ПРАЗДНОВАНИЕ ШРИ БАЛАДЕВА-ПУРНИМЫ. С.Петербург. 13.08. 2011. Лекция Мурали Мохана Махараджа
В этот день завершается Джулана-йатра, праздник качель, когда Шри Шри Радхи-Кришны качаются на качелях.
Во Вриндаване праздник Джулана-йатра начинается в Павираропани экадаши, на следующий день после этого, Тиробхава-титхи Шрилы Рупы Госвами, и все торжество достигает кульминации на Баладева-пурниму.
Джулана-йатра удивительный праздник. Во всех храмах, домах и на улицах Вриндавана, враджаваси на качелях качают Радху-Кришну. Празднование Тиробхава-титхи Шрилы Рупы Госвами, как и Джулана-йатра, продолжаются до самой Баладева-пурнимы.
Сегодня особенно благоприятный день, поскольку на него приходится два священных титхи: полнолуние и день явления Баладевы, а также конец Джулана-ятры, длившейся в течение месяца шравана. В конце Джулана-ятры все враджаваси погружаются в глубокую печаль, поэтому Баладева Прабху приходит, чтобы порадовать их.
Место рождения Баладевы.
Некоторые враджаваси придерживаются мнения, что Баладева прабху явился после Кришны. Они утверждают, что Кришна явился на аштами, восьмой день убывающей Луны, а Баладева явился после Кришны, на чатра, шестой день растущей Луны. Но никто из Госвами, ни Шрила Джива Госвами, ни Шрила Санатана Госвами, ни Рупа Госвами не разделяют эту точку зрения. Они объясняют, что если Баладева явился на следующий шестой день после Кришны, то получается, что Он старше Баладевы на несколько дней. Если же Баладева явился годом раньше, то выходит, что он почти на год старше Кришны. Согласно “Шримад Бхагаватам”, Гаргачарья в один день нарек именами Кришну и Баладеву; ходить Они тоже начали в один день, более того, для них одновременно провели аннапрасану и все последующие главные события их жизни проходили одновременно. Такого мнения придерживается и Шрила Джива Госвами. Когда Кришна родился в Гокуле, Баладева увидел Его, впервые открыв глаза. Мама Яшода и Рохини Мата положили Их в одну люльку и, увидев друг друга, Кришна и Баларама стали несказанно счастливы.
Некоторые говорят, что Кришна и Баларама родились в Матхуре. Однако так думают обычные люди, а не знатоки таттвы и расика-бхакты. В “Шримад-бхагаватам” и “Хари-вамше” говорится, что Деваки - это другое имя Яшоды. Об этом говорится во множестве Пуран и особенно в “Хари-вамше”.
Кришна не родился в Матхуре, Он там явился, как Вишну или Парабрахман. Он явился в Матхуре в облике Васудевы, у которого было четыре руки. В каждой из них Он держал соответствующие символы: шанкху, гаду, чакру и падму. Он был несказанно красив. У Него были длинные вьющиеся волосы, а на голове шарана мукут, золотой шлем. Его золотые украшения поражали всех своим великолепием. Кришна - Сваям Бхагаван. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура написал шлоку, в которой выразил мнение Шри Чайтаньи Махапрабху:
арадхйо бхагаван враджеша-танаяс-тад-дхама вриндаванам…
Кришна – прежде всего, Враджендра-нандана, сын Нанды Махараджи; Он - арадхья, высшее Божество, которому поклоняются враджаваси, все обитатели Вриндваны, который является Его обителью. Поэтому Вриндаван столь же почитаем, как и Он Сам. Господу Шри Кришне и Его Вриндавану оказывают равное почтение. Это учение Чайтаньи Махапрабху. Кришна – не сын Васудевы и Деваки. Если Он чей-то сын, то только Яшоды и Нанды Махараджа. Кришна - это арадхья-дева, наше Божество, и Он вечно пребывает в Гокуле.
Подобно тому, как Кришна родился в Гокуле, так и Баладева родился там же. Деваки и Рохини были женами Васудевы. Как говорится в “Гопала-чампу”, когда Васудеву и Деваки заключили в темницу Камсы, Рохини приходила туда и служила им. Она и Деваки забеременели одновременно. Изначальный и полный Баларама вошел в лоно Рохини, а в лоне Деваки было Его частичное проявление. Спустя два или три месяца, чтобы уберечь Рохини от грубостей Камсы, Васудева послал ее во Вриндаван, в дом Нанды Бабы и Яшоды. Вдохновила его на это йога-майа. Через шесть месяцев йога-майа перенесла частичное проявление Баладевы прабху из лона Деваки в Гокулу, в лоно Рохини, где оно соединилось с изначальным Баларамой. Все думали, что у Деваки была неудачная беременность, но в действительности это частичное проявление Баладевы было перенесено в лоно Рохини. Как магнит притягивает железо, так и изначальный Баладева “притянул” Свою Собственную экспансию. Восемью месяцами позже Рохини родила сына, и если посчитать, получается, что Баладева был в ее лоне четырнадцать месяцев.
