ДЖАНМАШТАМИ 22.08.2011. и выдержки из книги-воспоминаний Мурали Мохана Махараджа «Харе Кришна вчера и сегодня»
Шри Кришна Джанмаштами – явление Господа Кришны, Верховной Личности Бога. В этот день все преданные «Санкиртаныа» соблюдали священный пост до полуночи и с большим воодушевлением учавстворвали в приготовлениях к пазднику: приготовлении разнообразных блюд для Кришны, вязании гирлянд и украшении ими алтаря, приготовлением одежд для божеств… В храм «Шри Шри Кишор Кишори» к этому дню приехал наш духовный учитель Шри Шримад Мурали Мохан Махарадж и благословил своим присутствием всех собравшихся. В этот благоприятный день преданные наслаждались участием в его экстатических киртанах, слушанием лекций (см. статью «Джанмаштами») в течении всего праздника, который закончился абхишекой Шри Шри Кишор Кишори и праздничным пиром. (см. фотоальбом «Джанмаштами» на сайте sankirtana.by)…
Символично, накануне Джанмаштами 2011, по прошествии 26 лет Гурудев вновь встретился с Саньясой и Камалой-малой. «И вот опять мы сидим за одним столом…»
“…Шел 1985 год. На Джанмаштами, день явления Кришны, где-то в сентябре, я получил приглашение от преданных из Армении (Камаламалы, Санньяси и Атмананды). К тому времени у меня сложились с ними теплые, весьма дружеские отношения, и я планировал провести этот праздник в кругу друзей. Что может быть лучше, чем совместить приятное с полезным. С одной стороны, я встречу рождение Кришны в приятной, по-настоящему духовной атмосфере, а с другой, привезу книги.
Как я уже говорил, я никогда не задерживался на одном месте подолгу и больше времени проводил в поездах дальнего следования. Во-первых, я мог здесь отоспаться, у меня не было другого жилья, во-вторых, мог познакомиться с кем-то, в-третьих, мог почитать книги и так повысить свой духовный и интеллектуальный уровень.
Обычно днем, где-нибудь в городе или большой станции, я выходил, делал остановку, проповедовал, а ночью, если не было возможности переночевать, садился в поезд и ехал дальше. Когда мне удавалось с кем-то подружиться в поезде и получить от него приглашение, я принимал его, но оставался у новых знакомых не долго, чтобы особенно не утомлять их, и затем снова садился в поезд и ехал дальше. Опять с кем-то знакомился, останавливался на какое-то время и ехал дальше. Бывало так, что остановившись где-то, меня люди водили по своим знакомым, а те по своим, от одних к другим я менял места, забывая и снова возвращаясь, чтобы проповедовать. День здесь, день там – так год за годом. Каждый день, я с кем-то встречался и кому-то проповедовал и из тысяч людей находил, возможно, одного, кто начинал повторять Харе Кришна мантру и следовать принципам преданного служения. Как сказал поэт, «из тонн руды - грамм радия». Я добровольно принял такую жизнь, чтобы, полагаясь на милость Господа Кришны, стать сознающим Кришну.
Итак, когда пришло время, я отправился в Армению. С тех пор, как там стали печатать книги я, прямо сказать, к ним зачастил. Армянам нравился мой стиль проповеди, какое-то время они меня здорово любили, и поэтому, принося друг другу обоюдную радость, я охотно приезжал к ним. Наверное, в этом был божий промысел. Однажды в Ереване я встретил одного парня. Когда-то еще за долго до знакомства с сознанием Кришны, мы были друзьями. Я часто вспоминал его и вот на улице большого города столкнулся с ним лицом к лицу. Кришна свел. «Юра! - окликнул я его. – Лионозов!» Молодой человек обернулся. Точно, это был Юра Лионозов. Он не сразу узнал меня. Я был пострижен и без бороды…
- Вот не ожидал. Никогда не подумал бы, что ты станешь… Он не знал, как меня правильно назвать. «Вайшнавом – подсказал я. – Последователем сознания Кришны».
- Да уж, о такой встрече не мог даже предположить.
