День явления Шримад Бхагавад-гиты. Лекция, прочитанная Шри Шримад Мурали Моханом Махараджем 23.12.12, Храм Шри Шри Радхи-Шьямасундары

Лекция, прочитанная Шри Шримад Мурали Моханом Махараджем 23.12.12, Храм Шри Шри Радхи-Шьямасундары, г. Минск

В честь явления Шримад Бхагавад-гиты Шрила Гурудев, Шри Шримад Мурали Мохан Махарадж, со своими учениками и доброжелателями провел ягию. Преданыые соблюдали также пост экадаши, которыйв этом году совпал с Явлением Шри Гиты. На празднике все присутствовавшие читали избранные шлоки из “Бхагавад-гиты, книги преданности” с комментариями Шри Шримад Мурали Мохана Махараджа /http://sankirtana.by/photos/20/1330/ и бросали семена пшеницы, которые сгорали в огне, подобно тому как все грехованые реакции того, кто внимательно и с преданностью изучает Шри Гиту сгорают в огне трансцедентального знания.

ПРЕЛЮДИЯ

События, описанные в Махабхарате, которые привели на поле битвы Курукшетра, на котором перед началом сражения Кришна поведал Бхагавад-гиту, имеют свою предысторию.

Махараджа Шантану, император из династии Куру был влиятельным и всеми почитаемым монархом. Его жена Ганга-деви подарила ему сына по имени Бхишма, который представлял собой (амша), частичное воплощение восьмого Васу, божества огня. После его появления на свет Ганга исчезла; как ее явление так и исчезновение было мистическим актом самого провидения.

Однажды, во время охоты Махарадж Шантану повстречал принцессу царя Нишадов, Дашараджа, по имени Сатьявати. Она была крайне обворожительна и своей красотой пленила Шантану; рожденная из семени Упаричара Васу зачатая в лоно рыбы, она была воспитанная Дашараджем, как его собственная дочь.

Заручившись согласием Сатьявати, Шантану отправился в дом ее отца просить руки принцессы. Дашарадж без долгих уговоров согласился при условии, что сыновья Сатьявати должны были после Шантану занять его место на троне. Приняв условие Дашараджа, Шантану вернулся в свою столицу. Из любви к своему отцу Бхишма отказался от престола, в пользу сыновей Сатьявати, дав обет безбрачия.

Приняв жертву своего сына, Шантану дал ему благословение, по которому тот мог умереть только по своему желанию.

С этого начинается история Куру. Вскоре поле женитьбы Махараджа Шантану, Сатьявати родила ему двух сыновей по имени Читрангада и Вичитравирья.

После того как Шантану оставил этот мир, Бхишма возвел на трон читрангада, тот правил не долго и умер, тогда Бхишма возвел на престол Вичитравирью. У Вичитравирьи было две жены Амбика и Амбалика. Правление Вичитравирьи не было слишком заметным, и после себя он не оставил наследника.

Сатьявати была в отчаянии: династия Куру была обречена на вымирание.

Еще до замужества на Шантану, она имела от Парашары муни сына по имени Вьяса, который стал автором веданта даршаны лично составившим Махабхарату. Вспомнив о нем, Сатьявати попросила его защитить династию. Дед Бхишма одобрил ее предложение и с этим отправился к Вьсадеве. От него и Амбики на свет появился Дхритараштра, от Амбалики Панду и от служанки Вичитравирьи Видура.

Дхритараштра был слеп от рождения, поэтому его место на престоле занял Махарадж Панду. Он был очень могущественным императором и обладал всеми качествами человека благочестивого. У него было пять сыновей, старшего из которых звали Юдхишхира. У Дхритараштры было сто сыновей. Дурйодхана был старшим из них.

Когда Панду умер, его сыновья были еще детьми. Бхишма возвел на трон Дхритараштру до совершеннолетия принцев.

Сыновья Дхритараштры и Панду воспитывались вместе. Когда они подросли, между ними возник конфликт; Дхритараштра из-за своих амбиций желал на троне видеть Дурйодхану.

Бхишма не мог позволить свершиться такому беззаконию; граждане и влиятельные люди были целиком и полностью на стороне сыновей Панду, старшего из них - Юдхишхиры.

В то время, как Юдхишхира олицетворял дхарму, Дурйодхана был амша, частичным проявлением Кали, самим воплощение адхармы. С молчаливого согласия Дхритараштры Дурйодхана предпринимал неоднократные попытки убить Пандав.

