ЭКСТРЕМИЗМ
Беседа Мурали Мохана Махараджа с проф. В.И.БОБРОВИЧЕМ, деканом факультета политологии Белорусского Государственного Лингвинистического Университета, 8.07.2012
МММ: Экстремизм – это то, о чем бы я хотел с Вами поговорить, на сей раз.
В Екатеринбурге к нам пришли люди из органов по борьбе с экстремизмом. «Мы хотим провести у вас проверочку ваших книг на экстремизм, - сказали они. – Вы должны дать нам расписку, что вы не возражаете против такой проверки….» Не правда ли, смешно. Если вы приходите с проверкой на экстремизм и у вас есть на то основания, то вам не нужно спрашивать у меня «разрешения»….
Бобрович: Вы не можете наделить их такими правами: либо у них есть такие права, либо их нет. Таким правами наделяет либо государство, либо Господь Бог.
МММ: В этом и дело. Мои книги есть в библиотеках, в каталоге с номером ISBN, и с ними, при желании, можно ознакомиться на интернете. Ситуация довольно комичная. Так ведут себя только сумасшедшие или авантюристы, но не официальные представители власти. В действительности, у этих демократов нет ни власти, ни правительства, способного наделить их властью; нет у них и веры в Бога. Этот случай натолкнул меня на мысль: «Что такое экстремизм на самом деле, и что таковым не является? Существует ли какое-то определение экстремизму? Как политолог, что вы можете по этому поводу сказать?
Бобрович: Ну, чтобы дать определение самому понятию ЭКСТРЕМИЗМ, нужно четко разделять два смысла, которые в него закладывают: правовой и сугубо политический. Последние годы в связи с событиями 9 сентября 2001 года этому понятию очень много придается политического смысла. В США были приняты серьезные поправки в законодательстве, которые ограничивают конституциональные права граждан. Получилась такая коллизия: западное общество развивалось в направлении увеличения прав человека, но, неожиданно возникшая ситуация вынудила их ограничить эти права. Это и дополнительный досмотр, прослушивание и т.д. Это всегда очень болезненно воспринималось, но в данном случае это было принято как вынужденная мера предосторожности. Пришлось выбирать между полной свободой и, если не полным, то некоторым ее ограничением. Угроза безопасности наложила отпечаток, придав экстремизму политический смысл. И теперь не только в Америке, но и во всем мире, стали расширять понятие терроризма и экстремизма, используя это как возможность что-то запретить. Очень многое из того, что не нравится, стали объявлять экстремизмом. Особенно это характерно для России, там, где традиции прав человека и плюрализма очень слабы….
МММ: Похоже, бесправие и рабство, с которым борются их национальные герои, – для основной массы народа это их естественное состояние, при котором не нужно напрягать мозги и принимать самостоятельные решения. Проявление невежества, тама-гуны – это леность, спячка, идиотизм, которым наслаждается их неразвитая душа.
Идиосинкразия – особенность вкуса, наклонностей, безотчетной любви и ненависти в человеке. Заболевание, вызываемое недоразвитием щитовидной железы и сопровождающееся слабоумием. Тупоумие, идиотизм… (тупая, бессмысленная вера во всемогущество и непогрешимость системы управления, непонимание того, что вопросы общественной жизни решаются не парламентом, а реальным соотношением индивидуумов, обусловленных их прошлой кармой).
Бобрович: Очень долго была традиция единомыслия: вот это разрешено, а это запрещено.
Теперь борьба с экстремизмом и терроризмом позволяет запретить то, что не укладывается в их понятия, не нравится и что не соответствует их представлению о том как должно это быть.
МММ: При этом, надо заметить, что большое значение имеет человеческий фактор. Так, например, если вы кому-то не понравились, то это может повлиять на ваше служебное положение, в особенности, если это ваш непосредственный начальник. И даже в суде при разбирательстве дела при всей формальности и всем беспристрастии судопроизводства, если вы Харе Кришна, а судья православный христианин, то исход дела может быть весьма сомнительным.
