Размышления вслух

Выдержки из книги «МОЯ БОРЬБА»
«Часть вторая «ОХОТА НА НАСОРОГА»

ЛЮБИТЬ ОДНИХ - ЭТО НЕ ЗНАЧИТ НЕНАВИДЕТЬ ДРУГИХ

В материальном мире есть два типа живых существ: демонические и божественные натуры. Качества тех и других описаны в «Бхагавад-гите».

Верховная личность Бога сказал: «Бесстрашие, очищение своего существования, развитие духовного знания, благотворительность, самообладание, принесение жертв, изучение Вед, аскетизм, простота, неприменение насилия, правдивость, свобода от гнева, самоотречение, спокойствие, нежелание искать недостатки в других, сострадание ко всем живым существам, свобода от алчности, доброта, скромность, стойкость, целеустремленность, всепрощение, сила духа, чистота, свобода от зависти и от стремления к почестям - все эти качества, о сын Бхараты, присущи праведным людям, наделенным божественной природой. Гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость и невежество - эти качества присущи тем, кто обладает демонической природой…. Трансцендентные качества ведут к освобождению, в то время как демонические - сковывают…»(Бх.г.16.1-3,5).

Каждое из этих положений требует объяснения и комментария. Разберем некоторые. Бесстрашие - это качество присущее преданным Господа Кришны, осознавшим свое положение как вечного слуги Господа. Когда кто-то из-за ложного эго отождествляет себя с материальным телом, в нем возникает страх смерти. Душа вечна, она обладает знанием и блаженством. Однако, из-за ложного эго, в силу невежества, каждый испытывает страх смерти, который заставляет его бороться за существование. Жизнь вечна, жизнь - это душа в теле. Однако невежественный человек, не зная этого, стремится продлить существование материального тела, которым материальная природа наградила нас за наши грехи; материальное тело есть источник страдания и несвободы; но будучи привязанными к нему цепями неведения, мы не желаем с ним расстаться даже на пороге смерти. «Те, кто видят истину, заключили, что бренное (материальное тело) - преходяще, а вечное (душа) - не претерпевает изменений. Они пришли к этому выводу, изучив природу того и другого» (Бх.г.2.16).

Очищение своего существования и развитие духовного знания - означает осознание этого простого факта. Тот, кто познал себя как вечную душу, ни о чем не скорбит и ничего не желает (Бх.г.18. 54). Он без сомнений посвящает себя преданному служению Шри Кришне, Душе всех душ, Верховной личности Бога, источнику и причине всего сущего.

Благотворительность - это деятельность на благо других; сознание Кришны - это высшая форма благотворительности. Поскольку каждое живое существо есть частичка Кришны, то, служа Кришне, фактически, мы служим всем живым существам, аналогично тому, как, поливая корень дерева, мы питаем влагой и листья и ветви этого дерева. Кришна есть корень всего мироздания, поэтому, служа Кришне, мы служим всем движущимся и не подвижным существам во вселенной.

Принесение жертв и изучение Вед способствует осознанию этого простого факта. Кришна говорит: «Я - составитель Вед, знаток и конечная цель ведического познания…»

Говоря об аскетизме, необходимо согласиться с тем, что человеческая жизнь предназначена для аскезы, т.е. добровольного отказа от чувственных наслаждений ради духовного совершенства. Аскетизм бывает трех видов: аскетизм, тела, аскетизм речи и аскетизм ума. «Аскетизм для тела состоит в поклонении Всевышнему Господу, брахманам, духовному учителю, старшим, таким, как отцу и матери, а также в чистоте, простоте, целомудрии и неприменении насилия. Аскетизм речи состоит в произношении слов, которые правдивы, приятны, благотворны и не беспокоят других, а также в регулярном чтении ведических гимнов. А удовлетворенность, простота, серьезность, владение своими чувствами и очищение своего существования есть аскетизм ума» (Бх.г.17.14-16).

Простота, неприменение насилия, правдивость, свобода от гнева, самоотречение, спокойствие - это качества тех, которые достиг совершенства в аскезе.

Простота - означает, что человек полностью удовлетворен тем, что приходит к нему само собой, не прилагая больших усилий, в силу его прошлой кармы или по милости Господа, не пытаясь что-либо изменить. Будучи занятым преданным служением, он видит золото и камень как одно и тоже, а весь материальный мир, как сочетание химических элементов и взаимодействие различных гун природы.

