Выдержки из книги «JIV Jago JIV»

В “Бхагавад-гите” (2.20) сказано, что живое существо бессмертно:

на джайате мрийате ва кадачин

найам бхутва бхавита ва на бхуйах

аджо нитйах шашвато ‘йам пурано

на ханйате ханйамане шарире

“Душа не рождается и не умирает. Она никогда не прекращает своего существования. Не рожденная, вечная, всегда существующая, неумирающая и изначальная, душа не погибает со смертью тела”.

В действительности живое существо не рождается и не умирает, однако ему всю жизнь приходится сражаться с неумолимыми законами материальной природы и испытывать всевозможные страдания. Тем не менее, находясь во власти иллюзии, живое существо думает, что у него есть все возможности для того, чтобы наслаждаться.

Ш.Б.4.29.18 - 20

дехо ратхас тв индрийашвах самватсара-райо ‘гатих

дви-карма-чакрас три-гуна дхваджах панчасу-бандхурах

мано-рашмир буддхи-суто хрн-нидо двандва-кубарах

панчендрийартха-пракшепах сапта-дхату-варутхаках

акутир викрамо бахйо мрга-тршнам прадхавати

экадашендрийа-чамух панча-суна-винода-крт

«Нарада Mуни продолжал: Говоря о колеснице, я имел в виду тело. Органы чувств - это лошади, везущие колесницу. Год за годом бегут эти лошади, не встречая на своем пути никаких преград, но, по сути дела, колесница стоит на одном месте. Благочестивая и неблагочестивая деятельность - это два колеса, а три гуны материальной природы - флаги на колеснице. Пять потоков жизненного воздуха удерживают живое существо в рабстве, а ум выполняет функцию вожжей. Разум - это колесничий, сердце - сиденье, а различные проявления двойственности, такие, как удовольствие и боль, - это дышла. Семь элементов - покрытия колесницы, а органы действия - пять внешних проявлений движения колесницы. Одиннадцать органов чувств - это воины. Поглощенное удовлетворением собственных чувств, живое существо восседает на колеснице и жизнь за жизнью пытается осуществить свои несбыточные мечты в погоне за чувственными удовольствиями».

День за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом живое существо восседает на катящейся колеснице, увлеченное ее движением. У этой колесницы два колеса: благочестивая и неблагочестивая деятельность. Пожиная плоды своей благочестивой и неблагочестивой деятельности, живое существо получает тело определенного типа и занимает соответствующее положение в жизни, но переселение из одного тела в другое нельзя считать движением вперед или эволюцией. В “Бхагавад-гите” (4.9) Кришна объясняет, что такое настоящая эволюция. Tйактва дехам пунар джанма наити: по-настоящему эволюционирует тот, кто избавляется от необходимости получать новое материальное тело. В “Чайтанья-чаритамрите” (Mадхья, 19.138) говорится:

эита брахманда бхари’ ананта джива-гана

чаураши-лакша йоните карайе бхрамана

Живое существо скитается по вселенной, рождаясь на разных планетах в разных формах жизни. Оно то поднимается, то опускается, но истинная эволюция заключается не в этом. Достичь вершины эволюции - значит навсегда покинуть материальный мир.

- Куда мы едем?

- Вперед!

Живое существо едет на колеснице материального тела днем и ночью в течение всей жизни. Напрасные усилия, затраченные на то, чтобы прожить эту жизнь, оно принимает за движение вперед.

Через какое-то время, когда я оглянулся, то увидел, что вся жизнь осталась позади, а что впереди? Стоп! Приехали! Кладбище! Выходи!

Буддисты называют это пустотой. Философы имперсоналисты (майавади) называют это Брахманом, а что говорят преданные Кришны? Великое духовное разнообразие лежит по пути между философией адвайты (Шанкарачарьи) и шуньявады (теории Будды) - всем и нечем. Поэтому любознательному человеку следует ознакомиться с концепцией ачинтья-бхедабхеда-таттвой Шри Чайтаньи Махапрабху, который является наиболее милостивым воплощением Кришны. В чем суть этой концепции, и каковы ее основные принципы? На страницах этой статьи мы кратко изложим и объясним суть предмета.