Сейчас я пишу новую книгу «Лев Толстой и сознание Кришны». Толстой был ярым противником церкви, за что был отлучен и предан анафеме. С позиции официальной церкви и существующего порядка Он был экстремистом, как, впрочем, Пушкин и многие другие выдающиеся деятели русской культуры и науки. Если вычленить Льва Толстого и Пушкина, то на самом деле ничего от русской культуры не останется…. Чем собственно гордиться этому великому русскому народу? Ни приличного ученого за редким исключением (Ломоносова и еще нескольких), ни философов, ни…. Как сказал Лермонтов, «страна рабов и стран господ и вы мундиры голубые, и вы им преданный народ!»
Россия – страна Стеньки Разина и Емели Пугачева, литературных героев: Раскольниковых и князей Мышкиных…. Кто им может помочь? Ни Бог, ни Царь и ни герой…. Этим людям может помочь только Харе Кришна. Как сказал Бисмарк, русских никто не может победить, мы в этом убедились. Но надо заметить, что они никому и не нужны. «Если им привить ложные ценности, то они сами себя победят». И если им подбросить ложную идею, то ради нее они сами себя и друг друга истребят.
Бобрович: Экстремизм в России становится показателем менталитета русских. Экстремизм и экстремальность иногда связывают с характером русских, с географическим фактором – вот широта просторов, безбрежность, которая диктует как бы широту души и поведения русских. То они тихие, спокойные, забитые, то бунтуют, сметая все на своем пути; то они грешники, из кабака не вылезают, то – праведники, святые. Крестятся и, как сумасшедшие, бегут в церковь. Возьмите Петра Первого, экстремистскими методами он европеизировал Россию.
МММ: Петр Первый попытался облагообразить Россию, приведя ее к единому существующему на западе порядку. На самом деле все эти особенности в характере русских, как и особенности характера западных людей, находящихся под пятой христианской доктриной, морали и этики, что является сочетанием различных гун природы, которая наделила душу материальным телом и соответствующей ментальностью. Гуна страсти (раджа-гуна) создает, гуна благости (саттва-гуна) поддерживает, а гуна невежества (тама-гуна) разрушает. Судя по всему, у русских в основном превалирует тама-гуна, невежество, которое способно уничтожить весь мир. Нехватка благочестия сказывается в постоянных конфликтах и распрях между социальными группами, верующими, различных конфессий и внутренней борьбой, которая сопровождается кровопролитием.
Бобрович: Что самого Льва Толстого подтолкнуло обратиться к Кришне?
МММ: Однозначно будет трудно ответить на этот вопрос. Существует сакральная связь души в Богом, – источником всего сущего. Мы с вами тоже не первый день знакомы и не первый раз касаемся темы сознания Кришны и, кажется, интерес к ней не угасает. Что его поддерживает?
Отношения души с Кришной вечны. В результате греховной деятельности большинство людей их могут просто забыть. Но при определенном стечении обстоятельств, когда человек следует определенным ограничениям чувственных наслаждений и принципам религии память восстанавливается. Толстой был подвижником своего времени. Он был вегетарианцем и не на словах, а на деле следовал учению Христа, что отличало его от официальных представителей церкви. Практикуя ахимсу, принцип ненасилия (Толстой был вегетарианцем), он естественным путем пришел к Кришне. Где и когда Толстой впервые встретился с учением Гиты? На русском языке Гита впервые была издана в 1788 г. под патронажем императрицы Екатерины II с одобрения Синода. В то время православная цензура расценивала «Бхагавад-гиту» как «душеполезную книгу».
Бобрович: Надо думать, Толстой противопоставил себя не учению Христа, а православной церкви.
МММ: Разумеется. Его отношение к церкви имело политический характер, поэтому в полицейском управлении на него было заведено дело. Связь религии с политикой в России существовала всегда. В наше время, в годы застойного периода, церковь была под присмотром КГБ; она и сейчас в одной с ними упряжке. Религия, сфера идеологии и политика в настоящее время в руках негодяев. Пока мы говорим в приватной беседе – это одно, но если это выходит за пределы нашего узкого круга и становится достоянием широкой общественности – то это уже политика.
Когда религия используется не по назначению, а именно для развития любви к Богу и сознания Бога, то она становится более опасной, чем кобра, украшенная драгоценным камнем. Кобра сама по себе опасна, ее яд смертелен. Но если ее украсить драгоценным камнем, то она становится еще более опасной, так как глупцы привлекаются блеском золота и бриллиантов и, забывая об опасности, сами лезут в ее пасть.
