Учение Чайтаньи Махапрабху

Составлено по материалам книги Мурали Мохан даса (Маму Тхакур даса) “Нектар Санкиртана-лилы”.

ШРИ ШИКШАШТАКА

1

чето-дарпана-марджанам бхава-махадавагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйавадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам

Перевод:

Слава Шри Кришна-санкиртане, которая очищает сердце и гасит пожар обусловленной жизни, повторяющихся рождений и смертей. Это движение санкиртаны - величайшее благословение всему человечеству. Как свет луны, оно распространяет бхаву, заставляя распуститься в сердце лотос нашей удачи. Это движение - сама жизнь трансцендентального знания. Оно увеличивает океан духовного блаженства и дает возможность душе насладиться нектаром, которого она всегда так жаждет.

Комментарий:

1. чето-дарпана-марджанам ОЧИЩЕНИЕ СЕРДЦА.

Здесь сердце сравнивается с зеркалом. Подобно тому, как в чистом зеркале можно видеть свое лицо, так и в чистом зеркале сердца можно видеть самого себя и окружающий мир так, как он есть. Когда, практикуя преданное служение Кришне (бхакти), которое осуществляется в контакте с потенцией хладини-шакти, человек все больше и больше участвует в шраванам, тогда кришна-санкиртана устраняет покрытие невежества. В это время проявляется чистое сознание Кришны, которое заключено в самой природе души, нашего истинного «я». Человек с чистым сердцем способен видеть пять вещей:
а) ишвару - Верховную личность Бога;
б) дживу - индивидуальное живое существо;
в)пракрити - материальное творение, состоящее из трех гун природы;
г) кала - время, и
д) карму - деятельность живых существ, занятых удовлетворением материальных чувств, тела и ума.
Когда зеркало сердца очищено, тогда проявляется сварупа, т. е духовная форма, свадхарма - обязанности как бхагавата-дасья, слуги Господа; Такое живое существо полностью посвящает себя чистому преданному служению.

2. бхава-махадавагни-нирвапанам ПОЖАР МАТЕРИАЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ГАСНЕТ.

Когда живое существо приступает к исполнению своих обязанностей в преданном служении Шри Кришне, его материалистические представления о жизни и желания удовлетворять свои чувства в этом мире трансформируются в сильное желание удовлетворять трансцендентальные чувства Кришны. Это освобождает живое существо от необходимости снова рождаться в материальном мире, который сравнивается с лесным пожаром (махадавагни). Этот пожар не может быть потушен никаким другим способом. Только шри-кришна-санкиртана тушит его, позволяя живому существу выбраться из дебрей страстных желаний. Хари-санкиртана, прославление Господа, - это нитья-дхарма, естественное и вечное занятие для каждого живого существа.

3. шрейах-каирава-чандрика-витарана ПОГРУЖЕНИЕ В БХАВА-БХАКТИ, которая подобно лунному свету приносит счастье, составляет конечную цель жизни.

Майя заставляет живое существо снова и снова рождаться в материальном мире, испытывая три вида страданий. Когда же оно полностью посвящает себя преданному служению Кришне, то становится недоступным для воздействия майи. В этом случае, подобно тому, как белый лотос (кумудини) распускается под лунным светом, так и лотос сердца преданного, участвующего в шри харинама-санкиртане, распускается под лучами бхава-бхакти. Это естественное состояние счастья освобождает живое существо от иллюзии и поиска его в этом мире. Санкиртана здесь сравнивается с луной, а ее свет - с бхакти-бхавой. Санкиртана - это источник, причина возникновения бхавы или рати, которая является проявлением хладини-шакти. Все виды наслаждения и истинного счастья исходят из этой потенции Господа.

4. видйавадху-дживанам ЭТО ЖИЗНЬ ВСЕГО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ЗНАНИЯ.

Другими словами, санкиртана - это жизнь трансцендентального знания. Так определяет Шри Чайтанья Махапрабху слово «санкиртана».

