АПОЛОГЕТИКА

ВВЕДЕНИЕ
Апологетика -
это раздел в теологии, посвященный защите истинности какого-либо учения. Слово «апологетика» (с греческого apologia означает защита) первоначально вошло в употребление в связи с распространением христианской доктрины как речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. «Апологетами» называли христианских писателей 2-3вв., которые в своих «апологиях», обращенных к римским императорам или просвещенной публике, старались отстоять правоту христианства. К ним причисляют Аристида, Юстина Мученика, Татиана, Афинагора, Минуция, Феликса и Тертуллиана. Позже, в период гонений на христианство, апологетом стал Августин, который написал трактат «О граде Божием» (413-426) в ответ на обвинения христиан в том, что постигшие Рим несчастья вызваны отказом от поклонения языческим богам.

В оправдание с целью защиты христианского учения от Аристотелевой логики, проповедующей пантеизм, Фома Аквинский написал свою «Сумму». В эпоху, когда христианство во многих странах Запада стало государственной религией, в апологетике отпала особая необходимость, поэтому со временем слово «апологетика» стало подразумевать уже «не защиту христианской веры от нападок нехристианских мыслителей, а защиту ортодоксии от соперничающих трактовок этой веры в рамках самого христианства». Такова Апология Аугсбургского исповедания (1531) Ф.Меланхтона (1497-1560) и сочинения кардинала Беллармино (1542-1621), направленные против протестантских “еретиков”. В 18в. возникла острая необходимость в защите христианской веры от рационализма. Среди произведений, написанных против догмата христиан, особым влиянием пользовались «Аналогия религии» (1736) епископа Дж. Батлера и «Свидетельства» в пользу истинности христианства (1794) архидиакона У. Пейли. Начиная с 19-20вв. поток апологетических сочинений широким потоком направился в русло примирения христианской веры с современной наукой и философией. Апологеты нашего времени утверждают, что прогресс современной мысли прямо зависит от христианских прозрений. «Большинство новейших теологических сочинений, по существу, носит апологетический характер, поскольку современным теологам приходится постоянно примирять христианскую веру с данными науки, психологии, социологии и философии».

Последним направлением христианской апологетики стала борьба с движениями Нью-эйдж и сектами в самом христианстве. В своем «Сектоведении», учении о сектах, сектоборец А.Л. Дворкин обрушивает основной удар на Движение Харе Кришна (ISKCON), начатое Шрилой Прабхупадой. Объектом незаслуженных нападок стало и основное писание «кришнаитов» «Бхагавад-гита, как она есть». Индийские парламентарии выразили крайнюю обеспокоенность в связи с тем, что власти российского города Томска были намерены признать «Бхагавад-гиту» экстремистской книгой.

Возникает вопрос: НУЖНО ЛИ ЗАЩИЩАТЬ СВОЮ ВЕРУ?

У многих современных христиан, считающих себя православными, возникает весьма болезненная и, как кажется, ненормальная для христианина реакция при слове «СЕКТА».

Говоря о защите вероучения, апологетика сегодня представляет собой науку, которая, скажем, в процессе своего развития стала богословской наукой в полном смысле этого слова.

Вопрос: «Следует ли русским кришнаитам пренебрегать этой наукой?» Нет! Конечно, пока нет догмата, нечего и защищать. Апологетика не имеет никакого отношения ни к инквизиции, ни к религиозным войнам. Напротив, там, где люди убивают друг друга, нет места апологетике, как и любым проявлениям разума.

Как было сказано, апологетика - это, прежде всего, наука. Она посвящена вопросу защиты веры. Она служит доказательством правоты религиозных взглядов и учения, которое передавалось по цепи ученической преемственности. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Когда принципы религии приходят в упадок, Я сам прихожу из века в век, чтобы восстановить их». Но в отсутствии Господа, не дожидаясь Его прихода, необходимо действовать самим преданным Кришны, верящим в Его наставления, которые даны в Гите. Это также хорошо! Разумеется, кулак никогда не принимался как решающий аргумент для свидетельства любви к Богу. Конечно, можно постараться силой заставить оппонента изменить точку зрения, и на протяжении человеческой истории предпринималась масса таких попыток, но, как говорит известная русская пословица, «насильно мил не будешь». Последователи сознания Кришны - мирные люди, которые решают споры на уровне разума и здравого смысла, знания Ведических писаний, в частности Гиты. Когда хорошие мысли не входят в голову, то ради блага людей с помощью логики и аргументов следует убить невежество. Такая война представляет суть апологетики и апологии. Навязывать истину силой бессмысленно, но и пускать все на самотек под видом смирения - глупо.