Я стал проповедовать и тут же познакомил его с преданными. Ему все очень понравилось. Хотя к тому времени он был человеком весьма опустившимся, но нашел силы, стал следовать регулирующим принципам и повторять Харе Кришна маха-мантру. Метаморфоза - как общение с преданными делает человека преданным. Человек, повторяющий Харе Кришна, способен распространить святое имя по всему миру.
Для проведения Джанмаштами преданные подыскали за городом дом. Не могу сказать определенно: то ли этот дом принадлежал кому-то из преданных, то ли его просто сняли на время. Меня встретили на вокзале и на автобусе повезли в это место, где был дом. За окнами мелькали сады, дома, в синей дымке возвышался Арарат - гордость армян, хотя в действительности он за границей Армении. Это подобно тому, как Кришна находится внутри нашего сердца, и совершенные йоги могут видеть Его, но, при этом, Он им не принадлежит. Кришна исключительно является собственностью своих чистых преданных, тех, чьи глаза увлажнены бальзамом любви. Сравнение может быть не самым лучшим, но глядя на большую гору и преданных мне ничего другого не пришло в голову.
Всю дорогу по переменке преданные пели Харе Кришна и, хотя кто-то из пассажиров возмущался, но они ни обращали на это никакого внимания. Кто-то мог бы сказать: «Фанатики!» Но для меня такого рода фанатизм был милее сердцу, чем манерность людей образованных и воспитанных, которые не желают петь Харе Кришна. Такие люди будут страдать из-за собственного упрямства, отказываясь от собственного счастья. Пение Харе Кришна – это панацея от всех болезней. Это лекарство от смерти, причина которой заключена в отсутствии сознания Кришны. Как говорится, безвыходная ситуация, та, выход из которой очевиден, но он нас не устраивает.
Так незаметно для себя мы доехали до места. С остановки немного прошли и попали в своего рода оазис. Одна комната в доме была полностью алтарная. В то время как преданные украшали изображение Господа Кришны, на кухне готовили прасад. Весь день постились и готовили разные кушанья, угощения Кришне.
С дороги я принял душ. После трех суток езды в плацкартном вагоне полегчало. Переодевшись в дхоти, я достал мриданг, с которым никогда не расставался, и начал киртан, не дожидаясь, когда соберутся все. Полу прикрыв глаза, пытаясь сосредоточиться на звуках мантры, я начал намо ом вишну падайа… затем джайая шри кришна чайтанья и харе кришна... Пропел раз другой, но ответа не последовало. Когда я открыл глаза к моему удивлению в алтарной, никого не было. Даже те, кто присутствовал в начале киртаны, все вышли. Через смежное окно я мог видеть, что происходило в другой комнате, примыкающей к веранде. Там собрались какие-то люди. Хотя они были в штатском, но я догадался, что они – официальные представители власти. Сначала говорили спокойно. И я не мог ничего услышать. Потом голоса стали все громче и громче. Они говорили по-армянски, и я все равно не мог ничего понять. Но по высоким тонам догадаться, что дело не так хорошо, как показалось в начале. Вот появилась и милиция, а с ними майор пограничной службы. «Проверка документов, – раздался голос. – Вы находитесь на территории пограничной зоны. Предъявите удостоверение личности и разрешение на въезд».
Как говорят, все было «состряпано» аккуратно, не придерешься. Возражать бесполезно. Сейчас для выяснения личности повезут в «околоток» местного КГБ, а там… Кто знает что будет? Это уже был не первый случай. Незаметно я передал деньги Камала-мале, те, что привез на печатание книг. Не сделай я этого – неизвестно, чем бы это кончилось. Сумма была весьма приличной, поэтому пришлось бы оправдываться, объяснять: откуда и для чего простому смертному такие деньги. Пользуясь временным замешательством, Камала-мала сумел сбежать. И я мог бы сделать тоже самое, но остался. Куда? в незнакомом месте, да еще на ночь глядя, далеко не убежишь, если это пограничная зона.
- Да, праздник, казалось, был испорчен. Все приготовления впустую. Что делать? Посмотрим, что хочет Кришна!