АЧИНТЬЯ-БХЕДАБХЕДА-ТАТТВА

Верховная личность Бога, Шри Кришна, в Своей частичной экспансии, как СВЕРХДУША, находится в сердце каждого существа и в ядре каждого атома; при этом Он проявляет Себя во вселенской форме; эта форма заключает в себе все органические и неорганические элементы; если их аннигилировать и разложить на составные, то получится «нечто», однородная масса, которая по определению материалистов представляет собой объективную реальность, «данную человеку в ощущениях». Эта «реальность» представляет собой категорию, которую в ведической литературе называют махат-таттвой; она состоит из 24 элементов и является предметом изучения философии санкхья Шри Капиладевы, воплощения Господа Кришны. Как украшения и предметы обихода, сделанные их золота, не отличны от золота в его природном месторождении, точно так же и махат-таттва не отлична от Самого Господа. Она появляется из трансцендентального тела Маха-Вишну и служит Ему, как жена служит мужу; когда приходит время творить, Господь возбуждает ее и, бросив взгляд, оплодотворяет семенами живых существ. В сочетании материи и духа, элементов махат-таттвы и жизненной силы, которую представляют живые существа, возникает материальный космос. То и другое (живые существа и материя) представляют собой энергию Господа Кришны, которая не отлична от Господа. Бог - это действенная причина материального творения, источник всего сущего; будучи единым и неделимым целым, Сам Он не принадлежит к этому миру двойственности; Его положение трансцендентно. Оставаясь единым со Своим творением, Господь одновременно и отличен от него. Эта философия непостижимого единства и различия, «ачинтья бхедабахеда-таттвы», совершенным образом представляет полное описание Абсолютной истины во всех ее аспектах. Внимательно изучая элементы творения и жизненную силу, которая приводит их во взаимодействие, мы можем понять, что есть материальная природа, живое существо и Верховная личность Бога, который выступает в роли творца (Брахмы), того, кто поддерживает (Вишну) и, когда приходит время, разрушает (Шивы). Изначальное имя этой сверхличности - КРИШНА. Он - начало, середина и конец всего, что есть материального и духовного. Он - причина всех причин, и Ему Самому нет причины. Описание этого можно найти в «Брахма-самхите» и другой ведической литературе. В «Бхагавад-гите» (Бх.г.10.8.) Кришна говорит:

ахам сарвасья прабхаво матах сарвам правартате

ити матва бхаджанте мам будха бхава-саманвитах

«Я - источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрые, кто в совершенстве знают это, отдают себя преданному служению Мне и поклоняются Мне всем сердцем».

Абсолютная истина - личность Бога. Те, «кто в совершенстве знают это», пришли к заключению, что Он проявляет Себя в трех аспектах: имперсонально, локализовано и личностно. Все три аспекта Абсолюта есть суть одно - личность, которая непостижима для материальных чувств и ума. На самом деле нет ничего кроме КРИШНЫ, Верховной личности Бога. «Шри Ишопанишад» подтверждает это следующим образом:

ом пурнам адхах пурнам идам

пурнат пурнам удачйате

пурнасйа пурнам адайа

пурнам эвавашишйате

«Личность Бога всесовершенна, и так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из полного целого, также обладает полнотой. И, как полное целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей».

ГОСПОДЬ ЕДИН

Свет солнца и луны эманируют из брахмаджьоти, которое представляет собой имперсональное сияние Господа. Пранава или Омкара - трансцендентный звук, с которого начинаются все ведические мантры и гимны, обращенные к Господу, также представляют Господа. Поскольку имперсоналисты не признают Личность Бога, они обращаются к Господу, вибрируя трансцендентный звук «ОМ»; но преданные Господа обращаются к Нему по бесчисленным именам, главное из которых - «Кришна». В имени «Кришна» заключено полное проявление Абсолютной истины во всех Ее трех аспектах. Хотя Верховная личность Бога - один, но Он проявляет Себя во множестве экспансий: Вишну-таттвы, джива-таттвы и шакти-таттвы - все эти таттвы (истины) представляют собой трансцендентальную личность и Его энергии. Воплощения Бога принадлежат к категории Вишну-таттвы; живое существо (душа) - к джива-таттве, а материальный и духовный мир - проявление шакти-таттвы. Бог есть Сверхдуша; живое существо - индивидуальная душа, которая едина с Богом и непостижимо отлична от Него. Верховный Господь проявляет Себя в бесчисленном множестве экспансий, имеющих также личностную природу, при этом всегда сохраняет Свою неповторимую индивидуальность. Гигантское проявление вселенской формы Господа (вират-рупа) включает в себя всё творение и все живые существа, пребывающие в Нем. Хотя творение Господа не отлично от Него Самого, однако оно не есть Господь (Нарайана или Вишну), оно отдельно от Него. В форме Нарайаны Господь находится за пределами материального творения. Для того чтобы творить, Он принимает форму трех полных экспансий: Каранодакашайи Вишну (Маха-Вишну), Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну, которые являются Сверхдушой: 1) маха-таттвы, 2) вселенной и 3) каждого существа. В своем локализованном аспекте Параматмы Господь пребывает в сердце каждого живого существа и в ядре каждого атома.

МЫ ЖИВЕМ В ЦАРСТВЕ БОГА

Все находится в энергиях Кришны, и Он находится внутри всего. Любой человек, кому бы он ни поклонялся, на самом деле поклоняется Кришне. Все поклоняются единому Господу, потому что нет ничего, кроме Него. Бог может представлять Себя в различных образах и воплощениях (таких как Нрисимха, Вамана, Курма, Кришна, Рама, Будда и пр.), как Сверхдуша (Параматма), в проявлении безличного брахмана и сил материальной природы. Обожествляя эти силы природы или какую-то личность, человек поклоняется Кришне, но, как говорится в «Бхагавад-гите», делает это не так, как положено. «Те, чей разум похищен материальными желаниями, вручают себя полубогам и следуют определенным правилам и предписаниям поклонения, соответствующим их собственной природе» (Бх.г.7.20). Веру в того или иного полубога и блага, даруемые полубогами, в действительности дает Кришна. «Каждый человек во всем следует Моим путем, - говорит Кришна. - Я вознаграждаю его в той степени, в какой он предается Мне» (Бх.г.4.11).