Скептик, конечно, может не согласиться с нами, но истинный поборник веры встанет на защиту своих убеждений. Полагаясь на слова Кришны в «Бхагавад-гите», преданный должен отстаивать свою позицию всеми имеющимися способами, потому что на самом деле это позиция Кришны. Бытует расхожее изречение: «Мы не против грешника, но против греха». Здесь речь идет о защите истинной веры и противостоянии агностикам, ради сохранения цивилизации.

Апология означает как «заступничество» так и «оправдание». К сожалению, оправдываться, т. е. «восстанавливать правду», приходится не только тем, кто в чем-то провинился, но и тем, кого обвиняют безвинно. Христиане с самого начала существования их церкви подвергались гонениям и насмешкам, на них возводились самые нелепые обвинения. Однако теперь они сами стали разжигателями экстремизма. В России пришло время защищаться и от экстремизма православных, так же как некогда христианские святые и мученики защищали свою веру от своих гонителей. Россия является светским государством, практикующим полную свободу вероисповедания в рамках существующего законодательства. Никакая религия, в том числе и христианское православие, не может быть государственной.

ИЛЛЮЗИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА

Первое из заблуждений, которое существует в христианском мире, - это то, что за исключением нескольких восточных стран, все давно уже исповедует христианскую веру, и у христианства не осталось ни одного серьезного соперника.

Действительно, по данным статистики, «сегодня в мире насчитывается около полутора миллиардов христиан, из них - более девятисот миллионов католиков. Казалось бы, чего еще желать? Христианство процветает, миссионеры проникли в самые отдаленные уголки планеты, и не осталось уже на Земле места, где люди не слышали бы о Благой Вести.

Но не следует самообольщаться. К сожалению, реальное положение дел далеко не идеально. Посмотрев вокруг, мы вдруг обнаруживаем, что «статистические» миллионы христиан понятия не имеют о фундаментальных истинах христианства, пытаясь их отстаивать. По данным представительного социологического опроса, проводившегося в России в конце августа 2001 года, едва ли не половина россиян (48,7%), заявивших о себе как о православных христианах, признались, что не верят в Бога, по крайней мере, в христианском понимании. Некоторые признают только существование «Высшего Разума», «Абсолюта», а другие вообще не верят ни во что сверхъестественное. Но и среди тех, кто все-таки считает себя верующим, значительная часть не знает, что такое молитва и не участвует в богослужениях.

Обычно такие люди говорят: «Я верующий, но не фанатик». Не секрет, что в умах и душах огромной массы людей, называющих себя христианами, царит полный хаос. Их верования и убеждения зачастую радикально отличаются от того, что под христианством понимает Церковь. Но едва ли сами «святые отцы» понимают то, что хочет от них Христос, спаситель.

При этом приходится признать, что большинство христиан именно «статистические» не только в России - похожая ситуация наблюдается и в Англии, и во Франции и в Америке. Особенно же много «формальных» христиан среди молодежи. Например, в Британии социологические опросы показали, что даже вера в то, что Иисус Христос - реальная историческая личность, среди молодых людей относительно невелика. Если 80 % людей старше 65 лет верят, что Христос действительно жил на Земле, то в возрастной группе от 18 до 24 лет - только 54%. Парадокс состоит в том, что люди, называющие себя христианами, не верят в реальное существование Христа как человека, не говоря уже о признании его Богом и Спасителем.

Чтобы назвать Иисуса Богом им необходимо опровергнуть Кришну, Его существование и положение как Верховной личности Бога, поведавшего «Бхагавад-гиту», которую совсем недавно пытались представить экстремистским писанием и запретить.

Лев Толстой говорил, что если бы не было Кришны, то люди вообще не знали бы, кто такой Бог. Нет ни одного писания, которое бы могло противостоять «Бхагавад-гите», представляющей суть всей Ведической мудрости, верх философии и теизма.