Когда человек участвует в санкиртане, он соприкасается с йога-майей или сварупа-шакти. Видья (знание) означает - сварупа шакти, а авидья (невежество) - майя-шакти или маха-майя. Бхакти-деви рассеивает невежество, наполняя сердце преданного трансцендентальным знанием. Она разрушает грубое и тонкое тело дживы, позволяя ей достичь освобождения. Одновременно с этим, бхакти-деви помогает обрести духовное тело. Это может быть форма гопи, если душе предназначено наслаждение мадхурья-расой. Любой вид взаимоотношений с Кришной (шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья), исходят из сварупы живого существа и проявляется, когда оно участвует в санкиртане. Поэтому кришна-киртана - это жизнь всего трансцендентального знания.

Когда живое существо поднимается до шуддха-саттвы (комбинация хладини- и самвит-потенции Господа), то бхакти проявляется в нем автоматически. Бхакти - это функция сварупа-шакти. Эта сварупа-шакти пребывает в сердцах вечных спутников Господа. Когда процесс бхакти осуществляется под их руководством, то шуддха-саттва проявляется незамедлительно.

5. анандамбудхи-вардханам УВЕЛИЧИВАЕТ ОКЕАН БЛАЖЕНСТВА.

Когда джива обретает духовное тело, пройдя все стадии очищения и достигнув освобождения, тогда святое имя Кришны увеличивает океан трансцендентального блаженства. Другими словами, шри-харинама-санкиртана исполняется и теми освобожденными душами, которые вошли в нитья-лилу Господа.

6. прати-падам пурнамритасваданам САНКИРТАНА ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАСЛАЖДАТЬСЯ НЕКТАРОМ СВЯТОГО ИМЕНИ ГОСПОДА, КОТОРОЕ НЕОТЛИЧНО ОТ НЕГО САМОГО, ПОСТОЯННО.

Кришна имеет четыре, только Ему присущие, качества:
a) лила-мадхурья - Он безграничный океан трансцендентальных игр;
b) према-мадхурья - Он славен любовью своих удивительных преданных;
c) вену-мадхурья - Сладостные звуки флейты Кришны привлекают ум каждого существа во всех трех мирах;
d) рупа-мадхурья - красота Кришны завораживает все движущиеся и неподвижные существа; тот, кто служит Кришне, никогда не пресытится служением Ему.

7. сарватма-снапанам парам ПРЕМАНАНДА СОВЕРШЕННО ЧИСТА!

Шри-кришна-санкиртана омывает дживу внешне и внутренне. Делает ее совершенно чистой от всех материальных осквернений. Это особое состояние души, которое передает нам Шри Чайтанья Махапрабху словами сарватма-снапанам парам. Обретя духовную форму, джива становится служанкой Радхарани, самого олицетворения хладини-шакти, которая всегда пребывает в махабхаве, наиболее возвышенном состоянии экстатической премы. Таким образом, шри-кришна-санкиртана всегда украшена этими трансцендентальными качествами. 1) Она вечна, 2) она источник знания и 3) все возрастающего блаженства. Пусть она одержит полную победу, явив самые сокровенные игры Господа Кришны, Радха-Кришна югала-пирити.

нама-санкиртана хаите сарванартха-наша
сарва-шубходайа, кришна-премера уллаша

«Принимая участие в шри-кришна-санкиртане, человек очистит свое сердце от всех анартх, от всех реакций греховной деятельности за многие рождения. Это единственное средство, позволяющее обрести любовь к Кришне». (Ч.Ч., Антья 20.11)

санкиртана хаите папа-самсара-нашана
читта-суддхи, сарва-бхакти-садхана-удгама

«Совместное воспевание Харе Кришна мантры приносит плоды всех видов садханы - достижение освобождения и обретение чистого преданного служения». (Ч.Ч., Антья 20.13)

кришна-премодгама, премамрита-ашвадана
кришна-прапти, севамрита-самудре маджджана

«Когда человек достигает криша-премы, он погружается в океан трансцендентального блаженства и входит в круг близких спутников Господа, постоянно занятых служением Ему. Так, в конце, он получает возможность непосредственно общаться с Господом». (Ч.Ч., Антья 20.14).