Вопреки требованиям Махариши Веда-Вйасы, Бхишмы, Дроначарьи, Видуры и других Дхритараштра не дал Панадавам, причитающуюся часть царства. Устроив шоу с коронацией Юдхишхиры на царство, он послал Падав в Варнават, где Дурйодхана задумал убить их, устроив пожар в доме из шерлака. Дхритарашра поддержал его план, но Видура, который всегда был на стороне Пандав, предупредил их о готовящемся заговоре. Так по милости Бхагавана Пандавам удалось спастись.

В этот же период Пандавы женятся на Драупади; после того как стало известно, что они живы, Дурйодхана пригласил их в Хастинапур. Чтобы избежать войны по совету Бхишмы Хастинапур был разделен; Пандавы получили часть царства под названием Кхандапрастх (позже ставший известным как Индрапрастх). Здесь с благословения Кришны демон Майа построил Пандавам прекрасный дворец. После этого Пандавы покорили всех царей и провели раджасуйю ягйю.

Из зависти, воспылав к Падавам лютой ненавистью, Дхритараштра и Дурйодхана пригласили их принять участие в игре в кости и, мошеннически обыграв их, сослали на двенадцать лет жизни в лесу и год без вести. По истечению срока изгнания Пандавы вернулись и предъявили законные права на царство. Но Дхритараштра не собирался возвращать им Индрапрастх. Шри Кришна, который всегда был на стороне Пандав, взялся урегулировать назревающий конфликт и как посол пошел в Хастинапур. В процессе переговоров Дурьодхана занял непримиримую, антагонистическую позицию по отношению к Пандавам и на отрез отказался возвращать царство Инрапрастх. Попытавшись найти компромисс и, таким образом, избежать войны, Кришна потребовал для Пандав пять деревень; но Его предложение было отвергнуто; Дурйодхана отказался предоставить даже пяди земли, как говорится, иголку не куда было воткнуть.

Когда все пути к перемирию были отвергнуты, война стала неизбежной. В этой войне Арджуна, Бхима и другие братья Пандавы стали инструментом, орудием в руках Кришны.

Из века в век Кришна приходит в этот мир, чтобы установить истинную дхарму, когда воцаряется безбожие; чтобы наказать злодеев, демонов и защитить своих преданных.

Приняв участие в битве, по плану Господа Кришны, Пандавы, которые были на стороне Истины, представляя собой истинную дхарму, поэтому одержали победу.

Перед самым началом сражения на поле битвы Курукшетра, между Кришной и Арджуной состоялась та историческая беседа, которую мы представили в Книге ПРЕДАННОСТИ.

Бхагавад-гита, представляет собой сущность всех Упанишад и квинтэссенцию ведической мудрости. Она является частью исторического эпоса Махабхараты, основной сюжет которой мы вкратце изложили.

Кришна говорит:

йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата

абхйуттханам адхармасйа тадатманам сриджамй ахам

Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я нисхожу Сам, о потомок Бхараты.

СЛАВА ШРИ ГИТЫ

Эту молитвы следует произносить перед тем, как приступить к изучению БХАГАВАД-ГИТЫ.

Гита шастрам идам пунйам, йах патхет парйатах пуман

Вишнох падам авапноти, бхайа шокади варджитах

1) Тот, кто овладел своим умом и с преданностью, декламирует Бхагавад-гиту, которая – источник всей добродетели, несомненно, достигнет вечной обители Вайкунха, где нет и тени скорби и страха; где вечно пребывает Сам Бхагаван Шри Кришна.

2) У преданного Господа, серьезно изучающего Бхагавад-гиту. Не останется даже следа его грехов ни в прошлой, ни в этой жизни. Все реакции греховной деятельности сгорают в огне трансцендентного знания.

3) Подобно тому, как человек каждый день совершая омовение, очищает свое тело, так окунувшись, однажды в священные воды Гиты, вся нечистота материально бытия бесследно исчезает. Достаточно даже один раз с преданностью прочитать Шри Гиту, чтобы освободиться от всех материальных осквернений.

4) Постоянно с преданностью воспевайте Бхагавад-гиту! Эта священная ПЕСНЯ пропета устами Самой Верховной личности Бога, Шри Кришны. Разве существует большее благо, чем то, которое человек может получить, изучая другие писания?