Все, кто молятся единому Богу и те, кто молятся многим богам - все, кто что-либо обожествляет: природу, вселенский разум, общество или самого себя, - на самом деле молятся Кришне, сыном которого считал себя и Сам Иисус, единородный сыне божий. Христус, Кришто и Кришна - это одна и та же личность с той лишь разницей, что Его называют по-разному. Иегова, Аллах, Будда - все это имена единого Бога, изначально которого называли Кришной. А те, кто поклоняются Христу, необоснованно отрицают, что у Единого Бога-отца бесчисленное множество сыновей и дочерей, и Иисус один из многих. На самом деле, все - дети бога, которые помещены в разные тела (8 400 000), под разными названиями: люди, звери, полубоги, ангелы, святые и грешники, животные, птицы, растения и насекомые.

Впрочем, если человек только называет себя христианином, это уже хорошо - у такого человека всегда больше шансов однажды действительно им стать. Многие же люди при упоминании имени Христа брезгливо морщатся или, в лучшем случае, скажут: «хороший, наверное, был человек, раз его помнят до сих пор». Мы должны с сожалением констатировать: христианство в Европе медленно угасает с уходом старших поколений, а молодежь не проявляет к нему почти никакого интереса.

Действительно, в нашем мире не только не наблюдается торжества христианства, но, наоборот, число христиан, по сравнению с последователями других религий и сект, с каждым годом стремительно уменьшается. Показателен, например, тот факт, что в «христианской» Западной Европе проживает около 25% мусульман. При этом сохраняется устойчивая тенденция к увеличению их численности. Например, мусульмане, регулярно молящиеся в мечетях Великобритании, скоро превзойдут по численности католиков, регулярно посещающих воскресные Мессы. По данным статистической организации Christian Research, численность практикующих мусульман растет на Британских островах с огромной скоростью. Если в 2000 году в Британии практикующих мусульман насчитывалось около 620 000, то в 2005 году эта цифра должна составить 750 000. Если нынешняя тенденция сохранится, то уже к 2013 году последователей ислама, регулярно посещающих мечети, в Англии станет больше, чем практикующих католиков, а к 2039 году, по прогнозам социологов, мусульмане в Великобритании превысят по численности практикующих христиан всех конфессий.

Увеличение числа последователей других религиозных учений происходит не только за счет естественного прироста (мы знаем, что в восточных обществах он чрезвычайно высок), но и за счет миссионерской деятельности. По данным итальянской газеты «Corriere della Sera», каждый год от трех до пяти тысяч итальянских католиков становятся мусульманами. Похожая ситуация существует и во Франции. Общеизвестно, что в последнее время восточные религии приобрели огромную популярность, особенно среди молодежи. Сегодня никто уже не удивится, если на вопрос о вероисповедании француз, немец, русский или швед ответит: «Я буддист». Примеры популярности восточных религий и учений можно встретить и на улицах нашего города, плакаты с изображением различных гуру, расклеенных по всему Петербургу, как пишет один из наших оппонентов.

Сознание Кришны, учение Чайтаньи Махапрабу, начавшего движение САНКИРТАНЫ, совместное воспевание святых имен Бога: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе все больше и больше завоевывает сердца верующих и атеистов, не разделяя людей по внешним телесным особенностям, но соединяя их в единую семью Бога. В этой ситуации представляется, мягко говоря, несвоевременным выбрасывать апологетику за ненадобностью.

Христианская доктрина уступает философии Харе Кришна, которая составляет реальную угрозу идеологии христианства. Именно из-за осознания своей слабости и неминуемой приближающейся кончины христианской эры, возникает истерия «антикришнаизма», агония, которая выражается в нападках на движение Кришны, начатое самим Господом.

ИЛЛЮЗИЯ РАВНОЗНАЧНОСТИ ПУТЕЙ

Второе заблуждение - представление о том, что все религии (по мнению некоторых их адептов) являются абсолютно равнозначными путями к Богу, поэтому миссионерская деятельность вообще не имеет никакого смысла.

Это глупость, принадлежащая конформистам, которые просто живут за счет своих прихожан, пытаясь увеличить свой приход. Я столкнулся с этим в своей проповеднической деятельности. Чаще всего, именно так называемые «преданные» (из страха лишиться своих приоритетов, положения в созданной организации, места в пушпа-самадхи или быть сожженным в крематории на берегу Ганги или во Вриндаване под пение Харе Кришна их собственными последователями) становятся и злейшими врагами распространения сознания Кришны.

В современном мире существует столь много разнообразных религиозных учений, что даже специалисту порой бывает весьма сложно ориентироваться в этих «дебрях духовности». На самом деле в этом проявляется милость Господа, который дает возможность душе реализовать свои отношения с Богом независимо от принадлежности к той или иной религии.