Зависть и желание искать недостатки в других свойственны материалистичным людям, жизнь которых направлена на удовлетворение чувств материального тела, с которым в силу невежества они себя отождествляют. Критика других происходит от желания славы и почестей. Нежелание искать недостатки в других, сострадание ко всем живым существам, свобода от алчности, доброта и скромность - присущи человеку полностью занятому в служении Кришне. Тот, кто достиг трансцендентальной платформы, благодаря милости Господа, совершенен во всем. Он не становится врагом своего врага, он свободен от алчности и зависти; гнева и ложного эго.

Стойкость, целеустремленность - это направленность действий ума, чувств и тела ради единой цели. Высшей целью человека, целеустремленного, является постижение Абсолютной истины, Верховной личности Бога, Шри Кришны.

Всепрощение и сила духа - это качества сродни тому, кто достиг уровня брахмана. Противоположные качества перечислим ниже: гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость и невежество - причина их - это привязанность к чувственным наслаждениям в результате влияния ложного эго.

Слава и бесчестие не имеют никакого значения для того, кто познал себя как вечную душу; понимание того, что он есть душа, делает его свободным от страданий трех видов: адхиатмика, адхибаутика и адхидайвика - от тела и ума, других живых существ и климатических условий.

Тот, кто поднялся над гунами материальной природы, будучи беспредельно предан Господу, уже обрел все качество божественной личности. У него нет врагов и друзей, он равно относится к каждому. И он может видеть все, как проявление различных качеств материальной природ, которая подвластна Верховной Личности Бога.
Живое существо отлично от всего этого; оно подвластно только Кришне. Приняв прибежище у низшей энергии Господа, мы добровольно взваливаем на себя «ерем железный, чтоб охать и потеть под нудной жизнью».

МАТХУРА

Немногим более 5000 лет назад здесь (в тюрьме Камсы) у Васудевы и Деваки родился Кришна. Матхура расположена в шести милях к северу от Вриндаваны, на западном берегу Ямуны. В семи милях к юго-востоку на восточном берегу находится Гокула. Примерно до двенадцати лет Кришна жил во Вриндаване с Нандой и Яшодой; затем по приказу Камсы вместе с Баларамой Он приехал в Матхуру, чтобы принять участие в жертвоприношении.
Когда Кришна убил Камсу и освободил своих родителей, через несколько лет город был осажден Джарасандхой. Заботясь о своих гражданах, избегая кровопролития, Кришна оставил Матхуру и посреди океана построил Дварку, ставшую столицей его царства. Эти события прекрасно описаны в «Шримад Бхагаватам».

НИЯМА-СЕВА

Для тех, кто соблюдает урджджа-врату (урджджа означает шакти; антаранга-шакти - внутренняя энергия, персонификацией которой является Шримати Радхарани), обет, данный для удовлетворения Радхи. Если в месяц картика человек слушает прославление Шримати Радхарани, он обретет гопи-прему, преданное любовное служение Кришне.

Однако, даже следуя всем предписаниям, если преданное служение не проявляется в сердце человека, то не надо ошибочно подвергать сомнению сказанное в шастрах. Шастры не ошибаются. Причина тому, что цель не достигнута, в самом человеке. Как пишет в своей статье «Матхура-васа» Бхактисидханта, «Матхура доступна только для тех, кто уже обрел чистое сознания в настроении любовного служения Кришне». Матхура, так же как и Вриндавана, - это измерение чистого духовного бытия. «Матхуре присуща природа абсолютной духовной свободы волеизлияния. Мы можем эксплуатировать привычную среду нашего обитания. Сохраняя дух наслаждения, нам не удастся ощутить запредельное духовное блаженство, истинную Вриндавану и Матхуру, в которой живут вечно освобожденные души».

Познание духовного мира не относится к относительным понятиям временного материального бытия. Вриндавана, как и Матхура, располагается в сердце чистого преданного Господа Кришны. Вот почему, так важно искать общество истинных садху. Совершенная личность - вот объект нашего поклонения. В духовном мире каждая травинка выше меня. Любое существо (человек, животное или растение) - слуга Кришны и мой гуру. Только обретя такое сознание, человек может поселиться во Вриндаване или Матхуре и войти в нитья-лилу, в общество и игры вечных спутников Господа.

