«Летучий университет»

Беседа Мурали Мохана Махараджа с проф. В.И.БОБРОВИЧЕМ, деканом факультета политологии Белорусского Государственного Лингвинистического Университета. 17 ноября, 2012г. Минск.

«Летучий университет» поставил перед собой такую амбициозную задачу, собрать всех, кто хотел бы мыслить, но которых государство ограничивает рамками существующей идеологии. Недавно там прошла дискуссия, тоже весьма амбициозная «Что такое мышление и что такое современное мышление?» в нее, невольно, оказались втянуты не только профессиональные философы, но и другие люди, потому что, так или иначе, «мышление» интересует всех. Каждый человек думает, что он мыслит.

МММ: О Кришне я узнал из книг Льва Толстого «Круг мыслей» и «Круг чтения». В то время эти книги не переиздавались, это были антикварные издания, изданные при жизни самого Толстого.

В них были собраны высказывания различных философов, мыслителей древности…. в том числе смотрю «Кришна»…. Шри Бхагаван Кришна сказал: одно, другое высказывания и то, что сказал Кришна, мне сильно запало…. Кто такой Кришна? – подумал я. Позже я прочитал «Бхагавад-гиту» в переводе академика Смирнова (издательства АЛЫМ). Так началось мое знакомство с Кришной. В перестроечный период мне попало несколько книг о Толстом…. «Толстой и Индия»…. и что-то в этом духе. Как выяснилось, он был в переписке с некоторыми «махатмами», как тогда их называли, в том числе и с Махатмой Ганди.

К слову, Ганди очень ценил Толстого и лестно отзывался о нем. И что я хочу сказать в продолжение нашей предыдущей беседы об экстремизме. Лев Толстой, как и многие другие представители русской культуры, весьма негативно отзывался о православии, говоря, что «если бы я принял православие, то стал бы врагом всем: и мусульманам, и иудеям, буддистам и брахманистам…. К этому стоит добавить, что русская интеллигенция всегда была против православной церкви. Возьмите Пушкина, Некрасова, Белинского….. и Толстого. И если вычленить Толстого и Пушкина из русской культуры, которой так гордятся русские, то от нее ничего не останется.

Бобрович: Трудно сказать: Что это? Беда ли это самой интеллигенции или церкви, которая себя так ставит.

МММ: Толстой не считал себя атеистом и даже наоборот…

Бобрович: Да, здесь вина с другой стороны, а именно, позиция православной церкви. Она и сегодня показывает себя так…. например, как в России.

МММ: Внук Толстого, который является директором музея в Ясной Поляне, лично обращался к патриарху, чтобы восстановить ДЕДА в его правах, однако Патриарх, Алексий Второй, отклонил прошение: Не можем мы сейчас пересматривать, потому что всё-таки пересматривать можно, если человек изменяет свою позицию». До конца своих дней Толстой остался непримиримым антихристом в оппозиции к РПЦ.

Бобрович: То есть не раскаялся.

МММ: Как я уже сказал, можно себе представить, если исключить Толстого из русской культуры, то там никого не останется.

Бобрович: Ну, некоторые оставили бы Достоевского, учитывая его такую направленность на РУССКОЕ. У него есть масса высказываний по поводу других наций. В этом смысле он принципиально отличается от Толстого. Толстой был гражданином мира, так скажем, а Достоевский – русским. И там есть много обидных высказываний по поводу других…

МММ: Ясно.

Бобрович: поэтому остался бы Достоевский. Коммунисты оставили бы Маяковского, а националисты Достоевского. У каждого была своя Россия…

ТЕМЫ, КОТОРЫЕ НАС ВОЛНУЮТ СЕГОДНЯ (в процессе)

Бобрович: Какую тему мы обсудим сегодня?

МММ: На ваше усмотрение.

Бобрович: Сейчас наблюдается некоторое оживление интеллектуальной жизни в Минске, связанное с Университетом, который создали сами интеллектуалы, Он называется «летучий университет». Этот университет создан был по образу, который некогда был в Польше. «Летучий университет» поставил перед собой такую амбициозную задачу, собрать всех, кто хотел бы мыслить, но которых государство ограничивает рамками существующей идеологии. Недавно там прошла дискуссия, тоже весьма амбициозная «Что такое мышление и что такое современное мышление?» в нее, невольно, оказались втянуты не только профессиональные философы, но и другие люди, потому что, так или иначе, «мышление» интересует всех. Каждый человек думает, что он мыслит. Но мнения расходятся: некоторые говорят, что только они мыслят, а другие нет! И теперь каждый оспаривает право на то, что он мыслит, в то время как другие нет. Философы узурпируют это право…. В этой связи я подумал, что…. вот есть такая проблема: «Мир сложный или простой?»

МММ: Для кого как!

Бобрович: Ну, кто-то считает, что мир простой. Однако, это заблуждение человека несведущего. Чтобы познать мир, нужно много знать. И вот вся история философии как-то постепенно пытается освоить этот мир, хотя конца этому не видно.