Как пишет один современный исследователь современной христианской политики, «большие и маленькие религии и секты, подобно растениям тропического леса, причудливо переплетаясь и вырастая одна из другой, стараются привлечь внимание людей и навязать им свое представление о божественном. Восточные и западные, поли- и монотеистические - каждое из религиозных течений уверяет, что именно оно дает наиболее полные ответы на извечные вопросы человечества о Боге, смысле бытия и цели человеческой жизни. Всеобщий религиозный плюрализм, ставший сегодня «нормой жизни», начал распространяться по Европе не более ста лет назад. Однако за этот небольшой по историческим меркам период он прочно утвердился в качестве одной из непременных черт современной цивилизации. Когда-то перед западным человеком открывалось только два альтернативных пути: живое христианство или фактическое безразличие к религии при формальном соблюдении обрядов. Важно помнить, что Бог намного превосходит наши человеческие представления о Нем (ср. Ис. 55, 8-9)».

Все говорят о Боге, но слушать о Боге необходимо от преданных Бога.

ТЩЕТНОСТИ УСИЛИЙ

И, наконец, третье заблуждение, успокаивающее совесть пассивных преданных Бога, заключается в утверждении следующего типа: «Бог Сам спасет, кого посчитает нужным. Кто мы такие, чтобы вмешиваться в Его работу? Он и Сам без наших ничтожных усилий защитит Свое учение…» Из этого следует, что верующие должны сидеть сложа руки и никому не мешать, созерцая, как Бог делает все Сам.

Действительно, Бог - всемогущий Творец, Владыка всей Вселенной, и Ему вряд ли нужна помощь в прямом смысле этого слова. Он призывает нас, скорее, к участию в Его миссии. При этом необходимо осознавать, что такое участие нужно Ему исключительно ради нас самих. Бог действует через различные свои энергии, наслаждаясь любовью своих преданных. Мы ничего не можем прибавить к величию Божией славы, но сами обретаем многое, прославляя Его и призывая к этому других людей. Несомненно, Бог все может сделать и Сам, но Ему было угодно создать нас и, более того, сделать Своими соработниками и наследниками.

На нас, последователей сознания Кришны, Господь возлагает обязанность распространять и защищать свою веру, Учение Бога. Конечно, никто не может проповедовать святое имя Господа, не будучи уполномоченным. Однако именно нас он посылает и призывает научить все народы сознанию Бога.

Апологетика - это защита от внешнего посягательства и внутреннего, возникающего под влиянием майи, иллюзии. Современные люди сильно привязаны к чувственным удовольствиям. И вся их наука и так называемое знание еще больше привязывает, как сказал Бхактивинода Тхакур, делая человека все лучшим и лучшим ослом.

Трава растет под ногами, но осел, в силу свое глупости, вынужден тяжело трудиться ради пучка травы, перенося тяжести и побои хозяина. НЕВЕЖЕСТВО - вот причина страданий. В Гите объясняется, что такое невежество, авидья, и что такое истинное трансцендентальное знание, поднявшись на корабль которого можно переправиться через океан бедствий.

Создание общеобразовательной программы сознания Кришны (мы назвали ее «Университет Брахманической культуры») - вот реальная необходимость в борьбе с невежеством, которые мирские люди принимают за знание.
ЧТО ТАКОЕ ЗНАНИЕ описано в Гите следующим образом: «
Смирение, отказ от насилия, терпение, простота, обращение к истинному духовному учителю; чистота, целеустремленность, самодисциплина; отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложной гордости и ложного эго; осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; самоотречение, свобода от привязанности к детям, жене, дому и тому подобному; спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и непоколебимая преданность Мне; стремление жить в уединенном месте; отстраненность от общей массы людей; признание важности самосознания и философский поиск Абсолютной Истины - все это Я объявляю знанием, а все, что ни существовало бы помимо этого, есть невежество».

Общеобразовательная программа Харе Кришна предусматривает Апологетику и основное богословие как два отдельных предмета. Объединение САНКИРТАНЫ предлагает программу Университета Брахманической культуры. Первый шаг сделан, остается сделать второй шаг – написать мдотодичку, догмат, на основании Гиты и «Шримад Бхагаватам» сделать анализ основных истин (таттв) с позиции интеллектуальных, моральных, культурных и прочих общепризнанных норм и критериев.

