Манифест варнашрамы

«Манифест варнашрамы», написанный Харикеша Свами Махараджем представляет собой практическое руководство по реорганизации общества. Философия без религии мертва, а религия без философии - фанатизм. Но синтез философии и религии - это идеал, который представляет собой ведическая или арийская культура. Неоспоримый факт, что арийская цивилизация, существующая на этой планете миллионы лет - это варнашрама, религия наиболее разумной части человечества, которая пришла в упадок под влиянием Кали-юги. Любой, кто выполняет предписанные обязанности в системе варн и ашрамов, удовлетворяет Господа и достоин освобождения. На самом деле любая религия основана на принципах варнашрамы.

Кришна сказал я создал четыре класса людей… следовательно это деление существует всегда, при любой формации.

Варнашрама - это часть ведической философии, провозглашающей, что живое существо отличное от материального тела, является вечным слугой Бога. Тот, кто знает это, является арием. Арийская культура основана на принципах ишавасьи (богоцентрической концепции), которая ставила своей целью достижение освобождения от круга рождения и смерти.

Харикеша Махарадж, известный среди преданных, как Вишнупад, написал«Манифест варнашрамы», тем самым внес неоценимый вклад в дело освобождения человечества от чар майи. Варнашрама помогает человеку подняться с материальной платформы сознания на трансцендентальный путем выполнения профессиональных обязанностей, установленных в Ведах для разных укладов жизни (варн) и разного типа людей, согласно их духовного уровня (ашрамов). Такие обязанности установлены Богом. Они возникают от сочетания гун материальной природы и кармы человека. Исполнение таких обязанностей способствует достижению освобождения от кармы и составляет основу цивилизованного общества. Кришна говорит, чтобы ты ни делал, делай это как подношение Мне…

Люди в основной массе глупы и фанатичны; они следуют за своими слепыми лидерами и, поднявшись из одной ямы, падают в другую. Так, например, приняв американский образ жизни, они взяли из него все плохое, что там есть и оставили все позитивное, созданное поколениями разумных тружеников.

Когда в 1992 году в Майяпуре я встретился с Вишнупадом, он сказал:
- Я написал «Манифест варнашрамы» для человека с западным мышлением, эта книга не для русских. В СССР она может вызвать беспокойство.
- Варнашрама - это часть нашей философии. - возразил я. - Что собственно опасаться? Разумный человек непременно извлечет для себя пользу, внимательно прочитав и усвоив ее основные принципы. Конечно, мы не проповедуем варнашраму; мы проповедуем санатана-дхарму; но говоря о ведической культуре, мы не сможем обойти варнашраму. Обществу нужны брахманы, первоклассные люди, знающие, что есть брахман и цель жизни. Нужны кшатрии, администраторы и правители, нужны бизнесмены и шудры… Варнашрама - это социальный манифест общества, который раскрывает смысл деятельности в сознании Кришны.
- Да, это так, но материалисты не могут принять эту концепцию. Они будут против нее.
- Не имеет значения. То, что мы проповедуем - истина в последней инстанции. О ней будет полезно узнать каждому. Ради блага людей мы должны говорить горькую правду, чтобы каждый мог понять, как дела обстоят на самом деле. Кто не может себя посвятить полностью преданному служению, тот получит возможность выполнять предписанные обязанности в системе варнашрамы и так, постепенно подняться до уровня осознания своего положение слуги общества, нации и Бога.
- И все же, я опасаюсь за судьбу моих учеников; ведь тот, кто занимается политикой, он подвергает свою жизнь опасности. - пытаясь урезонить меня, сказал Харикеша. Но я парировал, не поддаваясь сантиментам:
- Убивают не только политиков. Кришна убивает всех. И потом, для воина умереть на поле битвы за правое дело - это особая милость Господа. Он достигнет райских планет, а преданные в сознании Кришны - освобождения.
- Я с этим согласен…. Однако, руководство ISKCON высказывает свои опасения…
- Чего они боятся?
- Они боятся, что сознание Кришны запретят в вашей стране.
- Боятся нечего, до сих пор оно было запрещено и я проповедовал вопреки этому и не боялся. В результате этого теперь мы разрешены. Я проповедовал и варнашраму и теперь нас признали. Только благодаря тому, что я не боялся, сознание Кришны теперь получило официальный статус.

Для меня было странно слышать от моего гуру его опасения относительно «Манифеста варнашрамы».