Когда нас вывели на улицу – операция захвата «кришнаитов» была продумана и подготовлена – тут подъехала машина одна другая. На разных машинах с некоторым интервалом нас повезли друг за другом. Меня везли в машине с одним молодым человеком, которого потом долгое время подозревали, что он сотрудник КГБ. Но никто до конца не был уверен. И если бы его спросить – сам бы он не сознался. Догадки догадками – как знать? Душа стремится к Кришне разными путями независимо от материального покрытия, оставаясь всегда вечным слугой Господа. Даже если это сам дьявол, он все равно подчиняется Кришне.
В Управлении нас довольно долго мурыжили, трепали нервы. Проверяли паспорта, звонили туда-сюда. Со мной, вероятно, не знали, как поступить. В это время все преданные пели Нрисимха пранаму: намасте нарасимхая… На удивление, мне быстро вернули паспорт и я мог идти, но куда? На дворе уже была глухая ночь. Я решил остаться и дождаться других. На самом деле, КГБ нужен был я, но по недоразумению или еще почему, не знаю, они проглядели. И вот пока я медлил и решал, что делать, вдруг, их намерения изменились и, как бы спохватившись, а возможно, что кто-то их надоумил, может даже тот самый парень, что ехал вместе со мной. Пришел человек и снова забрал мой паспорт, на этот раз уже серьезно. После этого быстро всех выпустили, а меня оставили. «С вами, - т.е. со мной, - у нас будет длинный разговор. Вы должны будете ответить нам на несколько серьезных вопросов: «Кто вы? Кто вас послал? И каково ваше задание?» Или они «валяют дурака» или серьезно? – подумал я.
Меня увели в застекленную комнату, которая выглядела как аквариум. И, хотя я мог видеть преданных, а они меня, но положение с этого момента у нас резко разграничилось. На виду у всех меня начали раздевать донага, обыскивать, попутно отпуская похабные шуточки. Вероятно, они принимали меня за какую-то очень важную особу. Ирония судьбы – их психологический трюк. Я этого не знал, для меня это до сих пор оставалось загадкой. Чтобы дискредитировать авторитет в глазах моих предполагаемых последователей и сломить меня они стали делать всякие трюки. Но хотя я очень скромная личность, не великий преданный, подобно Харидасе Тхакуру, но, честно говоря, предстоящая экзекуция меня не очень-то пугала. Я смотрел на происходящее как на спектакль, один из многих, которых насмотрелся, работая в театре. Я не терял мысль, что у Кришны есть план, и что я в планах Кришны, в Его спектакле, поэтому я буду танцевать так, как Он того пожелает.
Когда все ушли, меня принялись допрашивать и составлять протокол предварительного опроса. Сняли отпечатки пальцев, составили опись имущества.
На все вопросы я отвечал довольно умело, не называя ни имен, ни фамилий, но и не скрывая цель своего приезда. Ведь сегодня в полночь 5000 лет назад воплотился Кришна, Верховная личность Бога, поэтому я здесь, чтобы провести программу, лекцию и киртан. Это был праздник для души.
В своей записной книжке я никогда не указывал компрометирующих меня адресов и фактов. Любой, кто открывал ее, обнаруживал, прежде всего, имена самых выдающихся людей нашего времени, которые были известны любому. Их телефоны и адреса. Как во многих других местах в Ереване у меня были так же друзья, такие, как Сиро Ханзадян, член ЦК КПСС и президиума Армении, его знали все. Он был известным армянским писателем, портрет которого я писал, когда еще занимался живописью. Другим не менее известным человеком был Армен Джигарханян. Он был на моей свадьбе. Поэтому после внимательного осмотра и изучения моей записной книжки со мной стали обходиться более учтиво и уважительно. Я бы сказал даже с некоторым почтением. Но все равно на ночь, как бы то ни было, заперли под замок в одиночной камере.