Разделы апологетики

В апологетической науке можно выделить три основных раздела: исторический, философский и практический. Хари-катха является и догматом, и апологетикой, а Гуру истинным апологетом, дающим инициацию своим ученикам и вовлекающим их в процесс преданного служения, который состоит из 9 видов деятельности:

В «Шримад Бхагаватам» (7.5.23-24) Прахлада махарадж учит:

шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам

арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам

ити пумсарпита вишнау бхактиш чен нава-лакшана

крийета бхагаватй аддха тан манйе ‘дхитам уттамам

«Слушать и пересказывать повествования о святом имени, форме, качествах, атрибутах и трансцендентных играх Господа Вишну, помнить о них, служить лотосным стопам Господа, с почтением поклоняться Господу, предлагая Ему шестнадцать различных атрибутов, возносить Господу молитвы, стать Его слугой, считать Господа своим лучшим другом и полностью вручить себя Ему (т.е. использовать в служении свои тело, ум и речь) - таковы девять форм деятельности, которая относится к чистому преданному служению». Tого, кто, воспользовавшись этими девятью методами, посвятит свою жизнь служению Кришне, следует считать самым образованным, ибо он обрел полное знание.

ЧТО ТАКОЕ ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ и что таковым не является?

В своей «Tатхье» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур дает следующее объяснение девяти методам преданного служения.

Шравана - значит слушать святое имя Господа и описания Его формы, качеств, окружения и игр, которые содержатся в «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гите» и других авторитетных священных писаниях. Услышав святое имя и повествования о Господе, следует запомнить их и регулярно повторять (киртанам). Смаранам заключается в том, что человек пытается все глубже и глубже постичь Верховного Господа, а когда он посвящает себя служению лотосным стопам Господа в соответствии с конкретным временем и обстоятельствами, это называется пада-севанам. Арчанам - значит поклоняться Господу, как это обычно делают в храме, а процесс ванданам состоит в том, что человек в почтении склоняется перед Господом.

Mан-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мамнамаскуру…

Слово ванданам является синонимом слову намаскуру, что значит «склоняться перед Господом или возносить Ему молитвы». Когда человек считает себя нитья-кришна-дасом, вечным слугой Кришны, это именуется дасьям, а когда он становится доброжелателем Кришны, это - сакхьям. Кришна хочет, чтобы каждый из нас предался Ему, ибо наше изначальное положение - положение слуги Кришны. Вот почему, как искренние друзья Кришны, мы должны проповедовать философию сознания Кришны и просить каждого человека вручить себя Господу. Атма-ниведанам заключается в том, что мы отдаем Кришне все, что имеем, включая свое тело, ум, интеллект и т.д. Усилия того, кто искренне пытается совершать эти девять форм преданного служения, на санскрите называется бхакти, а аддха означает «непосредственно». Не стоит подражать карми, которые сначала совершают благочестивый поступок, а затем формально предлагают его плоды Кришне. Подобная деятельность именуется карма-кандой. Вместо того чтобы желать насладиться плодами своей благочестивой деятельности, человек должен считать своим первым долгом предаться Господу и только потом посвящать себя благочестивой деятельности. Иными словами, действовать нужно ради удовлетворения Кришны, а не для того, чтобы удовлетворять свои чувства. В этом смысл слова аддха, «непосредственно».

анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавртам

анукулйена кршнану-шиланам бхактир уттама

«Следует заниматься трансцендентным служением Верховному Господу Кришне с любовью, без стремления к материальной пользе или выгоде, которую могут принести кармическая деятельность и философские размышления. Это называется чистым преданным служением». Человек должен избавиться от привязанности к материальным познаниям и кармической деятельности и просто стараться удовлетворить Кришну.

КТО ТАКОЙ ГУРУ и какого его положение?

В «Шримад Бхагаватам» приводится описание Гуру, без которого нет речи о преданном служении. Духовная жизнь начинается с принятия Гуру.

ШБ 11.3. 21. Поэтому любой человек, который серьезно желает реального счастья, должен найти истинного духовного учителя и принять у него посвящение. Квалификацией истинного духовного учителя является то, что он осознал выводы писаний посредством неторопливого обдумывания и способен убедить других в

этих выводах. Такие великие личности, которые нашли убежище у Верховного Бога, отложившие в сторону все материальные соображения, должны считаться истинными духовными учителями.