- Это прекрасная очень своевременная книга в особенности в период перестройки. Когда те, кто придут к власти, им необходимо дать систему, нашу философию и религию. Эта религия - свод законов установленных Богом согласно варнашрамы. Продолжая в этом духе, мы обязательно найдем своих последователей, и, установив однажды, все пойдет автоматически. Но даже если это не прокатит, то, по крайней мере, пытаясь это сделать, мы получим прекрасную возможность проповедовать Харе Кришна, нашу культуру. Потери нет!

Спустя годы в книге «Кришнаиты в России - правда и вымысел» я узнал, что Харикеша сдал свои позиции и написал публичное извинение и раскаяние.

Он писал, что был молод, незрел и…

Вместо того, чтобы отстаивать свою позицию и дать правильное толкование уже существующего «манифеста», он сам же расписался в своей слабости и беспомощности. Что можно к этому добавить?

Люди, которые представляют и проповедуют сознание Кришны, сами не находятся на уровне этого сознания. Более того, как выяснилось, у них нет даже элементарной веры в слова шастр и своих великих предшественников.

Я был глубоко разочарован, узнав, что мой гуру отказывается от того чему учил и чему я посвятил свою жизнь.

Если вы находитесь под защитой Кришны, кто может вам причинит вред? Гуру - представитель Кришны, и Кришна лично защищает его. - подумал я но промолчал.
В истории мы знаем, что Христос был распят невежественными людьми, когда он проповедовал любовь к Богу… Харидас Тхакур был бит на 22 рыночных площадях. На жизнь Бхактисиддханты покушались, и Бхактиведанта тоже угрожали. Трудности возникали не только от мирских людей, но и от своих братьев в Боге. Все передовое, новое сталкивает с сопротивлением, укоренившимся в сознании людей и образе их жизни. Многие преданные в СССР были репрессированы… Это нормально. Но отступить от своей цели и расписаться в беспомощности при первой трудности - это не вписывалось в мое сознание.

Конечно, кто-то может сказать обо мне, что он, дескать - фанатик. Но именно благодаря моему фанатизму и мне подобным, сознание Кришны в этой стране признали.

Теперь все, что было достигнуто неимоверными усилиями многих преданных, было спущено, благодаря тому, что лидеры общества сами были не на уровне того, что проповедовали.

Вероятно, легко подстрекать: «Давай! Давай!…» Но, когда приходит время самому действовать, начинается саботаж. Сознание Кришны в этой стране распространено силами местных преданных, и когда приехали западные, они все, что было достигнуто, разбазарили. Это естественно, легко говорить о вере, но следовать путем истины трудно. Не приложив усилий, человек не ценит, то что пришло само собой.

Как сказал поэт, не мог ценить он нашей славы, не мог понять в сей миг кровавый на что он руку поднимал!

УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ…

Западному человеку не свойственна ментальность русских, их отвага, героизм и самопожертвование ради идеи… С одной стороны, сейчас пытаются привить русским американский прагматизм как образ жизни, а с другой, возродить православие как традиционный культ. Но, то и другое - это шаг назад к деградации, подмена духовной жизни пресловутым материализмом в изощренной форме.

Пришли не те люди, и все опошлили, спустили на тормозах. Ведь у них все в порядке…
Теперь заморские гуру приезжают собирать пожертвования в Россию, чтобы построить храм где-нибудь в Бангладеш, вместо того, чтобы построить здесь. И местное руководство вместо того, чтобы построить храм у себя, отдают деньги чужеземцам. Заморские миссионеры используют не только сырьевой, но и человеческий ресурс, интеллектуальный и духовный, паразитируя за счет общества сознания Кришны в основании, которого не малую роль сыграл «Манифест варнашрамы», который я начал печатать и распространять.

В то время не было альтернативы нашему движению, что предвещало великий духовный подъем и успех.

И что же стало? То, что мы видим.

Вишнупад говорил правильные вещи в своем Манифесте, но как выяснилось, позже был не на уровне понимания самой идеи, и когда столкнулся с трудностями, то дал задний ход.
Это была роковая ошибка не только Харикеши, но и всех, кто принимал его как гуру. Гуру всегда прав, потому что он не представляет себя и свои идеи, но Бога, закон Бога… Отступив он лишился покровительства Господа и уважения своих учеников.

Это то, что произошло несколько позже.