2

намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис
татрарпита нийамитах смаране на калах
этадриши тава крипа бхагаван мамапи
дурдаивамидришам ихаджани нанурагах

Перевод:

О, мой Господь, только одно Твое святое имя способно даровать все благословения живым существам, а у Тебя таких имен сотни и тысячи: Кришна, Говинда, Рама… Во все Свои имена Ты вложил все шакти, трансцендентальные энергии. И нет строгих правил для их повторения. О, мой Господь, по Своей доброте Ты дал возможность приблизиться к Тебе каждому. Но я столь неудачлив, что из-за моих оскорблений я потерял вкус и не чувствую привязанности к их воспеванию.

Комментарий:

Господь имеет бесчисленное множество имен, в которых Он сосредоточил все Свои трансцендентальные энергии. Каждое Его имя заключает в себе определенный вид энергии, соответствующий определенному настроению и расе, которая связывает живое существо с Господом. Согласно различным проявлениям Господа, существует бесконечное множество Его имен. Все они делятся на два типа: мукхья- и гауна-нама (основные и второстепенные). Мукхья бывают двух типов: мадхурья и айшварья (те, что представляют сладость Господа и те, что представляют Его богатство и могущество). К основным именам относятся: Кришна, Рама, Нарасимха, Васудева, Нарайана и т.д., к второстепенным - все прочие: Брахман, Параматма и т.д. Мадхурью, сладость Господа, представляют имена: Кришна, Радха-рамана и Гопиджанаваллабха. Айшварью, могущество Господа, представляют имена: Васудева, Рама, Нарасимха… Нами неотличен от намы, т.е. тот, кто обладает именем, не отличен от своего имени. Так проявляется бесконечное могущество Господа. И хотя нет строгих правил для воспевания святого имени, тем не менее, человек, чтобы обрести любовь к Господу должен, насколько возможно, избегать 10 видов намапарадх, оскорблений нама-прабху:

1) Поносить преданного, посвятившего себя распространению святого имени Господа;
2) Считать, что Господь и полубоги находятся на одном уровне или думать, что существует много богов;
3) Пренебрегать указаниями духовного учителя;
4) Умалять авторитет священных писаний (Вед);
5) Давать свои толкования святому имени Бога;
6) Совершать грехи, рассчитывая на силу святого имени;
7) Наставлять о славе имени Господа неверующих;
8) Приравнивать повторение святого имени к мирскому благочестию;
9) Быть рассеянным во время повторения святого имени;
10) Сохранять привязанность к материальным вещам, несмотря на повторение святого имени.

Эти десять оскорблений святого имени приведены в «Падма Пуране», там же сказано:

намапарадха-йуктанам
намани эва харанти-адхам
авишранти прайуктани
тани эвартха карани ча

«Только харинама способна освободить человека от совершенных оскорблений святого имени Господа. Поэтому человек должен постоянно повторять святое имя и достичь шуддха-намы, чистого его воспевания и конечной цели - любви к Кришне».

Святое имя Господа столь могущественно, что само способно защитить себя от всех видов оскорблений. Даже не налагая на себя епитимьи и не проходя процесса ритуального очищения, человек, который получил святое имя Господа из уст чистого преданного, повторяя его, очищает сам себя, того, кто слушает, и место, где его воспевает. Не следует, однако, слушать святое имя Господа от непреданных. Как говорится, если змея коснулась молока, оно становится отравленным.

нийамитах смаране на калах

святое имя Господа можно повторять всегда: во время еды, во время сна, днем и ночью - в любое время и в любом месте.

ниджа-сарва-шактис татрапита

в «Сканда Пуране» сказано, что Шри Кришна в свои святые имена вложил все потенции. Имя способно удовлетворить полубогов и даровать человеку материальное благополучие и процветание, Имя может даровать освобождение, и то же самое имя одарит душу, предавшуюся Господу, премой, божественной любовью.

нийамитах смаране на калах

человек может воспевать святое имя Господа, как в чистом, так и в оскверненном состоянии. Однажды, произнеся имя Рамы, он достигает освобождения от любого материального осквернения.

дурдаивам идришам ихаджани нанурагах

но тот, кто отказывается воспевать святое имя, - великий неудачник. Единственная плата за святое имя - это вера. И если человек не имеет веры в имя Господа, он не может воспользоваться всеми благами, которые предоставляет Господь обусловленному живому существу, воспевающему Его имя.

3

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих

Перевод:

Святое имя следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на улице, будучи терпеливей дерева, свободным от чувства ложной гордости, всегда готовым оказать почтение другим. В таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно.