ШБ 11.3. 22. Принимая истинного духовного учителя, как свою собственную жизнь и душу, и почитаемое божество, ученик должен научиться у него процессу чистого преданного служения. Верховная Личность Бога, Хари, Душа всех душ, склонен отдавать Себя Своим чистым преданным. Поэтому, ученик должен научиться у духовного учителя служить Господу без раздвоения личности и таким преданным и благосклонным образом, чтобы Верховный Господь, будучи удовлетворенным, предложил Себя верному ученику.

ШБ 11.3. 23. Искренний ученик должен научиться отвлекать свой ум от всего материального и позитивно развивать общение со своим духовным учителем и другими святыми преданными. Он должен быть милостивым к тем, кто находится в подчиненном ему положении, культивировать дружбу с теми, кто находится на равном уровне, и очень честно служить тем, кто находится в высшей духовной позиции. Таким образом, он должен учиться соответственно обходиться со всеми живыми существами.

ШБ 11.3. 24. Чтобы служить духовному учителю, ученик должен научиться чистоте, аскетизму, терпению, молчаливости, изучению Ведического знания, простоте, целомудрию, ненасилию и уравновешенности перед лицом материальных двойственностей, таких как холод и тепло, счастье и страдание.

ШБ 11.3. 25. Каждый должен практиковать медитацию, постоянно смотря на себя как на вечную, исполненную знания духовную душу, и смотря на Господа как на абсолютного правителя всего. Чтобы расширить свою медитацию, нужно жить в уединенном месте и оставить ложную привязанность к своему дому и домашней утвари. Оставив украшения временного материального тела, каждый должен одеваться в лоскуты одежды, найденной на помойке, или в кору деревьев. Таким образом, нужно научиться быть довольным в любой материальной ситуации.

Вот некоторые отличительные особенности бхакти, преданного служения Кришне. В отличие от христианского Богословия сознание Кришны поддерживается теми, кто им обладает.

Гуру-парампара

Ведическое знание передается по цепи ученической преемственности. Хотя это знание динамично и чуждо догматичности, но оно также нуждается в достойных его представителях.

Историческо-философская апологетика

Исторический аспект включает в себя вопросы происхождения сознания Кришны. Эти сведения содержатся в самих ведах и в наставлениях ачарий, которые являются апологетами и носителями этого знания. Каждый преданный Кришны, кто обрел сознание Кришны - он и учитель, и апологет своего учения.

Философский аспект этого раздела

Апологетика сознания Кришны своим предметом имеет, прежде всего, соответствующее раскрытие и обоснование тех положений учения Кришны, которые являются общими или смежными с философией. Философия и практика, теория и практическая реализация составляют основу сознания Кришны. Шраванам киртанам вишну смаранам… («Шримад Бхагаватам» 7.5.23-24)

Понимание бытия, или сущего (онтология) является ключевым для философии, и практической ее реализации. В христианской апологетике оно включает в себя круг вопросов, связанных с религиозно-философским осмыслением учения о Боге и Его бытии, бытии сверхчувственного мира, о творении, об отношении между Богом и миром (и человеком). Для последователей сознания Кришны основополагающим является садху-санга, общение со святыми, или общество садху, чистых преданных Кришны.

Проблема познания, и в первую очередь богопознания, - необходимое условие; его критерием, целью (гносеология) является центральной как для практики бхакти, так и для философии сознания Кришны.

Происхождение человека, понимание личности, души, бессмертия, свободы от греха и добродетели, спасения и совершенства, святости, отношение к телу, смысл жизни и смерти, страданий и творчества. Это является той областью, которая вместе с учением о Боге занимает центральное место в практике и бхакти-йоги. Это в корне отличается от христианского богословия, которое в силу традиции оказывает влияние на сознание тех, кто пытается стать преданным Кришны. Вокруг этого постоянно ведутся основные мировоззренческие дискуссии.

В христианстве, как ни в одной религии, существует повышенный интерес и множество вопросов к проблемам эсхатологии, которая имеет несколько аспектов. В области философской апологетики рассматриваются по преимуществу два. Первый из них удачно назван «антиномией». Основной антиномический постулат заключается в том, что вечная жизнь нетления и славы может совмещаться с вечной смертью и гибелью материального тела.

Второй аспект эсхатологической проблемы - конечная судьба этого мира. Чему есть начало, будет и конец, но чему есть конец, тому будет и начало. Сама жизнь - это душа в теле, она вечна.