Бобрович: Как я понимаю, сейчас в России сама церковь становится источником экстремизма. Она прибегает к экстремизму для борьбы с конкурентами.
МММ: В этом и проблема. Существует конституция, где сказано, что религия отделена от государства и ни одна религия не может быть государственной, с другой стороны фактически РПЦ (как сейчас называют русскую православную церковь), правит бал, занимая особое положение в государстве, в котором правит «Единая Россия». Закон попирается силой принадлежности к той или иной партии, организации или религии. Как я уже упоминал выше, даже в судопроизводстве человеческий фактор доминирует над правами граждан, записанными в конституции страны. Свобода совести и вероисповедания, проповеди своих религиозных убеждений и распространение литературы часто подвергаются цензуре на экстремизм. Экстремизм сейчас рассматривается не как явление в целом, в общих чертах, а в каждом частном случае в решении тех или иных вопросов, спорных и часто конфликтных ситуаций, которые возникли в силу пристрастия, продиктованного принадлежностью к той или иной группе или религии. Так, например, сейчас у нас возник прецедент: типография при печатании книг сделал брак. Это самоочевидный факт. Мы пытаемся подать в суд, но этот путь от заявления до рассмотрения его в суде становится величиной с вечность, потому что в канцелярии суда сидит православная женщина, считая себя поборником истинной веры и своим святым долгом препятствовать представителям сатаны, которыми они считают последователей Кришны.
Бобрович: Похоже, как охота на ведьм, которая удачно использовали в борьбе с конкурентами на экономической и политической арене. Это – наши, а это – чужие. Ваш случай наглядно иллюстрирует общую тенденцию в России. Превращение церкви в часть государства и легитимизации, такой взаимовыгодной формы существования правящей партии и церкви.
МММ: Да, церковь проводит акцию выборов, и выборные ею лидеры поддерживают церковь. Как говорят, рука руку моет. Надо думать, что церковь неофициально находится на государственном бюджете и существует не на добровольные пожертвования с прихожан, но на деньги с налогоплательщиков, либо с долевого участия в бизнесе и теневой экономике, например, с распродажи алкоголя, табака и наркотиков, что составляет львиную долю бюджета. Как государственные чиновники пользуются для личной жизни средствами, поступающими из государственной казны, так и церковь пользуется государственными каналами (в частности средствами массовой пропаганды), к которым имеет доступ правительство.
Бобрович: Да, церковь поддерживает власть, а власть помогает церкви словом и делом, силовыми и другими средствами, которыми располагает неограниченно и бесконтрольно. Недавно нашумевший случай с патриархом Кириллом показал растущее противостояние гражданского общества церкви. Не потому что гражданскому обществу не нравится церковь, но потому что церковь начинает играть роль института вопреки конституции. В настоящее время в России особенно четко прослеживаются черты теократического правления или общества, в котором правит церковь, представляющая существующую власть.
МММ: Теперь мы видим, что демократия постепенно подменяется не только теократической формой правления, но и с присущим элементам монархии формально ограниченной парламентом тех, кто представляет интересы правящей партии.
Бобрович: Это характерная особенность начинающих демократически неразвитых стран, которые не успели созреть и обрести иммунитет против всех болезней. Такие правительства постепенно превращаются в жесткую авторитарную единоличную власть, что является закономерностью. Сначала человек получает власть от народа, потом начинает решать за народ, держит народ за неразумных послушников и в конце не отдает эту власть, по причине опасения, что его могут за что-то и спросить….