До того, как возник материальный космос, не было ни Брахмы, ни Шивы, ни Вишну, не было ни полубогов, ни мудрецов, ни праджапати, ни обычных существ - не было никого, кроме Нарайаны (полная экспансия Кришны), и после разрушения вселенной не будет никого, кроме Нарайаны.

В «Бхагавад-гите» (Бх. г. 9.7) Кришна говорит:

сарва-бхутани каунтея пракритим янти мамикам

калпа-кшае пунас тани калпадау висриджамй ахам

«О сын Кунти, в конце эпохи все материальное проявление входит в Мою природу, а в начале следующей, благодаря Моему могуществу, Я вновь творю его».

ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

Согласно философии ачинтья-бхедабхеда: живые существа качественно едины с Господом и количественно отличны от Него; это качественное единство и количественное различие создает бесконечное разнообразие материального и духовного бытия.

мамайвамшо джива-локе джива-бхутах снатанах

манах шаштханиндрияни пракрити-стхани каршати

«Живые существа в этом обусловленном мире есть Мои вечные составные частички. Вследствие обусловленной жизни они ведут тяжелую борьбу с шестью чувствами, одно из которых - ум» (15.7).

Подобно тому, как капля морской воды солона как море, как свет и тепло лучей солнца неотличны от солнца, так и живые существа едины с Господом и неотличны от Него. Одновременно с этим единством, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, которая выражается в особом виде любовных взаимоотношений с Богом (рас). Живое существо - духовный атом в излучении духовного сияния, исходящего от трансцендентального тела Кришны, обладает духовными чувствами и духовным разумом, который необходим, чтобы участвовать в играх Господа. Кришна наслаждается, и Его вечные спутники, оставаясь личностями, наслаждаются вместе с Ним. Когда живое существо желает забыть Господа и действовать независимо, Господь предоставляет ему такую возможность, покрывая его материей. Даже великие полубоги, такие, как Шива, из-за соприкосновения с материей, находится в определенной зависимости от законов материальной природы, но Вишну (Кришна) - законодатель и повелитель всех существ - абсолютно независим. Оставаясь всецело духовным, Он является источником и материи и духа. Своей непостижимой потенцией Он создает этот материальный мир; Он - причина его возникновения, поэтому не отличен от него и связан с ним, но, в то же самое время, находится в стороне.

Подобно тому, как молоко, соприкасаясь с кислым тамариндом, становится йогуртом, так в соприкосновении с майей Господь принимает форму Шивы, которая неотлична и в то же время отлична от Вишну. Кришна, являясь причиной всех причин, при необходимости может материю превратить в дух, а дух - в материю, изменив их функции; однако никто кроме Него, даже Шива, не может действовать подобным образом. Вишну подобен молоку, а Шива - йогурту. Хотя они одной природы, но их функции различны. Господь всемогущий, но живое существо, к какой бы категории оно не относилось, таковым не является. Это единство и различие прослеживается во всем, на всех уровнях развития сознания личности. Тот, кто желает служить Кришне, по Его милости обретает духовное тело, а кто желает забыть Его - материальное. Человеческая форма жизни, созданная по образу и подобию Кришны, позволяет живому существу посвятить себя преданному служению Господу и таким образом по Его милости выбраться из круговорота рождения и смерти.

КТО ЕСТЬ КРИШНА?

иттхам сатам брахма-сукханубхутйа

дасйам гатам пара-дайватена

майашританам пара-даракена

сакам виджахрух крита-пунйа-пунджах

Мальчики-пастушки играют с Кришной, как со своим другом. Кто есть Кришна? Он - источник вечного наслаждения, но они не знают, с кем они имеют дело. Он - парам-брахма, Высший Дух; но, как обычный ребенок, Он играет со Своими сверстниками - полным проявлением Его внутренней энергии; это ставит их на один уровень с Ним; вечные спутники Господа Кришны, в отличие от обусловленной души, наслаждаются наравне с Кришной.