Материальный мир горит подобно пожару, но мы не собираемся его тушить, потому что он все равно будет разрушен. Мы просто пытаемся спасти горящие в его огне обусловленные души.

Естественнонаучная апологетика

Основная задача данного направления апологетики заключается в том, чтобы на основе наблюдаемой и познаваемой целесообразности устройства мира побудить человека к размышлению о ее Первопричине. Фактически, стержневой идеей естественнонаучной апологетики является доказательство бытия Божия как это дано в Ведах. Главными вопросами здесь являются проблемы соотношения науки и сознания Кришны. В Гите Кришна говорит: «Все, что ты ни делаешь, делай как подношение Мне…», поэтому достижения науки, техники, религии и даже атеизма могут быть использованы в служении Кришне.

Истоками и основанием естественнонаучной апологетики являются слова самого Кришны: «Оставь все религии…»

Тем, кто занят преданным служением Кришне, Кришна дает разум. Это особый духовный разум, который позволяет прийти к Кришне (Бх. Гита 10.10).

Основной проблемой дискуссии между религией и атеизмом на пространстве этих наук является причина, или источник (Бог или материя?) возникновения Вселенной, происхождение жизни и человека. Апологетика, таким образом, ставит своей целью такое раскрытие и обоснование учения Гиты. Это не слепая вера, но религия действия, отвечающая основным жизненным запросам человеческого бытия. Этим объясняется и специфика науки сознания Кришны, которая заключается, прежде всего, в том, что она обращается не только к Гите, «Шримад Бхагаватам» и учению Чайтаньи, но и к трудам Шести Госвами Вриндаваны, а также достижения естественных и гуманитарных наук, историю, искусство - культуру в целом.

Краткий очерк истории Апологетики

Для более удобного рассмотрения, историю Апологетики обычно разделяют на периоды. Поскольку строго установленной периодизации не существует, в данном обзоре предлагается следующее деление:

1. Учение Кришны и учение Чайтаньи - одно и тоже.

2. История и жизнеописание Чайтаньи, начавшего движение санкиртаны (XV вв.)

3. Новое время и наше время, учителя бхахма-мадхава-гаудия сампрадайи.

4. Развитие сознания Кришны в России и бывшем СССР.

5. История сознания Кришны в России.

Необходимость защиты своей веры имеет место и в сознании Кришны, так же как и в трудах адептов христианства, в трудах Филона Александрийского, Иосифа Флавия и др. Христианские писатели были не только знакомы с методами, аргументами и идеями апологетики, но и использовали их.

Русская апологетика сознания Кришны

Защитить своих последователей от христианского догматизма, ведического политеизма, сахаджийства и имперсонализма - вот насущная необходимость, возникшая сегодня. Сознание Кришны развивалось в СССР самобытным образом, практически без вмешательства извне. Поэтому и Апологета фактически самобытна. Она зарождается в сознании последователей Кришны, посвятивших себя служению Кришне.

Дальнейшее развитие русской апологетики предполагает активизацию внутренних возможностей членов Движения санкиртаны. Размещено на sankirtana.ru

ОРУЖИЕМ ЗНАНИЯ И ОТРЕЧЕНИЯ РАЗРУБИ УЗЕЛ ПРИВЯЗАННОСТИ в своем сердце.

Свидетельства последних лет в развитии сознания Кришны в России ставят вопрос защиты сознания Кришны от тех, кто его представляет. Все чаще и чаще мы видим некомпетентность проповедников и сталкиваемся с невозможностью руководства ISKCON противостоять оскорбительному отношению к другим группам и отдельным последователям Кришны, которые не относятся к ISKCON или какой-либо известной, нашумевшей и скандальной матхе.

Внутренние проблемы в движении сознания Кришны становятся темой всеобщего обсуждения. Выходя за рамки существующих организаций, они становятся достояниям широкой общественности. Это ослабляет движение в целом. И, наконец, самое прискорбное то, что старые преданные, которые в застойный период, времена террора и репрессий, активно участвовали в миссионерской деятельности, теперь отошли от практики сознания Кришны. Некоторые купились на христианскую пропаганду, другие пустились во все тяжкие прегрешения, третьи заняли открыто враждебную позицию, считая себя обманутыми в своих надеждах. Последние открыто проповедуют против ISKCON, и его основателя, считая его причиной их неудавшейся жизни. Все это послужило основной причиной публикации данной статьи.

Продолжение следует…

Ваш доброжелатель,

Мурали Мохан дас

Метки: , ,

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.