Майя - это энергия, позволяющая нам удовлетворять чувства материального тела, постигая материальный мир. Пускаясь на поиски реальности, мы обретаем лишь ее тень. Ошибка в том, что мы отказываемся служить реальности, предпочитая наслаждать свои чувства, что становится причиной наших страданий. По словам Бхактисиддханты, майя наряжает нас в «театральные костюмы» мнимых хозяев этого мира, а Йога-майя, позволяет нам служить Божественной чете Шри Шри Радха-Кришне. Нияма-сева - это метод, который позволяет нам с помощью духовной практики регулировать жизнь чувственных наслаждений, постепенно достигая отречение от них и все больше привязываясь к Кришне. Доставлять удовольствие Кришне - это нияма-сева.

РЕАЛЬНОСТЬ

Хотя мы можем воспринимать материю, но на самом деле мы не видим ее в истинном облике. Наше представление о ней - лишь отражение нашего сознания. В мире реальности все обладает личностной природой: облака, деревья, горы и камни - все обладает сознанием. Они не покрыты невежеством. Невежество - это энергия Господа, которая лишает нас сознания Кришны.

Хотя мы не способны видеть небо или воздух, но пыль или облака в небе помогают нам понять, что воздух и небо существует. Невежество заставляет нас приписывать качества видимости объекта самому невидимому объекту и субъекту познающему их. Так, например, когда мы сидим в машине, мы говорим, что едем; на самом деле мы сидим; едет машина. Когда нашу машину ударит другая машина, мы говорим, что нас ударили. Точно так же мы говорим: «Я - человек (мужчина или женщина, христианин или индуист…), хотя на самом деле мы есть живые существа, заключенные в тело женщин или мужчин христиан или индусов…» подобное самоотождествление есть проявление невежества. Реальность неописуема и непостижима с помощью наших материальных чувств и материального ума и логика нам не помогает понять то, что превосходит метод логических построений. Поэтому даже когда мы в храме перед божеством нам не следует смотреть на него материальными глазами и пытаться понять Господа с помощью нашего несовершенного опыта, основанного на материальных чувствах.

Необходимо отказаться от материалистического мышления, которое заставляет нас абсолютизировать свое положение, будучи частицей духовного целого, являющегося субъектом и одновременно объектом своего собственного наслаждения. Кришна наслаждается Сам Собой, а мы наслаждаемся только в той степени, в которой участвуем в его наслаждении, обладая чистым сознанием (сознанием Кришны). Божество обладает субъективным существованием. Скорей мы представляем собой объект его зрения. Кришна - всевидящее, всесознающее и всезнающее существо. Лишь такое сознание поможет принять преданное служение Ему и так по Его милости до некоторой степени приблизиться к Нему. Чтобы понять Высшую реальность, необходимо войти в контакт с этой реальностью.

В абсолютном мире все находится выше нас, обладая личностной, субъективной природой. Субъективное существование означает, что все для нас является объектом нашего почитания, все предназначено для служения, а не для нашего наслаждения. Ко всему следует относиться уважительно с почтением. В этом наше счастье. Обладая таким сознанием, мы можем попасть на Вайкунтху.

Мир объектов - то бхога, как пишет Шридхара Свами, - если мы видим все, как объект собственных наслаждений - это иллюзия, или наше воображаемое положение (майя). Оно не имеет ничего общего с реальностью. Если же мы видим все как достойное почитания, - это Вайкунтха. Все выше меня, такое сознание освобождает от запутанности. Для этого мы должны избавиться от корысти и действовать только ради целого, Кришны, Верховного наслаждающегося и друга всех живых существ.

Кришна - источник вечного наслаждения для всех, кто идет путем отречения, аскезы и познания. Такое понимание, есть истинное знание - ключ к нашему счастью. Человек богат не тем, что приобрел, а тем, что пожертвовал. Тот, кто видит этот мир, как возможность наслаждать чувства, находится в иллюзии. Пытаясь стащить то, что находится в области за пределами нашего понимания, на уровень нашего чувственного опыта, мы становимся рабами этой иллюзии. Пытаясь организовать нашу жизнь вокруг ложного «я», мы запутываемся окончательно в сетях этой иллюзии. Только признав себя в качестве неотъемлемой частицы и слуги этого трансцендентального целого, мы обретем истинное благо, освобождение от мира теней и иллюзий. Земля, вода, огонь, воздух, эфир… - в духовном мире все духовно. Это уровень, на котором исчезает сознание своей отчужденности. Видеть себя в качестве неотъемлемой частицы целого, в единстве целого и одновременном, непостижимом разнообразии его - вот истинное понимание. Сознание собственной независимости есть майя, иллюзия, но и сознания полной зависимости есть тоже майя… Чем одна майя отличается от другой? Своим качеством. В духовном мире все духовно. В материальном же мире, есть что-то духовного и что-то материального, которое может быть определено в процессе развития нашего сознания Кришны.