После многих и многих рождений и смертей, когда живое существо обретает совершенное трансцендентальное знание, оно становится свободным от влияния иллюзии и входит в непосредственные отношения с Богом. Во Вриндаване природа (деревья, пещеры, земля, вода и атмосфера) друзья Кришны и подруги - все всецело духовно, потому что является проявлением внутренней энергии Господа. Там нет ни тени влияния гун материальной природы; закон кармы, который действует в обусловленном материей существовании, не распространяется на обитель Господа. Во Вриндаване все самозабвенно любят Кришну; там никого не интересует - Бог Кришна или нет! Концепция Бога-творца, вседержителя, отсутствует в мире вечного бытия, знания и блаженства; она навязана обусловленной душе иллюзорной энергией Господа, майей. Обитатели вриндавана-дхамы думают: «Кришна должно быть некий полубог воплотившийся здесь. Они не признают в Кришне Верховную личность, и даже если кому-то приходит эта мысль, то Кришна с помощью йога-майи тут же посылает им забвение. Когда Кришна 5000 лет назад проявил Свои игры на нашей планете, то великие полубоги воплощались один за другим, чтобы принять участие в «спектакле» Господа. И демоны, и праведники получали освобождение; на самом деле все, кто непосредственно связан с Кришной, - вечно освобожденные души, великие преданные Господа. Пытаясь защитить Кришну от дурного влияния и злого рока, мама Яшода повторяла мантры; опасаясь за Его жизнь, все мальчики пастушки и жители Вриндаваны (не только Его родственники), все молили Бога, чтобы Он защитил Кришну, не подозревая даже о том, что Кришна - Сам Бог. Таким образом, естественно, спонтанно проявлялась чистая любовь к Кришне. Господь Чайтанья учил, что Кришна - Враджендра Нандана, сын Нанды Махараджа, так же как и святая земля Вриндаваны, где Он проводил Свои игры - единственный объект поклонения. Только благодаря беспримесной любви и преданности, человек может понять глубину этих игр. Во Вриндаване каждый желает стать отцом или матерью Кришны, Его другом или возлюбленным. Благодаря своей любви эти великие души покорили Верховную личность, заставив Его повиноваться им, как сын повинуется отцу, как друг - своему другу, выполняя его желания. Для философов-эмпириков и тех, кто поклоняется Богу как Вседержителю, а также для имперсоналистов, отрицающих существование трансцендентной личности Бога, невозможно постичь смысл происходящего во Вриндаване и насладиться блаженством божественной любви. Им не ведомо, что Кришну можно любить не только как своего господина, но и как друга, сына, супруга и возлюбленного. Шри Чайтанья учит любви в супружеской расе (мадхурья-раса). Играя роль преданного Господа, Он само воплощение паракия-бхавы. Для понимания этих возвышенных тем, Чайтанья учит философии ачинтья-бхедабхеда-таттвы о непостижимом единстве и различии, согласно которой всякое живое существо одновременно, оставаясь вечным слугой Господа, является и наслаждающимся наравне с Ним, совершая свое служение. В «Бхагавад-гите» (15.7) Кришна говорит: маайвамшо джива локе джива-бхутах санатана - все живые существа есть Мои неотъемлемые частички (части частей экспансий Господа). Мы едины с Господом и отличны от Него. Он - повелитель, мы - Его подчиненные наслаждающиеся; подчинение Господу, основанное на любви, является источником наслаждения. Живые существа, поддерживаемые любовью Господа, утопают в океане нектара, потому что духовный мир - ананда-майо бхьясат - полон блаженства.

ЧТО ЕСТЬ ВРИНДАВАНА-ДХАМА?

Вриндавана-дхама духовна, она представляет Кришну - таково ее виденье чистыми преданными Господа. Вриндавана не отлична от Самого Господа, несмотря на то, что материалисты воспринимают это место как заурядное, ничем не привлекательное. Почему такое расхождение во мнениях? Потому что духовный мир скрыт от глаз непреданных завесой майи. В то время как, совершая служение в этом месте, преданные обретают милость Господа, непреданные же, посещая святую дхаму, только совершают оскорбления святой дхамы, лишаясь Его милости. Из-за грехов они могут приблизиться к Господу. Философия ачинтья-бхедабхеда-таттвы, как никакая другая философская концепция, наилучшим образом разъясняет эту ситуацию.

Живое существо можно сравнить с искрой, вылетающей из пламени. Когда искра вылетает из пламени и падает на сырую землю, то гаснет, но пламя воспламеняет сырые дрова и землю. Аналогичным образом, когда человек пребывает в сознании Кришны, он способен одухотворить весь мир, но когда он забывает о Кришне, отвернувшись от него, то теряет свою духовную потенцию и гаснет, как искра, вылетевшая из пламени.

Философия ачинтья-бхедабхеда-таттвы всестороннее рассматривает и объясняет всесовершенную природу Господа и Его творения, которое существует в непостижимом единстве и различии. Хотя Бог в нашем сердце и в ядре каждого атома, но мы не способны приблизиться к Нему с помощью материальных чувств и ума; одновременно Он и близок, и далек; Он самый большой и самый маленький; Он внутри и вне всего, Он - сама жизнь и смерть, начало и конец всего сущего; без Него ничего не существует, но многие отрицают само Его существование. Он не постижим для материальных чувств и ума, но по Его беспричинной милости любой может понять Его природу. В «Бхагавад-гите» (10.10) Кришна говорит:

тешам сатата-юктанам бхаджатам прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там ена мам упаянти те

«Тем, кто постоянно с любовью служат Мне, Я даю понимание и разум, при помощи которого они смогут прийти ко Мне». Кришна дает разум тем, к кому благоволит, и лишает разума тех, кого желает наказать.

Следуя четырём регулирующим принципам и повторяя святое имя Господа: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, любой человек может достичь совершенства в духовной жизни, обрести духовный разум, одухотворить свои чувства и освободиться от двойственности материального существования. Имя Кришны, Его образ, удивительные игры и Его окружение неотлично от Самого Господа, поэтому исполнено духовной силы и духовных возможностей.