Когда Кришна явился в Матхуре как Васудева, в своем четырехруком частичном проявлении, Васудева и Деваки взмолились к Нему: “Пожалуйста, стань обычным младенцем “. В то же мгновение, родившийся из лона Яшоды, в Матхуре Кришна принял четырехрукую форму. Этого маленького Кришну Васудева и взял в Гокулу, оставил Его там, а обратно принес йога-майу (сестру Кришны, родившуюся вместе с Ним из лона Яшоды). Мы должны также знать, что в лоне Деваки было частичное проявление Баладевы прабху, сына Рохини, который стараниями йога-майи был перенесен в Гокулу, где Он стал известен как Рохини-нандана.
Баларама всегда считал и чувствовал Себя сыном Нанды Бабы, а не Васудевы Махараджа. Он никогда не считал, что Он сын Деваки и Васудевы. Мула-Санкаршана - это Баладева в Двараке или Матхуре. Баладева в Гокуле или Врадже - это не Мула-Санкаршана. Хотя с точки зрения таттвы между Ними нет разницы, но с точки зрения раса-вичара, сравнения на основе расы, Они отличаются друг от друга. Когда Кришна явился в Матхуре, это был не изначальный Кришна, а Васудева. Подобным же образом, когда в Матхуре явился Баладева, это был не Рохини-нандана, а Мула-Санкаршана. Как в Двараке, так и в Матхуре Он Мула-Санкаршана - частичное проявление Баладевы прабху. Из Баладевы появляется Маха-Санкаршана на Вайкунтхе, а из Него появляется Каранадакашайи Вишну. Из Каранадакашайи Вишну появляется Гарбходакашайи Вишну, а из Него, в свою очередь, появляется Кширодакашайи Вишну. Это завершающее проявление Маха-Санакаршаны. Все эти проявления служат Кришне, это их настроение.
Единство Баладевы и Кришны
Между Кришной и Баладевой нет разницы. Кришна и Баладева - это Сваям-рупа. Тем не менее, как вайбхава-пракаша Кришны, Он отличается от Него цветом тела и атрибутами. Во Врадже Баладева Прабху никогда не носит с собой халу и мушалу, плуг и булаву. Кришна тоже никогда не носит во Врадже оружия, с Ним всегда только Его вашми (флейта), а Баладева Прабху неразлучен со своим шрингаром (буйволиным рожком). Иногда Баладева тоже берет с Собой вамши, но это не Его атрибут, а Кришна носит шрингар, но главное для Него это вамши - c ее помощью Он являет раса-лилу и все подобные игры.
Баладева не носит во Врадже плуг или булаву, поскольку в них там нет нужды, там все Его лилы мадхура, сладостны. Во Врадже Он не женат и Кришна тоже, по крайне мере открыто. Во Врадже Они лишь предаются Своим сладостным лилам, ну а в Двараке является Васудева-нандана или Деваки-нандана.
Вриндавана паритьяджа на падам экам гаччхати
Кришна едет в Двараку только в Своем частичном проявлении и Баладева Прабху тоже. Он, как и Кришна, никогда не покидает Вриндавана. Он всегда живет во Вриндаване.
Кто-то может сказать, что поскольку Баладева был в лоне Рохини, в Матхуре, Он не мог быть во Вриндаване. Но это не так. Рохини - вишуддха враджаваси. Она всегда считает себя враджаваси. Даже когда Нанда Баба и пастушки поехали с Кришной в Матхуру, они по-прежнему оставались во Вриндаване, поскольку их сознание было там. Можно подумать, что Йога-Майа, Пурнамаси, перед тем, как поселиться во Вриндаване, жила в Уджайне, но, в действительности, она вечная вишуддха-враджаваси. Точно также может казаться, что Рохини приехала из Матхуры, но она, как и Пурнамаси, вечная вишуддха-враджаваси. Поэтому когда из лона Рохини родился Рохини-нандана, Баладева, Он был во Вриндаване.
Баладева - основа всего сущего.