МММ: Похоже на правду, не исключено, что тот же народ, как это уже было во времена оные, поднимет своих кумиров и их адептов на вилы. Мне вспомнился не давний случай, я ехал в поезде, и в купе со мной ехал один молодой человек в Смоленск, поступать в военное училище; на груди у него был весьма выдающийся крест напоказ, и он этим бравировал… Мы разговорились, желая выяснить его отношение к христианству, я спросил, действительно ли он верит в Христа. На что он прямо заявил, что его крестили родители, и он не верит ни в Христа, ни в черта, а крест носит, как дань моде, как бижутерию. В связи с этим, я должен сказать, что это весьма показательно для современного христианства, не веры, а поверии, которое существует как дань моде, традиции, ставшей для многих обычаем, неким атавизмом. Атавизм – это появление у потомка какого-нибудь признака, существовавшего у его отдаленных предков (о явлениях уродства или вырождения). Частой формой такого атавизма у человека является хвостовидный придаток, орган, в котором нет реально никакой надобности. Аналогично этому и современное христианство подобно хвосту лемура, животного отряда приматов, обитающих в лесах острова Мадагаскар; полуобезьяны…. Демократизация России – это предполагаемый шаг вперед в развитии гражданских свобод и плюрализма, а христианизация России подобна атавизму.
Бобрович: Когда советская власть ушла в прошлое, то подавление религии тоже ушло в прошлое, и на этой волне многие стали позиционировать себя как верующие, в том числе и бывшие партийные работники, явные атеисты.
МММ: Не так много времени прошло и те, кто преследовали религию, теперь стали ярыми поборниками религии.
Бобрович: Это объясняется еще и тем, что долгие годы в этой стране марксизм-ленинизм играл роль заменителя религии. Он давал людям некую веру. Нам говорили: нужно быть убежденным, нужно верить… когда марксизм-ленинизм ушел, то это пустое место вновь попыталась занимать некая вера.
МММ: В настоящее время религия – это просто идеология, которая заменила коммунистическую доктрину. Сначала марксизм вытеснил христианство, а потом реанимация христианства, вытеснила марксизм. На самом деле люди остались те же самые. Нигилизм – вот их вера. Полное безверие и фальсификация веры не способствует их духовному развитию, а скорей наоборот, их деградации.
Бобрович: Да, но представителям власти, президенту, в частности, было выгодно появляться в церкви и показывать мнимое единство народа, пастырем которого их избрала сама паства. Это продиктовано желанием продемонстрировать, что у власти есть некоторые идеалы, и эти идеалы власти вот тут!
ДРУЖНЫЙ СМЕХ, после этого, просмеявшись от души, я снова задал вопрос профессору:
ПОЛИТИКА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА
МММ: Существует ли какая-то альтернатива этому? Как политолог, специалист в этой области вы, должно быть, наблюдаете какие-то позитивные изменения в обществе и в сознании людей.
Бобрович: В «Братьях Карамазовых» Достоевский рассматривает гипотетический случай, что если бы пришел Христос, то именно представители официальной церкви его бы и не признали, а если признали, то не пустили бы к массам, потому что им это крайне не выгодно. Явление Христа способно было бы поколебать авторитет самой православной церкви. Вспомните историю о великом инквизиторе….
МММ: Я с вами согласен. Но обратимся к Ведам, которые утверждают, что живое существо есть душа. Осознание этого представляет собой основу для достижения взаимопонимания людей с разными политическими, религиозными и пр. убеждениями; принадлежащих к различным культурам, этническим группам, живущих в разных географических и климатических условиях, имеющих различное социальное положение. В современный век вражды и лицемерия (Кали) нас разделяет и национальная принадлежность, и индивидуальность, которая основана на сознании «я есть материальное тело», возрастные различия, различия во мнениях и бесчисленное множество теорий как обрести мир и стать счастливыми. Как не странно, в Абсолюте все самые противоречивые мнения и точки зрения непостижимым образом уживаются. В Гите сказано, что то состояние бытия, о котором человек вспоминает в момент смерти, оставляя это тело, он и достигнет непременно. Таким образом, подумайте, что самая сумасбродная идея или мысль, пришедшая в голову в момент смерти, может стать для кого-то его реальным бытием.
Всемогущий Бог, исполнит любое наше желание и воплотит любые наши мысли в реальное бытие. Но понравится ли нам это? Будет ли это адекватно нашему представлению о счастье согласно нашей истинной духовной природе.
Нет ничего, что не существовало бы вне Абсолюта: ни одна мысль, идея или концепция, которую мы принимаем за истину – все сущее непостижимо существует в Кришне в бесконечном разнообразии и непостижимом единстве. Из всего многообразия живое существо выбирает то, что считает для него верным, и Господь, находясь в сердце живого существа как Параматма, являясь свидетелем, исполняет его желание. Теперь представьте, каково состояние сознания и мыслей современных людей, в каком кошмаре они живут, и у вас волосы встанут дыбом….
