Выступление в эзотерическом клубе (12.02.2010г. Шива ратри. Нью-Йорк)
За последнюю неделю было три довольно приличных мероприятия, одно из которых - это выступление в Эзотерическом клубе. Нью-Йорк немаленький город, но собрать аудиторию, чтобы послушать о Кришне, нелегко. На этот раз публика искала сама встречи с Кришной. С некоторыми я был знаком еще со времен моей проповеди в Ленинграде. Признаться, я не сразу узнал в уже не молодом человеке Александра Ильмова, зам. Редактора журнала «Мысль».
- Помните, я вам подарил деревянные ложки…. Я не сразу сообразил, о чем речь; с тех пор прошло четверть века.
- Вы совсем не изменились…
- Пожалуй правда, улыбнулся я вставными зубами. Я все тот же Харе Кришна.
- Вам можно позавидовать.
- Ну, вот этого делать не стоит. Кому бы мы ни завидовали, на самом деле мы завидуем Кришне. Так началась, моя очередная проповедь.
ЗАВИСТЬ - негативное чувство, возникающее по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает.
Когда человек лишается всего, зависть по отношению к нему проявляется, как злорадство. Где счастье, там и зависть. Зависть - это настроения, связанные с желанием перераспределить некий ресурс в свою пользу. То есть зависть - это форма проявления агрессии, но часто в мягких формах, так как большей частью подобного рода настроения не переходят в реальное поведение. Морально-идеологическим обоснованием зависти может быть как самовлюблённость («представление индивида о собственной исключительности и достойности большего»), так и мнение о несправедливом характере распределения ресурсов в прошлом или в настоящем.”
В христианстве зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Она противопоставляется христианским добродетелям - великодушию, благожелательству и состраданию.
В исламе: Зависть - есть черта характера, осуждаемая в Коране. Согласно исламу, Аллах сотворил естество людей склонным к чувству зависти и ревности, как часть мирского испытания, но упредил тех, которые уверовали, что они должны избегать рождения в душе этого чувства.
И вот мы уже говорим о Кришне, вернее о сознании Кришны. Согласно ведической концепции считается, что брахман, поскольку он в гуне благости, не завидует никому. Если он завидует, то он завидует Высшему брахману, Кришне. Пытаясь во всех отношениях сравняться, стать единым с Ним, он становится имперсоналистом. Философия имперсонализма - последняя западня майи. Кшатрий может, находясь в раджа-гуне (в страсти) завидовать тому, кто сильней его, обладает властью и славой. Вайшья из-за влияния, которое оказывает на него раджа и тама-гуна, завидует тому, кто богаче и успешней в делах. Но шудра, находясь полностью под влиянием гуны невежества, завидует всем.
Здесь я рассказал о трех гунах природы материальной природы, которые создают психофизические особенности человека, определяя род его занятия, выбор веры и даже пищи. Пища маслянистая, сладкая вкусная приятная сердцу (овощи, фрукты, злаки и молоко), относится к гуне благости; пища слишком пряная, которая включает мясо рыбу и пр. продукты относится к гуне страсти и невежества.
Рассказав о диете в сознании Кришны, о том, что мы принимаем только прасад, я продолжал.
В современный век вражды и лицемерия все рождаются шудрами; мы проповедуем шудрам и тем, кто ниже чандалов, поэтому часто становимся объектами зависти. В странах, где говорят на английском, зависть часто ассоциируется с зеленым цветом. Говорят, позеленел от зависти. Выражение «Зеленые глаза монстра» указывают на мотивацию, которая стимулируется завистью человека. В произведениях таких великих поэтов как Шекспир зависть известна как одна из наиболее сильных эмоций человека. В основе философии его трагедий зависть занимает ведущее место. Но не только люди в этом мире завидуют, но даже полубоги, что часто является причиной кровопролитных столкновений целых наций и народов. Зависть в древнегреческой мифологии - это яблоко раздора и троянская война. В историческом эпосе Махабхараты - это поле Курукшетры, на котором встретились великие личности известные своей праведностью и лицемерием. Из-за незначительной фразы, необдуманно брошенной Драупади, возникло сражение, за 18 дней которого погибло 640 000 000 человек. В мировой истории это самое великое сражение.
Зависть происходит от желания материальных достижений, славы, денег и пр. Она возникает от необузданных желании наслаждения. Рассел назвал зависть причиной всех несчастий; зависть - это характерная особенность обусловленной души; по сути, кто бы кому ни завидовал, он завидует Богу. Если человек завидует то, он никогда не сможет приблизиться к Господу. Любовь и зависть - два взаимоисключающих чувства. Зависть является движущей силой материального прогресса и причиной разрушения мира.