Сама идея совершенного общества, изложенная в «Манифесте варнашрамы», безупречна. Форма ее подачи уже не так важна. Поэтому ее нужно было отстаивать и победить всех противников, склонив своих оппонентов принять ее, так как она есть. До определенной степени дав попятную, он опорочил и саму идею. Шастры не ошибаются; например, если сказано, что Харе Кришна распространится, и в каждом городе и деревне будут петь святое имя. На самом деле, это уже факт для тех, кто видит истину. Он может быть скрыт временем от невежественных и сомневающихся людей.

Мне очень досадно сознавать, что даже мой гуру не мог это оценить. Будучи не на уровне своих революционных заявлений. Что причина тому? Отсутствие веры в слова своего гуру и шастры. Я это понял уже тогда, беседуя с ним лично. Он не верил в Кришну и предсказания шастр, поэтому позже я от него отмежевался.

Но я не отмежевался от идеи, которую он, возможно, даже неосознанно представлял. Он был не сам по себе, но носителем идеи преданности Кришне, которую дал ему Прабхупада, и которую поддерживает вся гуру-варга.

Спустя много лет, когда мне попала эта книга, я решил вновь дать ей ход уже в новом свете, согласно текущего момента. Теперь в России все, как на западе, и «Манифест варнашрамы», написанный для западного человека непременно найдет своего читателя. Времена меняются, сознание людей меняется, но изначальная позиция души, сознающей Кришну неизменна. То, что создано кем-то, и даже Богом не представляет особой ценности, но то, что существует вечно, не подлежит сомнению. Мы принимаем варнашраму, если она способствует развитию преданности и любви к Кришне.

Мы стоим на этих позициях дайви варнашрамы.

Дайви-варнашрма приемлема, она легко может быть возрождена, если мы присоединимся к движению САНКИРТАНЫ Чайтаньи Махапрабу, совместному воспеванию святого имени.

В свое время я регистрировал политическую Партию Санкиртаны в нескольких местах, но руководство ISKCON, вмешавшись, все испортило. То, что было достигнуто в результате великой аскезы, принятой мной, западные гуру все спустили по нулям. Теперь время настало, и я решил опубликовать «Манифест варнашрамы» в том изначальном виде как он был проповедован в начале 1988-89 годах. Это была золотая пора ХАРЕ КРИШНА в СССР.

Когда в СССР совершилась перестройка, то началось расслоение общества; на ряду с шудрами (тружениками) появились буржуа (вайшьи). Теперь сочетание гун материальной природы благоприятствует; теперь не все шудры, но есть и вайшьи, к этому хотелось бы видеть достойных дважды рожденных брахманов и кшатриев. Брахманы-вайшнавы проповедуют, вдохновляют и отстаивают в обществе преданное служение Кришне, а истинные кшатрии защищают брахманов, сознающих Кришну.

Без людей обладающих саттвической природой (брахманов, которые отличаются своей аскетичностью) любая перестройка не будет иметь большой ценности. Саттва-гуна, хотя ничего не производит, но она ничего не разрушает.

Она поддерживает общество, как в экономическом, так и духовном плане.

Разумный человек, несомненно, найдет много полезной информации для себя, но глупец ничего не поймет, поэтому не стоит беспокоиться о результате. Долг настоящего брахмана нести людям Свет ведической мудрости, который прекрасно представлен в «Манифесте варнашрамы», провозглашающей равенство перед единым Богом.

Воспевая святое имя Кришны и, следуя регулирующим принципам, человек несомненно обретет качества брахмана, а утвердившись в сознании Кришны, поднимется до вайшнава.

Цель варнашрамы состоит в том, чтобы освободить человека от эксплуатации человека человеком, просвещая людей и направляя их по пути познания Абсолютной истины.

Каждый ищет Кришну. В «Бхагавад-гите» сказано, что каждый следует путем Кришны. Насколько человек предается Кришне, настолько Кришна заботится о нем.

Есть много ученых, бизнесменов, великих политиков, но нет преданных Кришны. В этом дефицит. Цель нашей книги донести до сведения людей эту простую истину. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что у Него нет отверженых, или особо избранных, Он равно относится к любому, но тот, кто сделал Его (Кришну) своей высшей целью жизни, очень и очень дорог Кришне!