МММ: Возникает вопрос: «А что они имеют в виду, говоря ПОЗНАТЬ? Что есть знание? В нашем понимании, в понимании последователей ведической культуры и, в частности, сознания Кришны, знание – это не набор информации, это нечто практическое. Знание – это то, что освобождает нас от страданий, помогая выпутаться из круговорота рождения и смерти. Если я знаю, что «я» не есть это тело, а душа (джива), которая трансцендентна ко всем понятиям и обозначениям, относящимся к материальному телу, я не испытываю страданий; душе чужды материальные страдания и мирские радости. По природе она вечна, исполнена знания и блаженна. Она не страдает и не наслаждается материальным образом. Как масло не смешивается с водой, так и душа не смешивается с материальными элементами, из которых состоит тело. В определенном смысле душа самодостаточна и не зависит от материального течения дел. Как неотъемлемая частица Кришны она зависит от Кришны, который является источником всего сущего (в том числе и материи и духа). Если я познал себя как вечную душу, то для меня нет вопроса о проблемах, которые люди пытаются решить грубым физическим или тонким способом через процесс мышления, при этом, создавая новые проблемы. Даже великие ученые и мыслители страдают от собственного тела и ума, других существ и климатических условий. Если человек страдает, значит, он находится в невежестве, под влиянием материальной энергии, отождествляя себя с телом и умом…. Ложное эго заставляет нас думать, что мы материальное тело, которое существует под разными названиями (русский, американец, христианин, индус, мужчина или женщина…) и испытывать страдания. Каждый в этом мире боится смерти, хотя джива (душа) вечна, борется за существование, из страха смерти создает общества, государства, развивает науку, медицину, чтобы побороть смерть… и религия тоже есть проявление невежества. Так весь материальный мир пребывает в невежестве, которое скрывает от нас Кришну. Кришна есть причина всех причин, и Ему нет причины. Такое определение приводится в Брахма-самхите: ишварах-парамах кришна сат-чит-ананада виграха анадир-адир говиндах сарва карана каранам…

НЕВЕЖЕСТВО – ЭТО ЭНЕРГИЯ, КОТОРАЯ ВВОДИТ НАС В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО НАШЕЙ ИСТИННОЙ ДУХОВНОЙ ПРИРОДЫ и вечных отношений с Кришной, который является источником всего сущего.

ВСЕ ИСХОДИТ ИЗ СОЗНАНИЯ

Из сознания своего истинного «я» все и вытекает: определение счастья и несчастья, цели жизни и образ действий, в том числе, что есть знание и что таковым не является. Если я не знаю, кто «я» есть, то все усилия обрести знание и стать счастливыми – сизифов труд.

Говоря о цели жизни, если поезд мчится в тупиковом направлении, то нет смысла говорить с какой скоростью мы едем, в каком купе (в СВ или в общем вагоне) – если мы едем не в ту сторону. Если мы не знаем, кто мы есть и что есть цель жизни, то какой смысл в том, что мы делаем?

Бобрович: Хотя парадоксально звучит, но в этом смысле сложнейшие философские теории и наша наука – это тоже какой-то рок невежества….

МММ: Да, то, что люди принимают как знание, на самом деле есть невежество. Нас чему-то научили. Свято поверив в непогрешимость науки и, поклоняясь идолу современных ученых, мы «искренне» с полной уверенностью, приняв невежество за знание, обманываем других. Так весь мир – это мир обманутых и обманщиков. Мама, папа, учитель в школе, президент в государстве и поп в кирхе – все обманывают. Какой же выход из создавшегося положения?

Бобрович: Наверное, существуют разные формы невежества?

МММ: Да, Брахма, творец вселенной, создал пять оболочек невежества: тамисра, андхи-тамисра, моха, маха-моха и тамас. Как выглядит невежество, объясняется в Третьей Песне «Шримад Бхгаватам» (3.20.18). Несколько выше я вкратце описал. Каждый в этом мире, отождествляя себя с материальным телом, боится смерти. Хотя джива (душа) вечна, тем не менее, каждый борется за существование. Из страха смерти, прилагая усилия противостоять ей, люди создают общества, государства, науку, медицину… и религия тоже есть проявление невежества. На санскрите невежество называется авидья.

Бобрович: Невежество – это, наверное, подобно помрачению рассудка.

МММ: Да, это энергия, которая помрачает рассудок и вводит нас в заблуждение. В духовном мире отождествление себя с телом реально, потому что там все духовно (тело и ум идентичны нашему «я»). Там нет двойственности – все обладает абсолютной природой. Но в материальном, совсем все наоборот (все наизнанку). Отражение предмета похоже на сам предмет. Иной раз невозможно отличить, где реальный предмет, а где его отражение.… Точно также и этот материальный мир есть отражение духовного. Как всякое отражение он не содержит реальной субстанции. В мираже озера нет воды. Мираж можно принять за реальное озеро, но мы не сможем утолить жажду…. Энергия невежества распространяется в форме мирской науки, философии и даже религии. Существует протон и антипод, антипротон; вот частица и вот античастица – энергия духовная и материальная, обладающая противоположными качествами.