Комментарий:

Тот, кто воспевает святое имя, избегая оскорблений, обретает:
1)естественное, присущее природе души, смирение;
2)сострадание, отсутствие зависти;
3)чистоту сердца, помыслов, отсутствие ложной гордости и всего того, что присуще ложному эго, которое заставляет нас отождествлять душу с телом;
4)уважение к другим и отказ от почестей по отношению к себе.

тринад апи суничена СМИРЕННЕЕ ТРАВИНКИ

Святое имя совершенно духовно. Оно пришло в этот мир из трансцендентной обители Господа. Тот, кто с ним соприкасается, может понять свое незначительное положение в бескрайнем бытии Господа. Ощутив величие Господа и вкус вечного, исполненного знания и блаженства бытия Господа, человек обретает естественное состояние смирения. Шри-харинама - это персонификация апракита-чинмайа-расы. Коснувшись сердца, она очищает сознание обусловленной дживы.

тарор апи сахишнуна ТЕРПЕЛИВЕЕ ДЕРЕВА

Свобода от зависти и сострадание в человческом обществе отличает святую личность, преданного Кришны. Тот, кто участвует в харинама-санкиртане, обретает это качество. Независимо от греховных и праведных поступков человек, осознавший себя как вечную душу, освобождается от различного рода кармы, что позволяет ему терпеливо сносить угнетающее воздействие материальной энергии.

харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха

«В Кали-югу нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути для достижения освобождения, кроме повторение святого имени. Повторяйте имя Господа! Повторяйте имя Господа! Повторяйте имя Господа!»

Трижды сказанное, само по себе, подтверждает важность этого заявления.

аманина ОТКАЗ ОТ ПОЧЕСТЕЙ И ПРЕСТИЖА

Это указывает на отсутствие ложного эго, эгоцентризма. Тот, кто постоянно участвует в шри-харинама-санкиртане, достигает такого уровня сознания очень быстро.

манадена УВАЖЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ

Шри-кришна-нама-санкиртана помогает человеку увидеть все души преданными Господа Кришны. Соответственно такому видению, человек становится способным оказывать уважение каждому. Этот высший этический принцип лежит в основе сознания Кришны. Обретя любовь к Кришне, человек сможет возлюбить все живые существа, на каком бы уровне эволюционного развития они не стояли.

киртанийах сада харих

Если человек способен следовать всем наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху, приведенным в этом стихе, то для него не составит труда воспевать святое имя Господа постоянно.

4

на дханам на джанам на сундарим
кавитам ва джагадиша камайе
мама джанмани джанманишваре
бхаватад бхактир ахаитуки твайи

Перевод:

О Джагадиша! Я не хочу богатства, мне не нужны красивые женщины, последователи, жена, дети, друзья и родственники. Единственное, о чем я молю: «Дай мне чистое преданное служение Тебе жизнь за жизнью!»

Комментарий:

В этом стихе говорится о чистом преданном служении, которое лишено каких-либо мотивов, кроме желания доставить удовольствие Кришне. Воспевая святое имя постоянно, человек очищается от всех видов анартх, и в его сердце пробуждается потребность в шуддха- или кевала-бхакти. Это состояние души описано Шрилой Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху»:

анйабхилашита шуньям гйана-кармадй анавритам
анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама

«Деятельность, которая ставит своей единственной целью удовлетворение чувств Кришны, называется уттама-бхакти. Она абсолютно свободна от каких бы то ни было эгоистических мотивов, включая стремление к освобождению (философия монизма - гьяна) и желание наслаждаться результатами своего труда (карма). Когда тело, ум и дар речи человека полностью заняты таким трансцендентальным служением, это называется уттама-бхакти. Уттама-бхакти проявляет себя в различных духовных эмоциях и любовных сентиментах, которые называются бхавами». (Б-р-с 1.1.11)

5

айи нанда-тануджа кинкарам
патитам мам вишаме бхавамбудхау
крипайа тава пада-панкаджа-
стхита-дхули-садришам вичинтайа

Перевод:

О Нанда-нандана! Я Твой вечный слуга, но так уж случилось, что я пал в океан рождения и смерти. Прошу Тебя, вытащи меня из сетей кармы и сделай одним из атомов у Твоих лотосных стоп.

