхакуру, однако ему не нравилась судьба человека, в материальном смысле богатого, но в духовном — нищего. Пытаясь открыть смысл жизни в философских поисках, он оказался в 1980 году в Риге, на программе учеников Прабхупады — Харикеши Свами и Киртираджа Прабху.
…Вникнув в учение Прабхупады, он увидел в нем совершенную философскую модель и решил тогда посвятить всю свою жизнь просветительской деятельности. Используя накопленные средства, он начал путешествовать по стране, а позже, когда деньги закончились, продал одну из своих машин. Благодаря его самоотверженному духовному труду на Урале, в Средней Азии и Ленинграде возникли группы серьезных преданных. Выезжал он и другие регионы, неизменно оставаясь неуловимым для сотрудников КГБ. Их мечта — посадить легендарного Шилова за решетку — так и осталась невоплощенной. Маму Тхакур обладал особой интуицией, и интуиция эта позволяла ему оставаться на свободе, чтобы продолжать миссию Прабхупады…”
Маму Тхакур был организатором первого ашрама Харе Кришна в Ленинграде (на ул. Зины Портновой), первого проповеднического центра «Санкиртана» и первого вегетерианского кафе на проспекте Маклина. Историческим событием стало открытие вегетарианского общепита, первого в истории царской России и бывшего СССР. Именно так это и охарактеризовал Киртирадж Прабху, ответственный секретарь ДжиБиСи по СССР. Сотни тысяч людей познакомились с движением Сознания Кришны именно здесь, приобрели книги и почтили прасад Кришны. Милость гуру, милость Прабхупады, милость Кришны Чайтаньи Махпрабху. Путешествуя и проповедуя безостановочно, с 1980 года по настоящее время, он встретился с миллионами людей, проводя первые фестивали сознания Кришны и первые Ратхаятры. Он организовал первую Падаятру, вдохновил работу первого круглосуточного радиовещания в Челябинске и многое другое.
Он проповедовал каждому, начиная с ученых, таких как Андрей Сахаров, академики Ф. Углов, Вл. Лисовский, и кончая убийцами и наркоманами. В канун перестройки он успешно проповедовал политическим деятелям и бизнесменам, студентам, священникам, атеистам и верующим (мусульманам в Средней Азии), рабочим и служащим на предприятиях и заключенным в тюрьмах. Сам Маму Тхакур был несколько раз арестован, но его проповедь была столь мощной, что те, кто его преследовал, скоро становились последователями Сознания Кришны и его доброжелателями. Другие же, боясь потерять «классовое чутье» и работу, сами избегали встречи с ним.
Воспользовавшись периодом гласности, Маму Тхакур издавал и первые периодические издания Сознания Кришны в СССР. Это журнал «Санкиртана-Ведомости», газеты: «Без иллюзии», «Санкиртана» и «Санкиртана-информ». В 1993 году вышла первая книга, написанная им совместно с ведущим социологом академиком Лисовским, «Харе Кришна вчера и сегодня». Второй ее выпуск вышел ровно через десять лет.
Занимаясь профессионально живописью до того, как познакомился с сознанием Кришны, он написал несколько десятков картин: портреты ачарьев, картины на ведические сюжеты (одна картина была куплена музеем религии и атеизма (в то время Казанский собор). Широко используя свое художественное дарование, он вдохновлял других. Так он организовал несколько передвижных выставок в Минске, Ижевске, в Алма-Ате, Екатеринбурге и др. городах.
Это был удивительный период сознания Кришны в СССР, который был во многом был связан с его именем. В результате кипучей проповеднической деятельности он зарегистрировал порядка 20 центров сознания Кришны по всей стране и привлек к Движению тысячи людей. Некоторые впервые узнали от него о Сознании Кришны и получили мантру, другие были вдохновлены им на преданное служение, третьи рекомендованы для инициации различным гуру ISKCON. Было время, когда все, кто присоединялся к Движению и желал быть инициированным, получали рекомендации от него. Надо заметить, что большинство из них остались верными приниципам преданного служения по сей день.
Признавая заслуги Маму Тхакура, руководство Международного. Общества сознания Кришны в 1992 г. направило его в святую дхаму в Майяпур, а затем проповедовать русскоязычному населению в Америке.
В Америке его проповедь была столь же убедительной и яркой. Здесь он провел первую Ратхаятру силами русских преданных, открыл вегетрианское кафе на Брайтоне, установил регулярные программы в центрах намахатта и харинамы. Не оставляя свое занятие живописью, он нарисовал несколько масштабных панно для храмов в Бруклине и Чикаго и несколько десяток картин, которые ему удалось выставить в частной галерее Манхэттена.
В 2001г. Маму Тхакур дас принял своим Гуру Шрилу Бхактиведанта Нарайану Махараджа, одного из самых выдающихся ачарьев современности. Теперь его имя Мурали Мохан дас. С 2003г. Мурали Мохан Прабху вновь распространяет миссию Санкиртаны на территории России и стран СНГ, а также принимает учеников.