Что есть материальные чувства и ум? Это покрытие материальной энергией духовных чувств и духовного ума. Душа – живое существо. Именно она обладает чувствами, умом, разумом и сознанием. Материальный глаз – это покрытие духовного зрения, а наши мысли, различного рода представления о жизни и наши идеалы – это покрытие нашего духовного ума. Материальный разум оскверняет наше чистое сознание, заставляя нас отождествлять с материальным телом и думать о себе как о продукте материи, бороться со смертью материального тела, оставляя без внимания потребности духовной души. Это называется авидья, невежество, оскверняющее наше чистое сознание Кришны. Ложное эго, т.е. осознание себя в качестве материального тела, привязывает нас к месту, где мы его получили, считая это родиной, к семье, в которой мы его получили, считая членов этой семьи родственниками…. На самом деле это имитация Бога, который приходится нам Отцом, а материальная природа - матерью. Душа вечна и не претерпевает никаких изменений, никогда не рождается и не умирает. Но, отождествляя себя с телом, ей кажется, что она родилась, растет, производит потомство, пребывает во взрослом состоянии, старится и умирает. На самом деле наши дети – это тоже индивидуальные души. Мы считаем их нашими детьми, просто имитируя Бога-отца….

Бобрович: А духовная связь с родственниками возможна? Если да, то чем она обусловлена?

МММ: Возможна. Почему нет? Мы все – члены одной великой семьи Кришны, приходясь Ему детьми и родителями, братьями, друзьями и сестрами, отцами, матерями и даже женами – все виды отношений, которые существуют в материальном мире между людьми, связывают нас с Кришной. Такие отношения, основаны на любви и называются расой. В книге «Бхакти-расамрита синдху» Шрила Рупа Госвами подробно описал это.

ДУХОВНАЯ ИДИЛИЯ

Бобрович: Но есть ли в духовном мире качественное различие между членами этой семьи, т.е. могут ли живые существа, принадлежа к семье Кришны, иметь свои семьи.

МММ: ДА, а почему нет? Конечно, как я уже сказал, материальный мир представляет собой отражение духовной реальности. Поэтому все, что мы видим здесь, существует и в духовном мире, с той принципиальной разницей, что здесь это материально (проявление низшей энергии Господа), а там духовно (проявление высшей, духовной энергии, к которой относится и само живое существо). Когда мы обретаем сознание Кришны, мы возвращаемся в духовный мир и там получаем духовное тело (сат-чит-ананда), вечное, исполненное знания и блаженства. И поскольку тело духовно, то, не претерпевая изменений, наши отношения с другими существами тоже неизменны. Однако все они, так или иначе, связывают нас с Кришной.

Разные типы любви, которые существуют в материальном мире и связывают нас с другими существами, в духовном мире связывают нас с Кришной. Любовь к Кришне может проявляться в дружбе, в родительских отношениях… и даже в супружеских. Не следует путать их с мирской любовью. В разных религиях, такие отношения могут быть как греховными, так и санкционированными Богом. Однако, говоря о духовном мире, вопрос о грехе и праведности не стоит. Тот, кто обрел истину любовь к Кришне вне мирских понятий порока и добродетели, праведности и греха. ЧТО ТАКОЕ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ? На самом деле прелюбодеяние означает любить кого-то другого, кроме Кришны. С этим необходимо согласиться. Пока человек не избавится от материалистических представлений о жизни, ему будет трудно понять это. Поэтому нет смысла обсуждать эту тему дальше.

Любовь заключена в природе души, она всецело духовна. Но когда мы отождествляем себя с материальным телом в соприкосновении с материальной природой она трансформируется и проявляется материально как вожделение. Подобно тому, как молоко в соприкосновении с кислым тамариндом становится простоквашей, так и чистая любовь к Кришне, духовная по природе, в материальном мире проявляется как вожделение. Фрейд называл это «либидо».