Только глупцы считают Кришну обыкновенным человеческим существом, не зная Его, непогрешимого и вездесущего. Они недооценивают уникальных возможностей Кришны, глумятся над Ним и Его преданными, не ведая, что творят. Кришну невозможно постичь материальным умом и чувствами, но Его можно постичь духовным умом и духовными чувствами.

КАК ЛЮБИТЬ БОГА?

Кришну нельзя понять с помощью материальных чувств и ума, однако, посвятив себя бхакти, можно одухотворить свои чувства и ум. Воспевая святое имя, форму, игры Господа и Его окружение, человек постепенно может достигнуть стадии духовной чистоты, в результате чего обрести духовное тело и общаться с Господом и любить Его, как друга, сына или возлюбленного. Когда человек становится сознающим Кришну, он не видит для себя большего выигрыша, чем это. Шрила Рупа Госвами пишет: «Что хорошего, если у меня только один язык? Повторяя святое имя, я не смог бы насытиться его нектаром, даже имея миллионы языков. Что хорошего в том, что у меня два уха? Если бы у меня были миллионы ушей, и я постоянно слушал бы пение Харе Кришна, то и тогда не смог бы насытить свой слух».

ВАЙШНАВИЗМ

В вайшнавской философии существуют четыре направления: шуддха-адвайта (полное однообразие и единство), двайта-адвайта (одновременное единство и различие), вишишта-адвайта и двайта. В основном, все эти философии базируются на «Шримад Бхагаватам». В общем смысле вайшнавизм - это наука о бхакти-йоге, преданном служении Вишну или Кришне, а вайшнав - это тот, кто постиг эту науку в совершенстве. Вайшнав не принадлежит к той или иной касте или обществу, он не является представителем той или иной религии; вайшнав - это слуга Бога; его положение трансцендентно ко всем названиям и определениям, возникающим в результате самоотождествления себя (души) с материальным телом и умом. Утратив связь с Кришной, живое существо начинает отождествлять себя с телом, состоящим из пяти грубых и трех тонких элементов, которые тоже представляют энергию Кришны; но тело отлично от души, и йоги могут видеть душу во всем движущемся и неподвижном. Они могут видеть и Сверхдушу, оставаясь при этом равнодушными к преданному служению. Преданные же видят материальное тело, душу, Верховную душу и служат личности Бога, который является источником и материи и духа, при этом, не отождествляя себя с материей и делая различие между индивидуальной душой и Верховной личностью Бога. Материю сравнивают с дымом, который покрывает пламя. Очевидно, что дым не является огнем, а огонь - дымом. Они существуют как вместе, так и сами по себе. В «Вишну Пуране» говорится, что хотя огонь находится в одном месте, но тепло и свет могут распространяться повсюду; электростанция находится в одном месте, а электроэнергия, которая вращает машины, находится в разных местах. Три гуна-аватары Кришны: Брахма, Вишну и Шива неотличны от Господа, но все три выполняют разные функции; Брахма созидает, Вишну поддерживает, а Шива разрушает. Сам Кришна, изначальная причина всех трех гуна-аватар, не принимает участие ни в одном из этих видов материальной деятельности. В «Бхагавад-гите» сказано, что материальная природа действует под руководством Кришны, но Сам Кришна не имеет отношения к материальной деятельности, поэтому не несет ответственность за последствия этой деятельности. Когда живое существо принимает решение быть независимым от Кришны, ошибочно считая себя наслаждающимся и творцом, оно взваливает на себя бремя ответственности за свои поступки. В связи с этим Шрила Рупа Госвами говорит, что преданные, которые полностью заняты любовным служением Господу, тоже не имеют отношения к материальной деятельности. Будучи освобожденными душами, они, фактически, не совершают действий. Преданные Кришны не введены в заблуждение ложным эго; они не отождествляют себя с материальным телом, которое связано гунами материальной природы, поэтому всегда безучастны и свободны от последствий собственной кармы, находясь в материальном мире. Тело может действовать различным образом (спать, есть, испражняться), но тот, кто в нем находится, не имеет отношения к такому роду активности. Как масло никогда не смешивается с водой, так и познавшая себя личность никогда не смешивается с этим миром; такая душа ни страдает от результатов своих греховных поступков и ни наслаждается результатами праведных. Это возможно при условии, если чувства заняты в служении Хришикеше, Господину чувств. Высшая истина доступна для понимания человека, полностью сознающего Кришну. Без особого труда он может осознать эту истину, начав воспевать святое имя Кришны. Такое воспевание святого имени находится на духовной платформе, и тот, кто участвует в нем, немедленно достигает трансцендентальной платформы: са гунан сама титьяйнан (Бх.г.14 .26). «Такой человек ни о чем не скорбит и ничего не желает». Самоудовлетворенность делает его независимым от обычного течения дел - брахма-бхута прасаннатма (Бх.г.18.54). Находясь в таком состоянии, он полностью посвящает себя любовному служению Кришне. Если человек использует тело, ум и дар речи в служении Господу, он становится независимым от результатов своей деятельности; даже находясь в этом теле, он не зависит от законов материальной природы ихайасья харер дасья…(Б.р.с. 1.2.187).