5) Тот, кто испил подобный водам Ганги нектар Гиты, изошедшей из уст Господа Кришны, никогда не родится в материальном мире снова. Другими словами, благодаря изучению Гиты, представляющей суть Махабхараты, человек обретет освобождение от круговорота рождения и смерти.

6) Гитапанишад подобна корове; молоко из ее вымени подобно нектару; Арджуна – теленок, а Господь Кришна, сына Нанды, тот, кто доит корову, извлекая нектар. Преданные Кришны, которые изучают Гиту, поистине наслаждаются этим нектаром.

7) Пусть же будет только одно писание для всего мира – божественная Гита, пропетая Господом Кришной! Пусть будет один почитаемый Бог - Шри Кришна, Верховная личность! Пусть будет только одна мантра, одна священная молитва – святое имя Кришны; и пусть будет только одно занятие, один священный долг каждого – преданное служение Верховной личности, Шри Кришне!

ОНТОЛОГИЯ «БХАГАВАД-ГИТЫ»

5000 лет назад Кришна Сам лично пришел в этот мир и поведал «Бхагавад-гиту», раскрывая суть всех религий. Гита – это царь знания, само совершенство религии, которое заключается в форме чистого преданного служения Верховной личности Бога. Это знание сокровенно и постижение его радостно – так сказано в самой Гите.

«Бхагавад-гита», что означает «Песнь Бога», представляет собой суть всех Упанишад – квинтэссенция ведического знания, жемчужина философского наследия Древней Индии. Для миллионов индийцев, преданных Кришны (Вишну), «Бхагавад-гита» является самой важной священной книгой. Она представляет собой часть исторического эпоса «Махабхараты», написанного великим мудрецом Вьясадевой. Ее появление в письменном виде (на санскрите) относится к началу третьего тысячелетия до н.э. Но изначально, как сказано в самой Гите, она была поведана Шри Кришной богу солнца значительно раньше – по меньшей мере, 120 млн. 400 тысяч лет назад; в человеческом обществе Гита известна около 2 млн. лет. «Бхагавад-гита» передавалась в устной традиции по цепи ученической преемственности с незапамятных времен. Уже в наше время она была переведена на европейские языки (на английский в 1785 году У.Уилкинсом), что вызвало огромный интерес не только философов, но ученых, писателей и поэтов. Гумбольдт назвал ее «прекраснейшим и, может быть, единственным истинно философским произведением». На русском языке Гита впервые была издана в 1788 г. под патронажем императрицы Екатерины II и с одобрения Синода. Православная цензура расценивала «Бхагавад-гиту» как «душеполезную книгу». Гита оказала и оказывает исключительное влияние на творчество выдающихся мыслителей и деятелей мировой культуры таких, как Гёте, Гердера, Гартмана, Гегеля, Шопенгауэра, Гейне, Льва Толстого и многих других; о ней с восхищением говорил Новиков, Роден, Бетховен, Ганди и Неру. Ее исследовали многие выдающиеся ученые – Х.Лассен, Э.Бюрнуф, Э.Сенар, А.Гхош, Л.Валле, С.Радхакришнан и С.Леви. Знакомство с Гитой отчетливо проявляется в творчестве П.Б.Шелли, Дж. Рассела, Уордсворда, Р.Роллана, Л.Толстого, И.Бунина, У.Уитмена, Г.Гессе; особое влияние Гита оказала на Ральфа Уолдо Эмерсона, который назвал ее «первой из книг и книгой книг». Гита стала неиссякаемым источником вдохновения для ученых, подобных Эйнштейну, оценившего ее способность пробуждать людей от материалистической спячки. В Гите, как в фокусе, сошлись все грани религиозной и философской мысли. В своей книге «Открытие Индии» Джавахарлал Неру отметил, что притягательная сила Гиты для народов Индии столь же велика в настоящее время, как и в древности; к ней обращаются все философские школы Индии. Неру охарактеризовал ее как книгу, к которой разум человека обращается в период кризиса, когда его одолевают сомнения. Он часто говорил, что Гита осветила всю его жизнь. Ценность Гиты состоит в ее исключительной способности воздействовать на духовное развитие человека. Через решение проблемы «кто я?» эта вечная книга дает правильный ответ на вопрос «что делать?» и открывает способы достижения внутреннего состояния, в котором можно не только постичь непреходящие духовные ценности, но и реализовать их на практике, претворить в жизнь. В «Гите» дается разрешение проблем человеческого существования, возникающих из-за столкновения личных и общечеловеческих представлений о нормах морали и этики. Учение Гиты затрагивает все стороны бытия, как обыденные (житейские), так и метафизические. Призывая к бескорыстной деятельности и самоочищению, высшему познанию, освобождению от пороков: гнева, вожделения, жадности и невежества, она открывает пути избавления от недостатков и несовершенства, указывает на вселенскую гармонию, которая является проявлением высшего разума. Она служит интересам Истины и дает человеку возможность жить реальностью; не только грезить о ней, но и испытать вкус этой реальности. «Человек, знающий Гиту, – говорил Шанкарачарья, – знает все». Возвышенность и простота изложения Гиты привлекала многих стремящихся познать свое внутреннее «я» и сущность бытия. В течение последних двухсот лет Гита была переведена более чем на 50 языков и выдержала около 1000 изданий. Даже в коммунистической России (СССР) она издавалась трижды.