Конечно, душа трансцендентна, поэтому адаптируется к любым условиям материального существования, получив соответствующее тело. Мы видим, что даже свинья, лежа по уши в собственных испражнениях или червяк в навозе, считает, что неплохо устроился. Из сознания своего истинного я, души, складывается и общественное сознание; снова и снова души воплощаются в телах христиан или индусов, в семьях евреев или мусульман, атеистов и сущих демонов….. Такова иллюзия, в которой пребывает живое существо, оставившее непосредственное служение Кришне, Душе всех душ и источнику всего сущего.
Те, кто исповедует ислам, становятся исламистами; те, кто считает себя православными, рождаются в этой культуре, принимают за истину то, что им навязывает РПЦ…. Мало кто интересуется Богом и своими отношениями с Ним. Абсолютное большинство людей обращаются к религии исключительно только ради удовлетворения своих материальных потребностей в еде, сне, сексе и обороне.
В «Шримад Бхагаватам» сказано: «Раздираемые внутренними противоречиями, все виды религий, за исключением Бхагавата-дхармы, основаны на корыстных устремлениях и разделении на чужих и своих, чужое и свое. Люди обращаются к другим, низшим видам религии с целью уничтожить своих врагов или обрести мистические способности, однако подобные религии полны страсти и зависти и потому нечисты и преходящи. Пронизанные злобой, они наполнены безбожием. Такое умонастроение чуждо последователям «Шримад-Бхагаватам». Они полностью поглощены сознанием Кришны, считая, что Кришна принадлежит им, а они – Ему” (Ш.Б. 6.16.41). «Бхагавата-дхарма свободна от противоречий. В ней отсутствует понятия «моя религия» и «твоя религия». Следовать бхагавата-дхарме – значит следовать наставлениям Верховной личности Господа»
«Что хорошего в религии, заставляющей людей ненавидеть себя и других? Разве она может принести какое-то благо своим последователям? В чем тогда ее ценность? Человек, причиняя под влиянием ненависти боль себе и окружающим, навлекает гнев Господа и становится безбожником» (Ш.Б. 6.16.42).
Любое религиозное течение, за исключением бхагавата-дхармы, – религии вечного служения Верховной Личности Бога, – это просто организованное насилие над самими собой и другими».
Цель человеческой жизни достигается тогда, когда душа получает освобождение от повторного рождения и смерти, и, восстановив свои отношения с Кришной, обретя любовь к Господу, возвращается в духовный мир.
В единой семье Бога, где каждое существо достигает своего идеала: равенства, братства и свободы, то, к чему стремятся философы-гуманисты, социалисты, коммунисты и демократы.
Создание интернационалов, бесклассовых обществ, ЭКУМЕНИЗМ, попытки объединить все религии и найти основу для взаимопонимания не принесли ничего кроме разочарования и создания новых проблем. И сейчас многие люди невольно обращаются к восточной философии, в частности к Ведам, которые служат своего рода пробным камнем, но ортодоксальные церкви становятся тормозом для их пути. Стоя на позициях разделения, они являются причиной экстремизма. РПЦ в настоящее время, получив в поддержку правящей партии, является наиболее экстремистской организацией, которая пытается объявить всех, кто с ними не согласен, экстремистами. Нетерпимость все чаще и чаще приобретает характер религиозной нетерпимости.
Бобрович: Это самый яркий пример нетерпимости – религиозная нетерпимость. «С нами Бог!», - под этим девизом подписывались кровью многие диктаторы мира.
МММ: Да, если Бог, столь великая личность, с нами, то надо думать, что мы победим! Экстремизм – это религиозная нетерпимость плюс вера в чудеса Христовы и избранность одних перед другими такими же избранными (фанатиками), как и они сами.
Бобрович: Что сказано об этом в Бхагавад-гите? Почему так много религий? Если Бог один, то и религия должна быть одна.