В «Бхагавад-гите» (5.29) Кришна говорит:

бхоктарам ягья-тапасам сарва лока махешварам

сухридам сарва-бхутанам гьятва мам шантим риччхати

«Человек, полностью сознающий Меня, знающий, что в конечном счете все жертвоприношения и аскетизм направлены на Меня, что Я - Верховная личность, властитель всех планет и полубогов, благодетель и благожелатель всех живых существ, освобождается от материальных страданий». Кришна - собственник планет и полубогов, друг и доброжелатель каждого. Он наслаждается результатами всех жертвоприношений и благотворительности. Тот, кто это сознает, становится поистине умиротворенным. Аналогично тому, если поливать корень дерева, то ветви и листья насыщаются влагой, так и, служа Кришне, удовлетворяя Кришну преданным любовным служением (бхакти), все живые существа в этом мире будут благоденствовать. Это поистине способ избавления от всех тревог. Кришна является корнем дерева материального творения. Он не предвзят и равно относится к каждому; но тому, кто Ему друг, Он тоже становится другом. При полной индифферентности Кришна всегда на стороне Своих чистых преданных. В Гите (Бх.г. 4.11) Он говорит:

е ятха мам прападьянте тамс татхайва бхаджамй ахам

мама вартманувартанте манушьях партха сарвашах

«До какой степени человек вручает себя Мне, соответственно Я награждаю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи».

Нет ничего, кроме Кришны! Однако материалисту это не понять; поскольку он когда-то пожелал забыть Кришну, то Кришна дал ему забвение. Создав две пары клеток (мужскую и женскую), Кришна наградил человека сексуальным желанием, и теперь отуманенный вожделением материалист не видит Бога; ему кажется, что все творение осуществляется независимо от Господа. Демоны всегда будут утверждать, что нет ничего кроме вожделения; что жизнь возникла в результате связи мужской и женской особи. Но на самом деле Кришна является и отцом и матерью каждого; создав материальную природу и оплодотворив ее семенами живых существ, Он принимает на Себя роль и матери и отца.

Когда человек спит, то прекращается активность его чувств; но с восходом солнца вновь все пробуждается к жизни; подобно этому в момент смерти живое существо погружается в спячку, а в момент рождения пускается во все тяжкие прегрешения. Космическое творение то проявляется, то исчезает, чтобы через какое-то время вновь проявиться. В «Бхагавад-гите» (8.19) сказано бхутва бхутва пралияте - когда наступает разрушение, всему приходит конец, однако в момент творения все снова возникает; так непроявленная форма материальной энергии на промежуточной стадии становится видимой и ощутимой нашими чувствами. В данном случае «проявленная» и «непроявленная» материя относится к низшей энергии. Живое существо же является духовным по природе и принадлежит к высшей энергии Господа, поэтому не претерпевает подобного изменения. В результате своей деятельности (кармы) живое существо отделилось от Верховной личности Бога, но в действительности оно всегда связано с Ним самыми тесными узами, даже когда ему кажется, что оно отвергнуто Господом. Живое существо едино с Господом, поэтому восстановить свои отношения с Ним не представляет особого труда; необходимо просто пожелать возродить изначально чистое сознание Кришны, принять авторитет Господа и вручить себя Ему.

Кришна является причиной всех причин, высшей причиной живых существ и материального творения, но непосредственной его причиной служит Параматма.

Маха-Вишну - Высшая Душа махат-таттвы, всей материальной субстанции; из пор Его трансцендентального тела во время выдоха возникают бесчисленные вселенные - йасйаика-нисвасита-калам антхаваламбйа дживанти лома-виладжа джагад-анда-натхах (Б.с.5.48). Все возникает и покоится в теле Маха-Вишну, поэтому нет ничего, что было бы отлично от Верховной личности Бога. Это не трудно понять, если принять во внимание, что все существует в определенных фазах времени (прошлого, настоящего и будущего). Фактор времени - это имперсональное проявление Кришны, которому подвластно все, но Сам Кришна - Верховная Личность Бога, неподвластен времени. Все творится, поддерживается и со временем разрушается, но Сам Господь неподвластен времени. Он принимает форму вечного времени, но при этом сохраняет Свою нетленную личностную сат-чит-ананда виграху - форму вечного бытия, знания и блаженства. Ему нет ни начала, ни конца, ни середины, хотя Он - начало творения, середина и его конец. Он - Абсолютная истина, причина знания (видья) и причина возникающего неведения (авидья), хотя Сам Господь вне этих категорий; Кришна - причина скорби и радости для обусловленных душ, но Сам Он неподвластен ни тому, ни другому; Он не радуется и ни скорбит, будучи всегда трансцендентен к преходящим радостям и скорби обусловленных душ этого мира.