Когда мы попадаем в капкан корыстных желаний, возникают сомнения в нашем уме. Но, освободившись от желания удовлетворять свои чувства, сомнения рассеиваются подобно туману, который скрывает от нас восходящее солнце. Там, где Кришна, там нет тьмы невежества. Кришна подобен солнцу, а майя подобна тьме.
Когда мы ощущаем себя частицей бесконечно великого, тогда то, что питает это великое, питает и нас.

Мной руководит совершенный разум, сила, превосходящая все сущее - йога-майя. Необходимо оставить всякую деятельность ради корыстных желаний и предаться полностью этой всеблагой, всеведущей и все сознающей силе. Это то, что называется сат-чит-ананда, то есть вечное бытие, знание и блаженство. Высшая сила любви управляет и движет нами, и мы - частицы ее проявления.

Корнем всего зла является наши желания, идущие в разрез с желаниями Кришны. Когда есть любовь, то все подчиняется Господу. И сам Господь становится источником и объектом наслаждения. Любовь переполняет счастьем сам источник этой любви. Источник всей сладости сам становится слаще для того, кто любит. Необходимо избавиться от слуг, чтобы самому стать совершенным слугой. Чтобы занять активную позицию, самому необходимо начать служение слуге слуги, слуги повелителя гопи.

Отказавшись от ограниченной возможности наслаждения в этом мире, мы обретем безграничные возможности доставлять удовольствие Кришне - высшей реальности. «Кришна может крепко обнять меня или может разбить мое сердце, не показываясь на глаза. Он - известный распутник, и может наслаждаться другой прямо на моих глазах. Но, при всех обстоятельствах, Он - мой господин и единственный прананатха, кому принадлежит моя жизнь».

Любовь к Кришне обладает такой силой, что способна покорить Самого Кришну. Маленький мальчик берет папу за палец и тянет его за собой. Отец сильней малыша, но силой любви подчиняется ему. Абсолют покоряет всех, все служат Абсолюту. Но даже незначительная Его частица, обладая каплей абсолютной любви, способна подчинить себе Абсолют. Кришна Сам признается в этом. Кришна известен как бхакта-ватсала, слуга Своих преданных.

Могущество чистой любви неизмеримо. Яшода контролирует Кришну, привязывая его к ступе, когда тот балуется, она грозит ему хворостиной и от одного ее вида он начинает плакать. Тот, кто контролирует и повелевает всем, Сам находится во власти любви Своих любящих преданных. Ради того, чтобы обрести такую любовь, нужно пожертвовать жизнь. Умереть, чтобы жить! Это должно стать девизом нашей жизни!

Любовь - это связь сердец. Примером ее является любовь Шримати Радхики. Она лучшая из живых существ, поэтому Ее любви поклоняются все великие мудрецы и риши. Мы не только поклоняемся любви Радхи, но и самой Радхе, как Высшему объекту любви Кришны. Радха и Кришна - одно, когда они соединяются два тела в одно, появляется Шри Чайтанья, начавший движение Санкиртаны. Мы - преданные Чайтаньи - те, кто участвуют и проповедуют САНКИРТАНУ.

ПРЕМА-НАМА-САНКИРТАНА! - это необычная санкиртана; она пришла вместе с Шри Чайтаньей с Голоки Вриндавана. Любой, кто поклоняется, служа Его миссии, достоин, чтобы войти в круг Его приближенных преданных.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Бхога - то, что используется для предложения Богу.

Бхакти - любовная преданность Кришне.

Бхакта-ватсала - Кришна, который известен как слуга своих преданных.

Вайшнав - тот, кто поклоняется Кришне (Вишну) согласно предписаниям ведических шастр.

Враджа - самая сокровенная область в царстве Кришны.

Гопи - девушки-пастушки во Врадже.

Гопи-према - любовные чувтва, которые испытывают гопи к Кришне.

Гуны - качества материальной природы, которые проявляются как благость, страсть и невежество.

Йога-майя - духовная энергия.

Картика - месяц вайшнавского календаря, октябрь-ноябрь.

Майя - иллюзия, материальная энергия.

Нияма-сева - строгое соблюдение регулирующих принципов при поклонении Богу.

Санкиртана - совместное воспевание святых имен Кришны. Является, рекомендованным процессом служение Богу в современный век Кали.

Шакти - энергия.

Шастра - священное писание.

Метки:

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.