Нет ничего выше этой истины, и варнашрама помогает нам осознать это, выполняя свои предписанные обязанности ради Верховной личности Бога. Наша жизнь будет успешной, как жизнь тех, кто не сворачивая и преумножая богатство знания, оставленного нам предшественниками, великими махаджанами прошли этим путем до конца.

Все, кто критиковал меня и мою проповедь уже давно оставили преданное служение, но и те, кто у руля, потеряли связь с истиной и теперь пережевывают жеванное. Если нет расы, то и они скоро оставят свое служение, которое на самом деле просто карма (благочестивая деятельность, не более). Но Санкиртана и варнашрама, которая способствует человеку в его развитии сознания Кришны - не подвержена влиянию времени и те, кто ее представляют, останутся на этом пути вечной удачи.

Я принял аскезу и ценой всей жизни отстаиваю идею преобразования общества, нашедшую свое воплощение в «Манифесте варнашрамы».

Манифест варнашрамы - это руководство к действию, а не тема для дискуссий. Поэтому те, кто не желают или не могут принять это руководство, им лучше его не касаться, они не способны оценить по достоинству.

В свое время было много критических замечаний со стороны противников сознания Кришны, считая, что книга, написанная Харикешей Махараджем, очень резка. Но как не странно, попытки представить варнашраму в более лояльной форме не выдержали проверки временем. Критиковать легче, чем сделать что-то полезное для общества. За все время наши противники ничего не приобрели, и потеряли и то, что было создано их предшественниками. Вся ответственность за издержки на них. А что остается на нашу долю? Снисходительно улыбнуться и обратить внимание любознательного читателя к оригиналу.

«Манифест варнашрамы» прекрасно характеризует тот период, который я описываю в книге «Моя борьба» (а также в «Харе Кришна вчера и сегодня»), дополняя и раскрывая суть происходящего. Поэтому, избегая плагиата, я решил использовать оригинальный текст, как отдельную часть своей книги. Возможно, что русский перевод оставляет желать лучшего, но его недостатки - суть продолжение его достоинств. Книга был написана и переведена в экстремальных условиях тотального режима и сама по себе представляет историю развития сознания Кришны в СССР и литературный памятник (букинистическую редкость).

Я надеюсь, что читатель отнесется с пониманием и оценит мои попытки примирить все враждующие стороны и противоречия, которые неизбежны в век борьбы и лицемерия Кали.

НАСТОЯЩЕЕ РОЖДАЕТСЯ ИЗ ПРОШЛОГО, А БУДУЩЕЕ ИЗ НАСТОЯЩЕГО.

Естественно, не трудно прийти к заключению, что время, которое для нас есть прошлое и будущее - представляет собой категорию вечного настоящего бытия для освобожденной личности. Если для материалиста есть только будущее, о чем он мечтает, и прошлое, о чем сожалеет, то для человека сознающего Кришну все в настоящем. Для материалиста нет настоящего. Когда мы видим предмет, то в действительности мы видим свет, отражающийся с его поверхности; та доля секунды, которая разделяет нас, как субъект и объект нашего познания, дает нам информацию о прошлом состоянии предмета. Точно также и говоря о звуке, который мы слышим или даже мысли, которой мы доверяем, рассчитывая на совершенство нашего ума, - все в прошлом. Только подумали - оно уже в прошлом… мы видим свет умерших звезд и мерцающий призрак счастья, который заключен в наших мечтах. Именно поэтому мы никогда не бываем счастливы. Говоря, рассуждая и мечтая, мы имитируем наслаждение, вкус меда, облизывая банку с другой стороны.

Призрачность этого мира очевидна для того, кто познал себя как вечную душу, живое существо, заключенное в тело, которое является покрытием реальности, искажающей ее.

Если бы не было миража озера, то откуда мы бы узнали о реальном озере? Точно так же не будь иллюзии, не было разговора о реальности.

Сама реальность, не постижимая для материально чувств и разума, вне категорий это мира. Только тот, кто обрел чистое сознание, сознание Кришны, может насладиться ею в полной мере. Все другие в иллюзии, для них нет ни счастья, ни знания, ни реального бытия. Временное материальное существование представляет собой отражение наших желаний, мыслей и чувств. Жизнь, которая проходит в погоне за призраками, изматывает душу и погружает ее еще в большее невежество. Только для того, кто познал себя и восстановил свои отношения с Кришной, знает истинное положение вещей. Для него нет ничего недостижимого; он живет всегда в настоящем, а все другие - в мечтах и скорби.

Метки:

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.