Бхагавад-Гита
28 ноября вайшнавы всего мира отмечали день явления Бхагавад-Гиты. Традиционно в этот день проводится огненный ведический ритуал - ягья, сопровождаемый чтением избранных шлок (стихов) Бхагавад-Гиты. В этом году Мурали Мохан Махарадж, недавно вернувшийся из поездки по святым местам в Индии, провел ягью в Екатеринбургском храме Шри Шри Кишор Кишори.
5000 лет назад Кришна Сам лично пришел в этот мир и поведал «Бхагавад-гиту», раскрывая суть всех религий. Гита – это царь знания, само совершенство религии, которое заключается в форме чистого преданного служения Верховной личности Бога. Это знание сокровенно и постижение его радостно – так сказано в самой Гите.
«Бхагавад-гита», что означает «Песнь Бога», представляет собой суть всех Упанишад – квинтэссенция ведического знания, жемчужина философского наследия Древней Индии. Для миллионов индийцев, преданных Кришны (Вишну), «Бхагавад-гита» является самой важной священной книгой. Она представляет собой часть исторического эпоса «Махабхараты», написанного великим мудрецом Вьясадевой. Ее появление в письменном виде (на санскрите) относится к началу третьего тысячелетия до н.э. Но изначально, как сказано в самой Гите, она была поведана Шри Кришной Богу Солнца значительно раньше – по меньшей мере, 120 млн. 400 тысяч лет назад; в человеческом обществе Гита известна около 2 млн. лет. «Бхагавад-гита» передавалась в устной традиции по цепи ученической преемственности с незапамятных времен. Уже в наше время она была переведена на европейские языки (на английский в 1785 году У.Уилкинсом), что вызвало огромный интерес не только философов, но ученых, писателей и поэтов. Гумбольдт назвал ее «прекраснейшим и, может быть, единственным истинно философским произведением». На русском языке Гита впервые была издана в 1788 г. под патронажем императрицы Екатерины II и с одобрения Синода. Православная цензура расценивала «Бхагавад-гиту» как «душеполезную книгу». Гита оказала и оказывает исключительное влияние на творчество выдающихся мыслителей и деятелей мировой культуры таких, как Гёте, Гердера, Гартмана, Гегеля, Шопенгауэра, Гейне, Льва Толстого и многих других; о ней с восхищением говорил Новиков, Роден, Бетховен, Ганди и Неру. Ее исследовали многие выдающиеся ученые – Х.Лассен, Э.Бюрнуф, Э.Сенар, А.Гхош, Л.Валле, С.Радхакришнан и С.Леви. Знакомство с Гитой отчетливо проявляется в творчестве П.Б.Шелли, Дж. Рассела, Уордсворда, Р.Роллана, Л.Толстого, И.Бунина, У.Уитмена, Г.Гессе; особое влияние Гита оказала на Ральфа Уолдо Эмерсона, который назвал ее «первой из книг и книгой книг». Гита стала неиссякаемым источником вдохновения для ученых, подобных Эйнштейну, оценившего ее способность пробуждать людей от материалистической спячки. В Гите, как в фокусе, сошлись все грани религиозной и философской мысли. В своей книге «Открытие Индии» Джавахарлал Неру отметил, что притягательная сила Гиты для народов Индии столь же велика в настоящее время, как и в древности; к ней обращаются все философские школы Индии. Неру охарактеризовал ее как книгу, к которой разум человека обращается в период кризиса, когда его одолевают сомнения. Он часто говорил, что Гита осветила всю его жизнь. Ценность Гиты состоит в ее исключительной способности воздействовать на духовное развитие человека. Через решение проблемы «кто я?» эта вечная книга дает правильный ответ на вопрос «что делать?» и открывает способы достижения внутреннего состояния, в котором можно не только постичь непреходящие духовные ценности, но и реализовать их на практике, претворить в жизнь. В «Гите» дается разрешение проблем человеческого существования, возникающих из-за столкновения личных и общечеловеческих представлений о нормах морали и этики. Учение Гиты затрагивает все стороны бытия, как обыденные (житейские), так и метафизические. Призывая к бескорыстной деятельности и самоочищению, высшему познанию, освобождению от пороков: гнева, вожделения, жадности и невежества, она открывает пути избавления от недостатков и несовершенства, указывает на вселенскую гармонию, которая является проявлением высшего разума. Она служит интересам Истины и дает человеку возможность жить реальностью; не только грезить о ней, но и испытать вкус этой реальности. «Человек, знающий Гиту, – говорил Шанкарачарья, – знает все». Возвышенность и простота изложения Гиты привлекала многих стремящихся познать свое внутреннее «я» и сущность бытия. В течение последних двухсот лет Гита была переведена более чем на 50 языков и выдержала около 1000 изданий. Даже в коммунистической России (СССР) она издавалась трижды.
Наиболее авторитетным изданием на русском языке является «Бхагавад-гита как она есть», А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады; она включает в себя оригинальный санскритский текст, транслитерацию, пословный, литературный перевод и подробные комментарии, отражающие настроение и дух самой Гиты. Научные круги Запада признали это издание Гиты образцовым хрестоматийным пособием, учебником по изучению ведической философии, религии и санскрита. В бывшем СССР «Бхагавад-гиту, как она есть» печатали подпольно и распространяли под страхом осуждения за измену родины, как пособничество идеологической диверсии ЦРУ, представляющей опасность для коммунистической идеологии.