Кришна это воплощение сат, чит и ананды. Сат означает саттву, потенцию бытия. Чит указывает здесь на бхаву, трансцендентные любовные переживания, проявленные в пяти расах. Обычно слово “чит” понимается как гьяна, знание. Но гьяны, в типичном ее представлении, во Вриндаване нет. “Шримад-бхагаватам” говорит:
джане праясам удапасья наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадия-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе праясо ‘джита джито ‘пи аси таис три-локйам
[Мой дорогой Господь, те преданные, кто отверг безличную концепцию Абсолютной Истины и потому отказались от обсуждений умозрительных философских истин, должен слушать о Твоем Святом Имени, облике, развлечениях и качествах от осознавших себя преданных... ]
Если вы хотите служить Кришне и Шримати Радхике во враджа-бхаве, вам нужно будет забыть гьяну и стараться только слушать об играх Кришны, помнить их и повторять имена Кришны и Радхики. В противном случае, если вы не экантика, не устремлены к одной цели, вы не достигнете Враджи. Когда таттва-гьяна превращается в бхаву, эта бхава может достичь Вриндавана и с ней мы сможем служить во Врадже. Под гьяной, как правило, понимается только знание о брахмане. Гьяни считают себя брахманом. Если же под гьяной мы понимаем таттва-гьяну, постижение Бхагавана, в таком случае человек может попасть на Вайкунтху, но не во Вриндаван. В нашем контексте гьяна означает бхаву, переживаемую в пяти расах: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Это называется самвит, потенция познания, через которую Кришна познает Себя и благодаря которой другие постигают Его.
Суть и основа хладини - это према, а олицетворенная према - это Шримати Радхика. Баладева прабху - это адхиштхари-девата, главенствующее Божество, энергии сат, шуддха-саттвы или сандхини. Кришна это адхиштхари-девата энергии чит, то есть как гьяны, так и бхавы, а Шримати Радхика это адхиштхари-деви потенции хладини. Сат, чит и ананда. Сат это потенция бытия. Джива, как и Баладева, существует вечно, но Баладева является Господином над всеми. Он олицетворение сат, Он изначальная потенция бытия. Мы видим Кришну, мы видим Его вамши, мы видим всех враджаваси, мы видим этот мир, мы видим джив – все это проявления Баладевы Прабху. Когда Кришна с Баладевой и Радхарани, тогда Он Враджендра-Нандана-Шьямасундара. Без Баладевы не существовало бы ни игр Радхи-Кришны и гопи, ни земли Вринданава, поскольку Он потенция бытия, существования. Все спутники в шанта, дасья, сакхья и ватсалья расах являются проявлениями Баладевы прабху. Что же касается мадхурья-расы, гопи в категории каявьюха-рупа это проявления Шримати Радхики. Баладева служит во всех расах за исключением шрингара или мадхурья-расы. Для служения в этой расе Он принимает облик Ананги Манджари.
Баладева - источник всех джив
Баладева прабху - источник всех джив, их причина. Дживы во Врадже были проявлены изначальным Баладевой. Они никогда не были в этом мире. Они всегда служат Радхе и Кришне в мадхурья-расе или сакхья-расе. Из Баладевы исходит Мула-Санкаршана в Двараке. Из Мула-Санкаршаны появляются ашанка (бесчисленные) дживы, которые совершают разнообразное служение Дваракадише и Матхуреше, Кришне. Из Мула-Санкаршаны появляется Маха-Санкаршана на Вайкунтхе, где Он проявляет мукта-джив, которые вечно служат Раме, Нрисимхе, Калке, Вамане, Нараяне и всем другим проявлениям свамша. Из Маха-Санкаршаны появляется Каранадокашайи Вишну, который возлежит в области таташтха. Он проявляет таташтха-джив. Некоторые из этих джив освобождаются из майи, а некоторые становятся баддха-дживами, обусловленными душами. Таким образом, мы видим, что все дживы исходят из Баладевы. Так говорится в священных писаниях, но в действительности дживы не рождаются. Все они так же вечны, как и Сам Баладева Прабху. Только в отношении обычных джив или обусловленных душ, которые являются проявлением таташха-шакти, берущей начало из тела Каранадакшай-Вишну, можно говорить о рождении. С философской точки зрения, как энергия, материя, так же как и дух, вечны. Это легко понять, потому что Кришна, который является Свайам-Бхагаваном, источником всего сущего, ВЕЧЕН. Говорить о том, что мы пали из духовного мира (Вайкунтхи) также является грубой ошибкой. Все дживы, которые принадлежат к таташха-шакти, никогда не были там, но получили возможность посвятить себя чистому преданному служению Кришне под руководством истинного Гуру, который является представителем Баладевы Прабху и вернутся в свое естественное состояние вечного бытия, знания и блаженства (сат-чит-ананда).
Харе Кришна.