Наиболее авторитетным изданием на русском языке является «Бхагавад-гита как она есть», А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады; она включает в себя оригинальный санскритский текст, транслитерацию, пословный, литературный перевод и подробные комментарии, отражающие настроение и дух самой Гиты. Научные круги Запада признали это издание Гиты образцовым хрестоматийным пособием, учебником по изучению ведической философии, религии и санскрита. В бывшем СССР «Бхагавад-гиту, как она есть» печатали подпольно и распространяли под страхом осуждения за измену родины, как пособничество идеологической диверсии ЦРУ, представляющей опасность для коммунистической идеологии.

***

Различные философские школы и типы йогов-мистиков воспитывались на поучениях Гиты иногда забывая о о том кому обязаны. Последним заключительным наставлением «предайся Мне и ни о чем не беспокойся» Кришна испытывает веру человека. «Я – говорит Кришна, - защищу предавшуюся душу от реакций ее греховной жизни».

Даже если человек совершает с мирской точки зрения дурные поступки, но, при этом, занят чистым преданным служением, надо считать его праведником. И тот, кто отстаивает эту позицию превосходства преданного служения перед всеми другими методами, тоже становится достойным освобождения.

Любая деятельность считается бесполезной, если она не приводит человека на платформу, чистой преданности.

Многие современные люди поклоняются полубогам, забывая о том, что Кришна наслаждается всеми жертвоприношениями. Такое поклонение не одобряется в Гите. Во-первых, потому что те, кто поклоняются полубогам, остаются в круговороте рождения и смерти; результаты такого полонения временны и преходящи; почитатели полубогов попадают на планеты полубогов, после чего, исчерпав запас хорошей кармы, возвращаются обратно, чтобы продолжать свою кармическую деятельность, накапливая сукрити. Даже на Брахма-локе есть смерть, поэтому такое поклонение не решает проблемы жизни и смерти. И во-вторых, кто бы кому не поклонялся, он поклоняется Кришне, но делает это не так. как положено - в этом реальная проблема всех обусловленных душ, сбитых с толку. Оскорбительное поклонение, кому бы то ни было, не может принести желаемого результата.

Кришна говорит (Бх.г.4.11) каждый во всем следует Моим путем, и Я вознаграждаю его в той степени, насколько он предается Мне.

Даже в материальной сфере или ища освобождения человек должен попытаться связать свою деятельность со служением Кришне, преданность и преданное служение которому, есть высший принцип благочестивой, религиозной и по-настоящему духовной жизни.

Не следует ошибочно думать, что поклоняясь кому угодно, богу или человеку, мы обретем тот же самый результат, что и поклоняясь Кришне и участвуя в санкиртана-ягье.

Санкиртана – это сама жизнь и душа бхакти, преданного служения. Это юга-дхарма для современных людей. Она проста, возвышенна и эффективна для достижения любой цели.

Ш.Б.2.3.TЕКСT 10

акамах сарва-камо ва мокша-кама удара-дхих

тиврена бхакти-йогена йаджета пурушам парам

Человек с возвышенным складом ума - исполнен ли он материальных желаний, свободен от них или стремится к освобождению - должен во что бы то ни стало поклоняться высшему целому - Личности Бога.

В особенности если мы говорим о любви к Богу и обретению освобождения.

В заключение несколько слов о Бхагавата-дхарме, об обязанностях, которые обносятся к каждому. Всякое духовное движение поддерживается ачарьями. Когда оно становится религией, то утрачивает свой духовный потенциал, постепенно опускаясь на материальный уровень сознания, теряет привлекательность и свой смысл.