Будучи атеистом, он не смог докопаться до сущности этого либидо, однако согласно его теории именно либидо создает проблемы в материальном мире. Вся классическая литература крутится вокруг отношений между мужчинами и женщинами с их любовными интригами, которые, как правило, заканчиваются трагедией. Либидо заставляет нас отождествлять себя с материальным телом, привязывая нас ко всему, что имеет к нему отношение. В конечном счете, оно является причиной тройственных страданий, которые возникают: 1) от тела и ума; 2) от других существ и 3) от климатических условий в непрерывной цепи рождения и смерти. В своей книге «Психоанализ непостижимого» я подробно описал проявление любви в духовном мире, а в книге «Анатомия любви» сделал анализ ее материального двойника. Семейные отношения в духовном мире основаны на духовной любви, а в материальном на вожделении. В духовном мире, даже если есть какие-то недоразумения между друзьями, родителями и детьми, супругами или возлюбленными, то это не вызывает негативного чувства страха, боли или разочарований, а, наоборот, только увеличивает экстаз наслаждения, стимулируя и принося неописуемую радость и истинное счастье, потому что в духовном мире все духовно. Кришна является источником вечного наслаждения и все, что связано с Кришной – абсолютное благо для каждого существа. Даже демоны получают освобождение, когда Кришна приходит, чтобы их убить. Такого истинное положение Верховной личности БОГА, Шри Кришны. Говорят, Бог Всеблагой! Это обращение применимо только к Кришне и ни к кому другому. КРИШНА – означает ВСЕПРИВЛЕКАЮЩИЙ. Своей Всеблагой природой и любовью Он привлекает все живые существа, которые вращаются вокруг Кришны, как планеты вокруг солнца.

КРИШНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ трансцендентное СОЛНЦЕ, которое всегда в зените над нашей головой и в нашем сердце. Как солнце поддерживает жизнь всей вселенной, так и Кришна поддерживает своей энергией все существа, как в материальном, так и духовном мирах.

Да, между преданными Кришны могут быть некоторые разногласия, например, как лучше служить Кришне, или что Кришне больше нравится…. Но эти разногласия только увеличивают любовную привязанность к Кришне. Если бы в Кришне не было вражды и ненависти, то откуда они бы взялись в материальном мире? Казалось бы и эти негативные эмоции присущи Кришне. Однако существует разительная разница между духовным и материальным восприятием. Для любящего Кришну существа все духовно, даже проявление ненависти. Из этого следует, что если в центре поставить Кришну, то вся деятельность обитателей этого мира поистине достигнет своего совершенства, устранив неприязнь и разногласия. Сознание Кришны и мысли о Кришне непостижимым образом разрешают все проблемы, созданные материальной природой.

Сейчас у нас нет опыта общения с духовной энергией, но мы его можем получить, изучая ведические писания, общаясь с садху, со святыми преданными Кришны.

Если мы погрузимся в воду, то промокнем, если мы сунем руку в огонь, то обожжемся, если мы коснемся оголенного проводника, получим электрический шок. Точно также, если мы будем общаться с садху, через это общение мы получим опыт общения с духовной энергией.

В вайшнавах, преданных Кришны (или Вишну) нас привлекает их скромность, терпение и великодушие. Однако, те же самые качества, мы можем обнаружить и в не-вайшнавах, а, например, в последователях варнашрамы. Различие между теми и другими разительное, как между светом и тьмой. Общаясь с вайшнавом, мы становимся людьми сознающими Кришну и получаем освобождение от круговорота рождения и смерти, а общаясь с не-вайшнавами, запутываемся в сетях собственной кармы, пожиная результаты своих благочестивых и нечестивых поступков, рождаясь и умирая.

Определяющим качеством вайшнава является его безраздельная преданность Вишну, а не-вайшнава, то насколько он удовлетворяет наши чувства.

Люди с материалистическим сознанием не смогут оценить по достоинству вайшнава, его преданность Кришне. Они посчитают его обычным человеком и обнаружат множество недостатков. Они увидят лишь те качества, которые присущи не-вайшнавам и внешне схожи с истинными качествами вайшнава. Слова таких людей будут бессмысленны так же как, если сказать: «деревянная ложка из золота». На самом деле если я увижу в вайшнаве недостатки, то это приведет меня в ад. Но та же самая участь меня ждет, если я увижу в нем приятные для меня качества. В обоих случаях подобное восприятие и оценка скрывает божественную природу вайшнава. Поэтому о вайшнаве не стоит судить с мирской точки зрения и обращать внимание на его, так называемые, мирские добродетели или отсутствие таковых.

Даже полубоги не способны распознать вайшнава. Что же говорить о человеке слабом и невежественном? Пока я не обрету самбандха-гьяну и постигну самбандха-таттву, науку взаимоотношений с Шри Кришной, пребывая в сомнениях и двойственности добра и зла, я не смогу воспользоваться милостью вайшнава.

Только, когда человек достигнет уровня мадхьма-адхикари, к нему придет способность различать вайшнавов и не-вайшнавов, и оказывать им должное почтение согласно их преданности Вишну (Кришне). Каништха-адхикари не способен понять, что именно вайшнавы из безграничного сострадания, проповедуя сознание Кришны, одаривают человечество бесценным даром божественной любви. Они ходят от двери к двери и вдохновляют людей повторять святое имя.

Чувство благодарности к вайшнавам развивается соразмерно с отчуждением по отношению к не-вайшнавам. Если моя мать, отец, брат, друзья и те, кого я считаю близкими мне людьми, враждебно относятся к служению Кришне и вайшнавам, их нужно оставить, считая их посторонними людьми. И до тех пор, пока они не станут мне безразличны, и ничто не будет меня с ними связывать (ни в мыслях, ни в делах), мое отношение к вайшнавам будет глупой сентиментальностью и ложью. Мирская дружба и любовь не совместимые понятия с истинной преданностью Богу.