МММ: Это особое проявление милости Кришны для разных типов людей. Он дал различные религии (даже для дикарей есть какая-то религия). Однако, как говорят, что пища для одного, то яд другому. Если человек склонен следовать своей религии, ее заповедям, то, нет сомнения, что он в свое время придет к сознанию Кришны, но если он нарушает все данные Богу обеты и заповеди (того же Христа), то какой прок в религии вообще?
Религия – это закон Бога, которому необходимо следовать. Нет смысла обсуждать какая религия лучше. Необходимо следовать принципам установленным религией. Мы проповедуем бхагавата-дхарму – любовь к Богу, которую можно обрести в рамках религии, если следовать ее заповедям. Мы не собираемся никого конвертировать, как христиане, или мусульмане, но напоминаем им об их обязанностях и цели религии. Сознание Кришны – это цель, к которой должен стремиться каждый верующий в Христа, Аллаха или Будду…. Сознание Кришны – это чистое сознание Бога, которое заложено в природе трансцендентной души, освободившейся от ложного эго, телесных представлений о жизни: я есть тело и все, что к нему имеет отношение, мое. Здесь все принадлежит Богу, и Бог доброжелатель и друг каждому. Это то, что говорит Кришна в Гите (5.29).
Бог один! Не так что есть два, три Бога или у каждого свой Бог. Бог – один! Это значит, что нет ничего кроме Бога. В различных проявлениях: имперсонально, локально и личностно – Кришна проявляет Себя разным образом. Но люди не интересуются Кришной. Они не знают, Кто истинно Бог, и на всякий случай поклоняются полубогам, сильным мира сего или духам…. Кто бы ни давал им возможность заработать деньги или удовлетворить потребности материального тела, ума и чувств, они будут его почитать как Бога, обожествляя силы природы, культ-личность, или нечто мысленно состряпанное. При этом, кто бы кому не поклонялся, он поклоняется Кришне, но делает это не так, как положено. В этом проблема. Служа семье, обществу, кошкам, собакам, –каждый остается слугой Кришны, но служит Ему не непосредственно, а Его энергии, направляемый гунами материальной природы.
Кришна – всех привлекающий. Кришна находится в ядре каждого атома и в сердце каждого существа, и все находится в Его энергиях. Мы можем видеть Кришну или нет, осознавать его присутствие или нет, но именно Кришна нас привлекает. Он скрыт от глаз материалиста завесой йога майи. Они видят только проявление Его внешней энергии, форму, которая скрывает от них Кришну и душу, как его неотъемлемую частицу. Когда душа покидает тело, то даже самое красивое тело становится безобразным. Именно душа, живое существо, привлекает нас, но мы видим только тело, которое скрывает от нас душу.
Сознание Кришны преследует одну цель - восстановление связи с Кришной и всеми живыми существами, которые являются неотъемлемыми частицами Кришны – возвращение в свое изначальное положение вечного слуги Кришны. Если Бог – отец, то надо думать, что все живые существа во всех формах жизни братья и сестры, члены одной великой семьи Бога.
Насилие и экстремизм заложены в самой природе материального существования и сознания «я есть материальное тело»; экстремизм проявляется уже в том, что мы склонны поедать плоть других живых существ, причиняя им страдания. Если вы мясоед, дайте умереть животному и потом съешьте его труп. Вы не можете забрать жизнь (тело), так как не в состоянии дать этому живому существу новое.
Только подумайте, «НЕ убий!», Не укради, не прелюбодействуй!!…. Для кого эти заповеди? Для дикарей, живущих в джунглях. Христиане отстаивают свое право на то, чтобы есть мясо, говоря, что «не убий» относится к убийству человека, а не животного. И что вы думаете, для кого эта религия? Для бандитов с большой дороги и людоедов. Это религия каннибалов. Нормальному, цивилизованному человеку не придет даже в голову убивать кого бы то ни было. Поэтому сообразите: человеку, который обрел сознание Кришны, чуждо самое понятие экстремизм. Что такое экстремизм и как он проявляется? У атеистов экстремизм проявляется в том, что они восстают против Бога, а у так называемых верующих – в том, что они нарушают заповеди Бога и не повинуются Его воле. На этом мы остановимся, чтобы продолжить эту тему экстремизма в другой раз.