Поэтому напомним, что любая дхарма, кроме бхагавата–дхармы не может привести нас назад домой к Богу. Сознание Кришны или Бхагават-дхарму не следует путать с религией (индуизмом, христианством или тем же буддизмом). Христиане не принимают Харе Кришна из-за греховности своих последователей; Буддисты не принимают сознание Кришны, просто отрицая Веды. Имперсоналисты, считая Кришну подобным себе, являются величайшими оскорбителями. Концепция пустоты (шунья-вада) и имперсонализм, концепция полного единства (адвайта), находится в противоречии с принципам бхакти, где есть одна и другая трансцендентальная личность, которые связаны взаимной любовью. Споры тех и других могут продолжаться вечно, однако,

последнее слово «Бхагавад-гиты» сказанное Санджаей утверждает полную победу бхакти.

йатра йогешварах кришно йатра партхо дханур-дхарах

татра шрир виджайо бхутир дхрува нитир матир мама

Где бы ни находился Кришна, повелитель всех йогов-мистиков, и где бы ни находился Арджуна, непревзойденный лучник, там всегда будет изобилие, победа, необычайная сила и нравственная чистота. Таково мое мнение”.

Науку сознания Кришны, нельзя сравнивать с мирской ученостью. В Ведах также сказано:

шат-карма-нипуно випро мантра-тантра-вишарадах

аваишнаво гурур на сйад ваишнавах шва-пачо гурух

“Ученый брахман, изучивший все разделы ведического знания, не может быть духовным учителем не являясь вайшнавом, т.е. не владея наукой сознания Кришны. Однако даже низкорожденный может стать духовным учителем, если он вайшнав или человек, сознающий Кришну” (Падма-пурана).

Итак, если мы хотим избавиться раз и навсегда от скорби и страданий, то необходимо найти прибежище у духовного учителя, который является внешним проявлением милости Господа.

Духовной нравственности, чистоты, возможно, не хватает каждому, однако, последовав наставлениям Кришны, даже женщины, вайшьи или шудры – непременно достигнут высшей цели.

мам хи партха вйапашритйа йе ‘пи сйух папа-йонайах

стрийо ваишйас татха шудрас те ‘пи йанти парам гатим

О сын Притхи, те, кто нашел во Мне прибежище, будь они низкорожденные – женщины, ваишьи или шудры – непременно достигнут высшей цели (9.32).

В Шримад-Бхагаватам (2.4.18) сказано, что даже люди самой низшей касты, которых называют чандалами (сабокоедами), могут очиститься от материальной скверны, общаясь с чистым преданным Господа.

Преданное служение и указания чистого преданного обладают такой силой, что могут очистить каждого, к какому бы классу или сословию он не относился.

Ш.Б.3.33.TЕКСT 6

йан-намадхейа-шравананукиртанад

йат-прахванад йат-смаранад апи квачит

швадо ‘пи садйах саванайа калпате

кутах пунас те бхагаван ну даршанат

Даже человек, родившийся в семье собакоеда, немедленно получает право совершать ведические жертвоприношения, если он хотя бы раз произнесет святое имя Верховной Личности Бога или если он воспевает величие Господа, слушает повествования о Его играх, склоняется перед Ним или просто помнит о Нем. Что же тогда говорить о тех, кто непосредственно созерцает Верховную Личность Бога?

Ш.Б.3.33.TЕКСT 7

ахо бата шва-пачо ‘то гарийан

йадж-джихвагре вартате нама тубхйам

тепус тапас те джухувух саснур арйа

брахманучур нама грнанти йе те

Слава и хвала тем, чей язык повторяет Tвое святое имя! Их следует почитать, даже если они появились на свет в семьях собакоедов. Люди, повторяющие Tвое святое имя, несомненно, уже совершили все аскезы и огненные жертвоприношения и обрели все добродетели ариев. Чтобы получить возможность повторять Tвое святое имя, они должны были совершать омовения в святых местах паломничества, изучать Веды и выполнять все предписания шастр.

Простой человек может очиститься, приняв прибежище у чистого преданного и следуя его указаниям. Как правило, представители высших классов избегают общения с такими людьми. Но метод преданного служения столь могуществен, что чистый преданный Господа может помочь представителям всех сословий и классов, достичь высшей ступени совершенства. Сделать это может лишь тот, кто принял прибежище у Кришны.

Ваш доброжелатель Мурали Мохан дас

Метки: , ,

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.