Демократические преобразования как необходимое условие, чтобы нивелировать зависть; в определенной степени устраняют возможность конфликта. Поскольку «вышли мы все из народа», то некого, кажется, и винить. Демократическая форма правления - наиболее распространена в странах Запада. Основной ее принцип - насладился, уступи место другому; так на выборах выстраивается очередь за наслаждением. Ты трешь мою спину, я тру твою - у нас любовь, дружба.
В духовной жизни (полной противоположности материальному бытию) все служат Кришне побуждаемые спонтанным чувством любви. Поскольку Кришне нравится Радха, то все стараются, чтобы Радха всегда была с Кришной. Гопи думают: «Мы сделаем все, чтобы они были счастливы». Никто не торопится к личному общению с Кришной, уступая место Радхе, поскольку Радха - лучшая из гопи. Среди преданных, если кто-то служит Кришне, и Кришне нравится его служение, то все остальные предпочитают служить такому преданному. Таково проявление истинной любви к Богу. Если любишь меня, люби и мою собаку. Кришна известен как бхакта-ватсала, слуга Своих преданных. Поэтому через служение преданным, мы получаем благословение Кришны. Духовный учитель, который является представителем Кришны - единственный объект в этом мире, достойный нашего поклонения. Служа Гуру, мы обретаем милость Господа Кришны. Великие души, которые находятся в близких отношениях с Господом, подобны дереву желаний, способному выполнит любое наше желание.
После лекции были вопросы
Вопрос: В книге «Трансцендентальная мозаика» Вы пишите, что тот, кто обладает сознанием Кришны, способен освободить весь мир. Прошу прокомментируйте ваши слова.
Ответ: Кришна всепривлекающий и Его преданные столь же привлекательны. Как Параматма (сверхдуша) Кришна находится в сердце каждого живого существа и в ядре каждого атома. Но в сердце чистого преданного, чьи глаза увлажнены бальзамом любви к Кришне, находится Кришна Сам, в изначальной форме Шьмасундары. Соответственно, общение с такой личностью может освятить весь мир, вдохновить каждого на преданное служение Господу. Даже одно мгновение общения с такой личностью, может радикально изменить жизнь человека; из материалиста он может стать преданным Кришны.
Вопрос: По-вашему душа человека может воплотиться в тело животного? Я не верю, что моя душа может получить тело животного.
Ответ: Вопрос не в том, верите вы или нет, а в том, понимаете вы это или нет. Теперь вы думаете: я человек, и у меня есть душа (возможно). Но давайте посмотрим с позиции Вед, которые утверждают, что каждое существо есть душа и у него есть тело. Существует 8 400 000 видов и форм жизни, которые может принять душа. Как я уже сказал, на протяжении жизни вы культивируете какое-то мышление и в конце ее, согласно вашему сознанию, получаете то, или иное тело. Как человек меняет одежду, так душа меняет материальное тело постоянно. Что тут не понятно? Душа трансцендентна, она не имеет определения в этом мире: не мужчина, ни женщина, ни русский, ни американец…. Ни христианин, ни индуист…. Душа не смешивается с материальными элементами, так же как масло не смешивается с водой.
Вопрос: Опишите мне душу.
Ответ: Душа составляет 1/10 000 кончика волоса. Если взять волос разделить на 100 частей и каждую еще на сто, то мы получи размер духовного атома. В Упанишадах сказано, что душа плавает в пяти основных воздушных потоках: прана, апана, судан, вьяна и удана. Йоги, практикуя кумбхака-йогу, пытаются освободить душу, направляя потоки воздуха в противоположном направлении и прекращая дыхание. Это способствует увеличению продолжительности жизни и сосредоточению ума на высшем. Когда душа достигает сахасрары и в походящее время выходит через отверстие в черепе, то йог достигает цели своей медитации.
Вопрос: Кто измерял душу?
Ответ: Ее никто никогда не измерял. Тот, кто сотворил все сущее, являясь источником всех душ, установил и ее размер. Духовное знание мы получаем по парампаре от гуру, через его авторитет, а не с помощью эксперимента, полагаясь на несовершенные чувств и ограниченные возможности ума.
В заключение своего выступления я взял караталы и спел Харе Кришна мантру. Весь зал погрузился в медитацию. После окончания киртаны, я рассказал о значении и важности воспевания святого имени Кришны и раздал прасад. На следующий день в наш центр Санкиртаны, пришли многие из тех, кто присутствовал на этой программе, чтобы закрепить полученное знание.