Комментарий:

Человек, который участвует в миссии санкиртаны, уже свободен от материального существования. Но как проповедник славы святого имени он действует на платформе сознания тех людей, которым он проповедует. Как врач нужен больному, так и человек в сознании Кришны нужен материалистам. И с позиции их материального сознания он обращается к Господу: «О Нанда нандана, так или иначе, я упал в океан рождения и смерти, вызволи меня, прояви милость». Это понятно, потому что без милости Господа никто не может обрести освобождение. Каждый человек должен это сознавать. Даже освобожденная личность, находясь в этом материальном мире, ведет себя таким образом, чтобы не давать повода «дурному» подражанию, обучая людей хорошим манерам на своем примере.

Когда человек развивает в себе сознание Кришны, он поднимается от садхана-бхакти - до бхава-бхакти и према-бхакти. Вот девять признаков того, кто достиг БХАВЫ:

1) Кшанти - даже посреди великих трудностей и бедствий, которые подстерегают каждого в этом мире, преданный Кришны остается невозмутим, спокоен и рассудителен.
2) Авьяртха-калатва - он не тратит попусту время на то, что не связано с бхакти.
3) Виракти-шуньята - полное отсутствие привязанности к чувственным наслаждениям.
4) Мана-шуньята - отсутствие гордости, которая исходит из сознания «я» и «мое».
5) Аша-бандха - безотчетное чувство надежды достичь Бхагавана.
6) Уткантха - все возрастающее страстное желание достичь Бхагавана
7) Нама-гане-саду-ручи - очень сильная привязанность к воспеванию святого имени, вкус которого превосходит все виды материальных и духовных наслаждений.
8) Асактис-тад-гунакхьяне - привязанность к слушанию и воспеванию качеств Бхагавана и
9) Притис-тад-васати-стхале - любовь ко всему, что связано с именем Господа (прежде всего к месту, где Он проводит Свои игры.)

Начальная стадия развития любви к Кришне, называется бхава. Она исходит из вишудха-саттвы, чистой благости и выражается в различного рода признаках: слезы, волосы на теле встают дыбом, трепет, дрожь в теле и т.д. Когда человек погружен в медитацию на лотосные стопы Кришны, его сердце тает, и из его глаз ручьями льются слезы.

АНУБХАВА - внешне проявляется в тринадцати характерных признаках, которые описаны в «Бхакти-расамрита-синдху» (2.2.2.):

1) нритьям - танец; неудержимое желание танцевать;
2) вилутхитам - катание по земле;
3) гитам - пение;
4) крошанам - крик;
5) танумотанам - извивание тела змеей;
6) хункаро - издавание звуков, подобно рычанию;
7) джиримбханам - зевание;
8) шваса-бхума - тяжелое дыхание;
9) локанапекшита - отвержение других;
10) лалашрава - слюнотечение;
11) аттахаса - громкий смех, хохот;
12) гхурна - ошеломление;
13) хикка - икота.

САТТВИКА-БХАВА

Трансформация вишуддха-саттвы, которая проявляется в восьми признаках:
1) стамбха - ошеломление;
2) сведа - испарина;
3) романча - волосы становятся дыбом;
4) сварабхеда - дрожь в голосе, прерывистый голос, запинание;
5) кампа - трепет;
6) вайварния - изменение цвета лица, побледнение;
7) ашру - слезы;
8) пралайа - потеря сознания;

Все эти смптомы наблюдаются у человека, достигшего бхавы.

Шри Чайтанья Махапрабху спрашивает: «О, Кришна! О, мой Господь, когда глаза мои украсятся слезами любви, непрестанно текущими при пении Твоего святого имени? Когда голос дрогнет и волосы на моем теле встанут дыбом при повторении Твоего имени?»

«Без любви к Богу (према-дхана) эта жизнь бесполезна! О Прабху, пожалуйста, прими меня как своего слугу и дай мне прему»

В результате оскорблений, сердце человека становится как камень. Чтобы его размягчить, необходимо найти прибежище у Намы Прабху, имени Шри Гауранги.