Живое существо также исполнено блаженства, знания и вечного бытия, но в отличие от Господа может осознать свою вечную, блаженную природу, только взаимодействуя с Кришной, пребывая в сознании Кришны. Господь во всех отношениях един со Своим творением и в то же самое время отличен от него; в Нем непостижимым образом уживаются все самые противоречивые концепции, точки зрения и идеи; если бы Он не был полным целым, то откуда бы могло взяться «невежество», которое обусловленные души принимают за знание? Подобно великому дереву с множеством ветвей, листьев, цветов и плодов, которые сами по себе очень питательны, Господь представляет собой корень этого удивительного дерева, питающего и поддерживающего все творение. Те, кто находятся в полном сознании Кришны, пребывают вне двойственности материального существования, преходящих радостей и печали, возникающих от чувственного восприятия. В «Шримад Бхагаватам» (10.14.8) сказано, что преданные Кришны воспринимают и радость и страдания, как милость Господа, не делая различия между ними. Как сын наследует от отца богатство, так и преданный, обретя трансцендентное знание, наследует царство Бога. Рассматривая с различных точек зрения один и тот же предмет, невежественные люди могут иметь различные суждения, но человек, знающий этот предмет, понимает, что истина одна и, в то же самое время, множественна; в зависимости от реализации каждый видит ее по-разному. Тот, кто осознал, что он есть душа (ахам брахмасми), видит единство всех живых существ и может ошибочно считать себя Богом. Но тот, кто воспринимает единство и различие, ахам сарвасья прабхаво матах сарвам правартате (Бх.г.10.8), думает о своем положении ахам брахмасми, как вечного слуги Господа. Хотя Господь един, но Он также и отличен; занимая высшее положение, Он поддерживает существование каждого: нитье нитьянам четанас четананам эко бахунам ее видадхати каман. Он сознает, что все есть брахман, сарвам кхалв идам брахма, потому что все берет начало в Высшем Брахмане джанмади асйа йатах (Ш.Б. 1.1.1) и служит Высшему Брахману, Кришне.

Он распространяет Себя через различные энергии по всему творению. Разумный человек пытается понять это, глядя на мир глазами ведических писаний. Он может видеть Господа везде андантара-стха-парману-чайантара-атхам, потому что Господь внутри всего, даже атомных частиц, и вне всего, поскольку все пребывает в Нем.

Атеисты могут критиковать преданных Кришны, говоря: «Если вы не хотите ничего для себя, то зачем служите Богу?» Они не могут понять, что в духовном мире также существует разнообразие в единстве, и единство в различии. Тот, кто занят служением Кришне, одновременно с этим является господином Господу и наслаждается всем, что предоставляет Ему Господь, уже находясь в царстве Бога. В Его обители освобожденная душа наслаждается любовными отношениями с Господом наравне с Ним в одной из рас: как друг, как родитель, как супруги или возлюбленные.

ВОПЛОЩЕНИЕ ГОСПОДА

Поскольку Деваки была чистой преданной Господа, она могла понять, что Вишну воплотился, как ее сын. Оставаясь Верховной личностью, Он в то же время был полностью в ее власти, как обычный ребенок во власти своей матери. Она поклонялась Господу со словами: «Мой дорогой Господь, Твои вечные формы (Нарайаны, Рамы, Шеши, Ваманы, Нрисимхи, Баладевы и миллионы подобных воплощений) эманируют от Вишну, который в Ведах описан, как изначальная личность Господа. Эти формы трансцендентны и находятся вне материального мира (проявленного и непроявленного). Они были до творения материального мира и останутся после его уничтожения. Эти формы вездесущи и самодостаточны. Ты - Верховная личность Бога». Хотя Вишну есть все, однако Он отличен от всего. Именно это и позволяет иметь те сладостные отношения, которые возможны на трансцендентной платформе. Кришна - парам брахма, Верховная личность Бога, адьям - начало всего, причина всех причин; Он - ади-пурушам, изначальная личность, которая наслаждается всем; Он способен распространить Себя в бесчисленное множество форм, которые неотличны друг от друга, и в то же самое время отличны одна от другой, сохраняя свою неповторимую индивидуальность.

Кришна никогда не попадает под влияние материи, поэтому Его зовут Ачьюта; сарвам вишнумайам джагат. Кришна - поддерживает все творение сарвам кхалв идам брахма; Он отличен от всего, что не есть Кришна, одновременно, все - неотлично от Него мат-стхани сарва-бхутани на чахам тешв авастхитах. Кришну можно понять только через чистое преданное служение, которое нашло свое полное выражение в философии ачинтйа-бхедабхеда-таттва. Бог един и бесконечно разнообразен - никогда не меняется и, в то же время, всегда неповторимо разнообразен. Вайшнавы-ачарьи описывают Его по-разному: вишуддхадвайта, вишистадвайта, двайтадвайта. Изучать Кришну необходимо с помощью ачарьи: ачарьяван пурушо веда. Только тот, кто следует по стопам ачарьев, может понять все эти кажущиеся противоречивыми точки зрения.