Оставшись один, я проанализировал ситуацию и про себя усмехнулся, не найдя малейшей причины и повода, для переживаний. Я продолжил свой начатый и незаконченный киртан, в полночь мысленно совершил абхишеку и предложил Кришне арати. Каково было мое удивление, когда неожиданно дверь отворилась и тюремщик принес мне от Кришны прасад, который приготовили преданные. Санньяса дас передал его дежурному, который был довольно благочестивой личностью, о чем мы узнаем позже.
Так Джанмаштами в этом году для меня прошел довольно в символической обстановке. Кришна родился в тюрьме Камсы и, по случаю Его рождения, я попал в застенки армянского КГБ. Маленькое решетчатое окошечко под потолком, нары – обстановка чем-то напоминали мне события, происходящие 5000 лет назад. «Вот она Кришна-лила» - подумал я. Пророчество сбылось, Кришна-убийца демона Камсы камаса-нисудана, уже воплотился. Эта трансцендентальная картина на мгновение очень ярко возникла в моем воображении со всеми подробностями и, пережив экстатическое состояние, слезы непроизвольно хлынули из моих глаз. Я сел на нары, стал чествовать прасад. «Спасибо Кришна!» - от всей души я благодарил Господа за выпавшую мне удачу. Он позволил мне принять участие в Его славной миссии. А теперь, в день Своего явления Он подарил мне прекрасное настроение. Что было дальше? После прасада меня ждал другой сюрприз. Лязгнул железный засов, и дверь отворилась. «Тебя хочет видеть дежурный» - сказал тюремщик. Как я уже сказал, с дежурным мне тоже повезло. Первым его вопрос был прямо по теме. «Кто такой Кришна?» – спросил он, и всю эту ночь я рассказывал ему удивительные истории, которые я знал об играх Господа во Вриндаване. О Его родителях, друзьях и подружках, о том, как Он убивал демонов, и как они получали по милости Господа освобождение. В конце концов в Матхуре, Кришна убил самого Камсу. Книга о Кришне на русском появилась несколько позже, но в свое время, интересуясь мировой поэзией и литературой я много читал о Кришне у Лалу джи Лала «Сказания о Кришне», Сурдаса «Прем Сагар» и о великой преданной Мирабаи. Я рассказал о четырех принципах, о необходимости повторять Святое имя Господа и угостил дежурного прасадом. Я спел Харе Кришна мантру и показал, как пользоваться четками, которые, по счастливой случайности, остались при мне незамеченными во время обыска. Все происходящее было мистическим актом. Если рассматривать его с мирской точки зрения как обычный случай из числа многих подобных, то это потеряет всякий смысл и свою привлекательность… Я не очень-то любил «страсти по Иоанну» и христианскую тематику, которую иногда пережевывали начинающие преданные, не понимая того, что она находится в прямом противоречии с настроением того, кто действительно сознает Кришну. Сознание Кришны – это чистое сознании души, всецело преданной Богу. Не случайно Кришна Сам в «Бхагавад-гите» говорит: «Оставь все религии и просто предайся Мне сарва дхарман паритьяджа мам экам шаранам враджа…»
Вкус духовной жизни имеет привлекательность, которая делает преданного личностью в высшей степени отрешенной от всего мирского, вне двойственности добра и зла, а саму отрешенность - осознанием истинного своего положения вечного слуги Кришны.
Так я скоротал эту ночь, день и еще ночь, и снова день. Без санкции прокурора дольше трех суток держать они меня не станут. И хотя получить санкции на продления срока для них не составляло труда, но довести дело до суда с полной уверенностью, что из этого непременно, что-то получится, они не рискнули. Как я предполагал, на третий день дверь камеры отворилась и меня выпустили. Ощущение относительной свободы в этом случае является слабым отражением ни с чем несравнимого ощущения истинной, Абсолютной свободы, которая ждет живое существо, когда оно возвращается домой к Кришне. Случайно я обнаружил за это время, что для того, кто в сознании Кришны, все, что с ним случается, - все предлог и повод для глубоких духовных переживаний и эмоциональных всплесков. Протуберанцы духовного блаженства столь сильны, что на мгновение способны заставить забыть все тяготы и лишения материального существования, обиды и оскорбления, чинимые безропотной заслугой”.
Продолжение следует…
Метки: из книг