ПОСТИЖЕНИЕ ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ

Все живые существа (дживы) находятся на разных уровнях сознания. Соответственно их объем и качество знания различны. Более того знание одного уровня не обязательно полезно для тех, кто находится на другом уровне (высшем или низшем). В определенном смысле знание более низшего порядка может быть вредным для тех, кто находится на более высоком уровне сознания и совершенно бесполезно для низшего уровня сознания. Такое знание определяется сочетанием различных гун материальной природы. Однако знание чистое, трансцендентное ко всем гунам, которое относится к категории самбандха-гьяна, универсально и приемлемо для любого уровня сознания.

Здесь я приведу классификацию уровня знания, соответствующего уровню сознания живого существа (дживы).

1) индрияртха-гьяна – знание как удовлетворять чувства материального тела;

2) наитики-гьяна – знание для наслаждения ума или, другими словами, принципы морали и этики;

3) ишвара-гьяна – знание о Боге (о Всевышнем);

4) брахма-гьяна – знание о брахмане;

5) шуддха-гьяна – знание о наших отношениях с Богом (самбандха-гьяна).

Теперь более подробно рассмотрим каждый тип выше перечисленного знания.

ИНДРИЯРТХА-ГЬЯНА – это знание о том, как наслаждаться грубым физическим образом через посредство материальных чувств.

Органы чувств (индрии) получают информацию об объектах чувств и предлагают через посредство нервной системы уму, который является внутренним чувством. Ум 1) фиксирует и 2) сохраняет информацию в памяти; 3) затем классифицирует ее и 4) располагает ее в определенном порядке, чтобы облегчить ее использование. Функция ума – это логика и аргументация, с помощью которой он утилизирует полученную информацию. Это свойство ума называется юкти. В основе любой научно деятельности лежит юкти. Поскольку это функция ума, то наука не в состоянии постигнуть смысл истинного знания таттвы. Чувства и ум не способны воспринять трансцендентное, абсолютное знание. По этой причине ученые материалисты отрицают существование АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ, полагая, что все относительно в мире, ставя под сомнение само существование Личность Бога, высшее ее проявление. Это знание мы называем «запредельным».

Материальный мир – это мир форм и обозначений, который возникает из нечистых желаний чувственных наслаждений. Отбросив второстепенные понятия, весь он находится в УМЕ мыслителя, который отождествляет себя с грубым и тонким телом, присваивая различные названия и прикрепляя ярлыки.

Абсолютная реальность лежит за пределами возможностей ума и чувств.

НАИТИКА-ГЬЯНА – это мораль и этика. Анализ различных категорий материального благополучия и неблагополучия на основании индрияртха-гьяны порождает принципы морали, этики, а также эстетическое чувство прекрасного. Это знание формирует либо влечение к тому, что приятно уму, либо отвращение к тому, что ему неприятно. НИТИ-шастра (свод правил поведения) использует выше перечисленные функции ума, которые сводятся к тому, как услаждать чувства. Когда человек терпит разочарования на поприще грубого, физического наслаждения чувств, он становится философом (муни) мыслителем, парящим на ментальной платформе. По сути то и другое есть компиляции ума. Наитика-гьяна фиксирует свое внимание не только на физическом, но более тонком интеллектуальном уровне, составляя представления о добродетели и пороке, святости и грехе. Этот вид знания также ничего не говорит о высшей, абсолютной реальности.

ИШВАРА-ГЬЯНА – это знание приближает нас к ИШВАРЕ, концепции Бога, который является источником всего сущего.

Поскольку Бог представляет собой высшее проявление таттвы (истины), то Он, будучи всегда удовлетворенным (атмарама), не ожидает от нас поклонения или служения. Он есть суть всей таттвы: всего знания, отречения, красоты, славы, богатства и силы.

Если принять ишвара-гьяну за истину в последней инстанции, то для материалистов достижение райского царств будет пределом совершенства их жизни. Такое совершенство сводится к карме, благочестивой деятельности, сулящей наслаждения в раю. В своей статье под название «Рай для дураков», мы описали различные представления о рае. Из выше изложенного становится ясно, что истинное знание намного превосходит концепцию Бога, которая, например, дана в Библии или Коране.

БРАХМА-ГЬЯНА – поскольку ишвара-гьяна не удовлетворяет человека, то поиск истины продолжается за пределами рассуждений, в результате чего приводит к имперсональной концепции, Бог есть дух. В конце концов, не найдя ответа на вопрос «кто есть Бог и кто есть «я» (душа), человек обращается к непроявленному, бесформенному, лишенному чувств и материальных качеств. Такого рода гьяна эфемерна и призрачна, потому что, не найдя ей реального применения, человек будет вынужден через какое-то время вновь вернуться к прежней кармической деятельности, благотворительности и филантропии. Такое знание не способно дать понимание Верховной личности Бога, представляющей вершину Абсолютной истины.