Как говорится в «Чайтанье чаритамрите» (Мадхья 20.108), дживера сварупа хайа-кришнера нитйа-даса - живое существо вечно остается слугой Кришны, даже если отрицает само Его существование. Занимая пограничное положение между материей и духом, оно принадлежит к высшей духовной энергии (частичное проявление сварупа-шакти). При этом, как и Верховная личность, живое существо едино и различно с этим материальным проявлением. Иногда материалисты верят в существование духовного начала, но они не способны его осознать, так как пытаются это сделать материальным способом. Сбитые с толку, в конце концов, они становятся нигилистами. Чтобы понять истинное положение вещей, такие материалисты должны найти себе истинного гуру, принадлежащего к цепи ученической преемственности; гуру есть наиболее милостивое проявление Кришны; он есть сакшад-хари, т.е. тот, кто наделен энергией Хари или, другими словами, уполномочен Господом. Он - неотличен от Самого Господа, и ему следует служить как Самому Господу. Такой тип служения считается самым совершенным. Хотя Гуру никогда не заявляет, что он - Бог, но ему следует поклоняться как Богу - в этом секрет успеха в духовной жизни.

В Своей полной экспансии Баларамы, Кришна становится изначальным гуру всех гуру; как Баларама, (Нитьянада), Он - гуру-таттва; в играх Шри Чайтаньи необходимо искать милость Нитьянанды; весь смысл ведических писаний раскрывается тому, кто неуклонно служит своему гуру, представителю Нитьянанды и Чайтаньи.

Говорится, что материальный мир подобен безбрежному океану, который наводняют кровожадные чудовища различных теорий, но по милости Господа Чайтаньи даже несмышленый младенец может постичь заключительное слово истины. Суть этой истины изложена в восьми стихах «Шикшаштаки».

ШРИ ШИКШАШТАКА

1

чето-дарпана-марджанам бхава-махадавагни-нирвапанам

шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйавадху-дживанам

анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам

сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам

Слава Шри кришна-санкиртане, которая очищает сердце и гасит пожар обусловленной жизни, повторяющихся рождений и смертей. Это движение санкиртаны - величайшее благословение всему человечеству. Как свет луны, оно распространяет бхаву, заставляя распуститься в сердце лотос нашей удачи. Это движение - сама жизнь трансцендентального знания. Оно увеличивает океан духовного блаженства и дает возможность душе насладиться нектаром, которого она всегда так жаждет.

2

намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис

татрарпита нийамитах смаране на калах

этадриши тава крипа бхагаван мамапи

дурдаивам идришам ихаджани нанурагах

О, мой Господь, только одно Твое святое имя способно даровать все благословения живым существам, а у Тебя таких имен сотни и тысячи: Кришна, Говинда, Рама… Во все Свои имена Ты вложил все шакти, трансцендентальные энергии. И нет строгих правил для их повторения. О, мой Господь, по Своей доброте Ты дал возможность приблизиться к Тебе каждому. Но я столь неудачлив, что из-за моих оскорблений я потерял вкус и не чувствую привязанности к их воспеванию.

3

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна

аманина манадена киртанийах сада харих

Святое имя следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на улице, будучи терпеливей дерева, свободным от чувства ложной гордости, всегда готовым оказать почтение другим. В таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно.

4

на дханам на джанам на сундарим

кавитам ва джагад-иша камайе

мама джанмани джанманишваре

бхаватад бхактир ахайтуки твай

О Джагадиша! Я не хочу богатства, мне не нужны красивые женщины, последователи, жена, дети, друзья и родственники. Единственное, о чем я молю: «Дай мне чистое преданное служение Тебе жизнь за жизнью!»

5

айи нанда-тануджа кинкарам

патитам мам вишаме бхавамбудхау

крипайа тава пада-панкаджа-

стхита-дхули-садришам вичинтайа

О Нанда-нандана! Я Твой вечный слуга, но так уж случилось, что я пал в океан рождения и смерти. Прошу Тебя, вытащи меня из сетей кармы и сделай одним из атомов у Твоих лотосных стоп.

6

найанам галад-ашру-дхарайа

ваданам гадгада-руддхайа гира

пулакаир ничитам вапух када

тава нама-грахаве бхавишйати

О, мой Господь, когда глаза мои украсятся слезами любви, непрестанно текущими при пении Твоего святого имени? Когда голос дрогнет, и волосы от экстаза на моем теле встанут дыбом при повторении Твоего имени?

7

йугайитам нимешена чакшуша правришайитам

шунйайитам джагат сарвам говинда-вирахена ме

О Говинда! В разлуке с Тобой каждое мгновение для меня подобно юге. Из глаз моих потоками льются слезы. Мир пуст, когда в нем нет Тебя.

8

ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам

адаршанан марма-хатам кароту ва

йатха татха ва видадхату лампато

мат-прана-натхас ту са эва напарах

Нет для меня иного Господа, кроме Кришны, и Он останется Им навсегда. Обнимет ли меня или разобьет мне сердце, не показываясь на глаза, - Он волен поступать, как пожелает. Независимо ни от чего, Он - мой прананатха, сама моя жизнь, мой возлюбленный и Тот, кому я поклоняюсь.

Повторяйте: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе и будьте счастливы!

Ваш доброжелатель

Мурали Мохан дас

Метки:

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.