При чистом повторении святого имени из глаз человека непроизвольно льются слезы и все другие симптомы, присущие бхаве, анубхаве, саттвика-бхаве и вьябхичари-бхаве, проявляются в теле один за другим.

6

найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-руддхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахаве бхавишйати

Перевод:

О, мой Господь, когда глаза мои украсятся слезами любви, непрестанно текущими при пении Твоего святого имени? Когда голос дрогнет, и волосы от экстаза на моем теле встанут дыбом при повторении Твоего имени?

Комментарий:

Существует пять основных видов любовных отношений (мукхйа-раса) и семь второстепенных (гауна-раса), которыми наслаждается Кришна в обществе Своих преданных. В этом стихе приводится описание состояния живого существа, восстановившего свои любовные отношения с Кришной в одной из этих пяти типов рас.

Мукхйа-раса:

1) шанта - нейтральный, спокойный;
2) дасья - в настроении слуги;
3) сакхья - братские, дружеские;
4) ватсалья - родительская любовь;
5) мадхурья - супружеская любовь;

Гауна-раса:

1) хасья - насмешливость;
2) адбхута - удивление;
3) вира - героизм;
4) каруна - сострадание;
5) раудра - гнев;
6) бхайанака - страх;
7) вибхатса - отвращение;

Все эти виды эмоциональных состояний исходят их различного типа любовных отношений с Господом. Они могут сочетаться, дополнять или, наоборот, входить в противоречие друг с другом. РАЗВИТИЕ ПИРИТИ от РАТИ к МАХАБХАВЕ - описано в «Пирити-сандарбхе» (Ануччхеда, 84). Здесь мы только перечислим стадии, которые проходит душа при достижении своего высшего предназначения: РАТИ; ПРЕМА; ПРАНАЙА; МАНА; СНЕХА; РАГА; АНУРАГА; БХАВА и МАХАБХАВА.

В «Шримад Бхагаватам» высшее предназначение души описывается следующим образом:

мартйо йада тйакта-самаста-карма
ниведитатма вичикиршито ме
тадам ритатвам пратипадйамано
майатма-бхуйайа ча калпате

«Когда живое существо оставляет деятельность, направленную на удовлетворение своих чувств и, страстно желая угодить Мне, полностью вручает себя Мне, оно достигает освобождения от повторного рождения и смерти и входит в круг Моих вечнных спутников». (Ш.Б. 11.29.34).

Кришна потрясен преданностью гопи, которые ради Него оставили все и переступили через все социальные обычаи и принципы религии. Их единственное счастье и отрада - это счастье Кришны. Такая преданность не содержит ни тени эгоизма. Поэтому она не доступна для осознания обусловленными душами этого мира:

эвам мад-артходжджхита-лока-веда
сванам хи во майй анувариттайе ‘балах
майапарокшам бхаджата тирохитам
масуйитум мархатха тат прийам прийах

«Мои дорогие гопи, ради Меня вы отвергли все мирские обычаи, предписания Вед и ваших родственников. Ваша привязанность ко Мне постоянно растет. Даже если Я скроюсь из поля вашего зрения, вы все равно не сумеете забыть Меня. Поэтому Мои возлюбленные гопи, пожалуйста, не презирайте и не мстите Мне, вашему возлюбенному».

Шри Чайтанья Махпрабху есть Сам Кришна. Желая насладиться Своей собственной любовью, Он принял цвет тела Радхарани и Ее бхаву. Начав проповедь святого имени Кришны, Он предоставил всем обусловленным душам возможность отведать нектар этой наиболее сладостной и возвышенной из всех рас, мадхурья-расы, принимая участие в санкиртана-лиле.

7

йугаитам нимешена чакшуша првришайитам
шунйайитам джагат сарвам говинда-вирахена ме

О Говинда! В разлуке с Тобой каждое мгновение для меня подобно юге. Из глаз моих потоками льются слезы. Мир пуст, когда в нем нет Тебя.

8

ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанан марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах

Нет для меня иного Господа, кроме Кришны, и Он останется Им навсегда. Обнимет ли меня или разобьет мне сердце, не показываясь на глаза, - Он волен поступать, как пожелает. Независимо ни от чего, Он - мой прананатха, сама моя жизнь, мой возлюбленный и Тот, которому я поклоняюсь.