ШУДДХА-ГЬЯНА – чистое знание. Этот тип знания лежит далеко за пределом выше перечисленных форм гьяны. Возникает вопрос: «ВОЗМОЖНО ЛИ ВООБЩЕ ОБРЕСТИ ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ?»

И если возможно, то как? В «Бхагавад-гите» (Бх.г.10.10) Сам Бхагаван Шри Кришна отвечает:

тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те

«Тем, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я даю разум, с помощью которого они придут ко Мне».

Взаимоотношения живого существа с Кришной непостижимы; они могут быть раскрыты только Самим Господом тем великим душам, которые обрели Его милость, служа Его чистым преданным.

Бобрович: Хорошо, возникает вопрос: Существует ли генетическая связь между этими уровнями знания? Может ли человек постепенно развивать это знание, продвигаясь с одного уровня на другой как по ступеням?

МММ: Да, такая связь существует: от низших форм биологической жизни живое существо поднимается к высшим, которые отличаются более развитым сознанием. Так, например, от тех форм жизни, что живут в воде, затем рептилии, птицы, животные и, наконец, достигает человеческой формы, в которое живое существо может осознать себя, восстановить свои отношения с Богом и обрести освобождение от круга рождения и смерти.

Бобрович: Хорошо, остановимся на человеческой форме. Здесь не было сказано о генезисе… Может ли человек сразу прийти к высшему знанию? Существует ли эволюция души, когда она воплощается человеком? Нужно ли ему становиться философом или ученым….?

МММ: Нет! Созданный по образу и подобию человек получает все необходимые возможности, чтобы стать сознающим Кришну по рождению. Для разного уровня людей существует разные религии, которые помогают ему восстановить отношения с Богом. Даже для дикарей есть какая-то религия…. Но как говорится, то, что пища для одного, яд другому. Мы можем судить о достоинствах той или иной религии по трем составляющим: 1) насколько она вечна, 2) дает ли она нам знание о Боге, осознание наших отношений с Богом и 3) делает ли она нас счастливыми.

Душа по природе сат-чит-ананда, вечная, исполненная знание и блаженства. Поэтому, чтобы удовлетворить ее насущные потребности, каждый стремится к вечному бытию, знанию и блаженству, подбирая себе соответствующую религию.

К примеру, для кого же библейские заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй….? Цивилизованному человеку не нужно объяснять, что убивать нехорошо и воровать плохо…. Это чуждо его природе. Так для кого же эта религия и заповеди? Для диких людей. Вот вам аврамические религии (иудаизм, христианство и ислам). Другое дело, Веды и ведическая религия сосредотачивает внимание человека на Абсолютной истине, на Кришне, что способствует освобождению души из круговорота рождения и смерти.

Здесь мы не говорим, что эта религия лучше, а та хуже. Любая религия дана Богом, и для кого-то хороша…. Но, как говорят, что пища для одного, то яд другому. Каков уровень сознания тех людей, которым нужно напоминать НЕ УБИЙ? Мы говорим: «Не ешьте мясо! Это связано с убийством невинных животных». Однако, находятся люди, которые оспаривают эту библейскую заповедь, говоря, что «НЕ УБИЙ», относится к человеку, а животных убивать можно! Как вам это нравится? Мы живем в обществе каннибалов. Удивляться не приходится…. Несколько лет назад в Новосибирске я видел живого каннибала. Он воевал и рассказывал, как в Афганистане, они ели человечину. Мясо сладкое….» Я говорю не о диких племенах, живущих джунглях Амазонки или в Африке, а о тех, кто живет рядом с нами в одном доме, под одной крышей. Для этих христианство в самую пору. Но каково последователям сознания Кришны, которые являются вегетарианцами!

ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?

Это свод законом, данных Богом по уровню сознания людей. В большей или меньшей степени это нормы морали и этики, которая необходима для мирного сосуществования людей с неразвитым сознанием Бога, что отличает их от стада диких животных.

Но говоря о сознании Кришны, мы говорим о душе, как неотъемлемой частице Бога. Это чистое сознание можно пробудить в любом живом существе, не зависимо от его материального воплощения, просто воспевая святые имена: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. В этом совершенство. Этому не нужно даже учиться, потому что любая душа изначально сознает Кришну. Необходимо просто желание предаться Кришне…. но как раз этого-то и не хватает. Возникает безвыходное положение: выход очевиден, но он нас не устраивает!

Если сердце человека осквернено жадностью завистью и похотью, то административные и силовые методы бесполезны. Необходим высший, духовный процесс. Необходимо общение с теми, кто по-настоящему предан Кришне.

Преданность Кришне – это единственный критерий, по которому можно отличить вайшнава от не-вайшнава, человека разумного (homo sapiens) от неандертальца.

Бобрович: Вопрос возник в самом начале, что необходимо знание высшего порядка; для тех, кто им обладает этим высшим знанием, знание низшего уровня просто губительно. А что касается для тех, кто находится на низшем уровне?

МММ: Оно просто недоступно….

Бобрович: …оно бесполезно. У меня возник вопрос: «Почему это знание губительно для людей, занимающихся преданным служением Кришне (вайшнавам)? На самом деле высшее знание делает человека сильней; такой человек недосягаем и не подвластен для этих….

МММ: Да, когда человек достигает трансцендентной платформы шуддха-гьяны, тогда, он вне сферы влияния низшей материальной энергии. Как лотос находится в загрязненном месте, но его листья не смачиваются водой и не пятнаются грязью, аналогично этому и тот, кто достиг чистого знания (сознания Кришны), не досягаем для влияния материальной энергии. Материальный мир состоит из материальной и духовной энергии. Но человек, обладающий сознанием Кришны, не соприкасается с материальной энергией, даже находясь в материальном теле. Приведу пример, если кокос высушить, то его внутренности отделяются от внешней оболочки, от скорлупы. Точно также тот, кто восстановил свои отношения с Кришной, становится независим от внешнего течения дел; он не отождествляет себя с материальным телом, даже находясь в нем. Это практическая вещь. Такой человек свободен от страданий, которые причиняют ему тело и ум, другие живые существа и климатические условия. Вот критерий личности, достигшей освобождения: «Он ни о чем не скорбит и ничего не желает» (Бх.г.18.54). Страдания – это признак нашего невежества, которое заключается в том, что мы отождествляем себя с материальным телом и умом. Будучи частицей высшего духовного целого, мы вынуждены подчиняться низшей энергии. Хотя материальная энергия и низшая, но она не подчиняется живому существу, повинуясь воле Кришны. Поэтому только по Его милости мы можем выйти из-под ее влияния. Кришна создал это тело и посадил нас в него, и Сам же, как Параматма, находясь в сердце каждого, управляет им, согласно результатам нашей кармы. Без милости Господа любая несанкционированная деятельность, любые усилия будут пустой тратой времени. Успех нашего предприятия в руках Кришны. Поэтому необходимо согласовывать наши поступки с Его волей, посвятив себя чистому преданному служению. В противном случае наши попытки обрести освобождение и стать счастливыми обречены на провал.

СВОБОДА КАК ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Единственная свобода – это свобода желать. Но и она, когда желания идут в разрез желаниям Кришны становится несвободой. Говорят, человек предполагает, а Бог располагает! Необходимо это осознать.

Мы не в состоянии сами воплотить свои желания, но Кришна, всемогущий, и может воплотить любое. Таким образом, наша свобода ограничена нашей свободой желать. Буддисты говорят: «Желания – это причина страданий. Будучи непросвещенным, духовно необразованным человек может пожелать то, что ему же во вред. Даже при наличии разума он может сделать ошибку, если не знает, как обстоят дела и что для него благоприятно, и что нет. Бог не предвзят – Он выполнит любое желание. Поэтому искать виновных в наших бедах не приходится. Наши сумасбродные желания являются причиной наших страданий. Если человек хочет пойти в ад, Кришна ему поможет: даст жертву и нож…. Он не толкает нас на преступление, а наоборот, предостерегает, давая знание в форме Вед, ограничивая нашу свободу кодексом морали этики, устанавливая принципы религии. Например, заповедь НЕ УБИЙ! или не прелюбодействуй…. Но мы можем убивать и прелюбодействовать, нарушая эти заповеди. Такого рода действия считаются греховными и влекут за собой страдания. Вот вам преступление и наказание. Мы пренебрегаем заповедями Христа или Будды, Магомета или самого АЛЛАХА, не зная их или не считая эти заповеди обязательными, не веря ни Бога, ни в черта.…… Поэтому в нашем сегодняшнем положении самое лучшее для нас – это предаться Кришне. Мы хотим полностью зависеть от Бога! Как? Этому учит Сам Кришна, принявший воплощение как Чайтанья Махапрабху, начавший движение САНКИРТАНЫ, совместное воспевание святого имени: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Поскольку имя Кришны столь же могущественно, как и Сам Кришна, то обратившись к Нему, мы сможем с легкостью аннулировать все прегрешения, когда-либо совершенные, и вернуться в духовный мир, где все уже устроено для нашего счастья.

Конечно, мы развили в себе желание не предаваться Кришне, не зависеть ни от кого – МЫ ТАКИЕ СВОБОДОЛЮБИВЫЕ, что хотим свой, новый мир построить, в котором кто был ничем, тот стал бы всем, т. е. богом! В результате этого мы и попали сюда, в этот мир иллюзий….

Материальный мир создан из подобных желаний. В этом также усматривается милость Господа. Что хотели то и получили. Он исполнил наше желание.

Бобрович: Почему я задал вопрос относительно уровня знания? Я думаю, например, йоги

не будут есть ту пищу, которую едят другие люди; она для них будет, как отрава, даже чисто физическое ее воздействие будет пагубно. Конечно, совершенного йога это не убьет, он сможет очиститься. Аналогичным образом и энергия низшего порядка будет духовно развитого человека стрессовать…. По этому поводу, вспомним историю, в 18 -19т веке люди не были так материально продвинуты как сейчас, поэтому для них то, о чем мы говорим, стремление к освобождению был естественно. Когда им говорили, что их освободят от перерождения – жизнь-то была сложной, то эта идея освобождения привлекала их. В определенном смысле они были более духовно развиты. Но теперь, когда люди могут себе позволить наслаждаться техническим и научным продуктом современной цивилизации, то им нет никакого смысла говорить об освобождении. От чего освобождаться? В определенном смысле они счастливы, куда еще больше. Они каждое мгновения испытываю удовольствие и, когда им говорят об освобождении, то они не понимают от чего освобождаться.

МММ: Вы правы, в этом и заключается иллюзия. Особенность живого существа (души) в том, что, находясь в иллюзии, оно может адаптироваться к любым условия материального существования и чувствовать себя хорошо. Действительно, современные люди благоустроили этот мир и, создав комфорт для тела и ума, адаптировались к невыгодным условиям материального существования. Когда Шрила Прабхупада в первый раз посетил Лондон, он сказал: «Это сущий ад. Но англичане – разумные люди. С помощью техногенного процесса они создали для себя более или менее подходящие условия для жизни и адаптировались». Неудивительно, что люди живут даже в районах вечной мерзлоты совершенно не пригодной для жизни. Мамонты давно вымерли, а люди приспособились. То же самое можно сказать и о пустыне…. На самом деле все их страдания и наслаждении заключены в уме. Поэтому с помощью средств массовой информации и пропаганды, психоделики и религии де программируют ум, приучают к тем или иным условиям, обещая рай на земле и создавая видимость, идиллию безоблачного счастья.

Бобрович: То есть человека заставляют забыть о страданиях….

МММ: Да, когда возникает революционная ситуация и люди вот-вот устроят переворот, то им подбрасывают какую-то психоделическую приманку, подобно заводной игрушке, секс, деньги, шопинг (ассортимент товаров широкого потребления), стриптиз, шоу, казино и посылаю демагога, подобного Задорному, который веселит людей. И когда человек смеется, то он забывает о проблемах и жить становится легче. Заодно с этим у него выворачивают карманы и заставляют работать на доброго дядю. Как говорили Цезари, хлеба и зрелищ.

Бобрович: Еще раньше мы говорили, что есть разные типы знания ориентированные на разные удовольствия, и прозвучало, что в духовной сфере тоже есть какая-то состязательность и игра. «Игра!» – к чему это имеет отношение?

МММ: Все как в духовном, так и в материальном мире, так или иначе, связано с Кришной, с Его играми. КРИШНА ИГРАЕТ НА ФЛЕЙТЕ, и результате этой игры происходят удивительные вещи: акт творения…. поддержания и разрушения. Кто-то рождается, кто-то умирает…. Кришна играет, и мы тоже играем, Преданные хотят принять участие в Его спектакле, а непреданные имитируя Бога, пытаются обойтись без Него, представляя своего рода марионетки в руках материальной природы. Жизнь – это игра. Материальный мир – это отражение духовного. Здесь мы имитируем Кришну, устраивая свои игры. Здесь мы изображаем героя-любовника, короля или нищего, злодея-демона или праведника-святого, мужчин, женщин, животных и полубогов - множество ролей, постоянно переодеваясь и меняя одежду для следующей роли. Но в духовно мире только одна роль и одно вечное занятие – любить Кришну. Мы любим Кришну не только как Отца, но как сына, друга, возлюбленного или супруга. Все виды любовных отношений, которые связывают живые существа в этом мире, являются отражением реальных отношений с Кришной в духовном.

Кришна – источник вечного наслаждения и участвовать в Его спектакле – это совершенство жизни. Это доставляет неописуемое блаженство, счастье которое постоянно увеличивается. В материальном мире живое существо спит и просто грезит…. Но реальная жизнь и наслаждение духовно в духовном мире. Для человека со средними умственными способностями принять это весьма трудно, поэтому мы ограничимся этим….

Бобрович: И у меня личный вопрос. У нас по-разному относятся к таким вещам как астрология, хиромантия и некоторые говорят это абсолютная чушь, а некоторые говорят, что за этим что-то есть. Как с Вашей точки зрения: «ЗА этим что-то есть? И если да, то откуда все это?»

МММ: Кришна создал этот мир и дал знание Веды как в нем жить, как достичь освобождения и предаться Кришне. Есть раздел, касающиеся математики, медицины, астрономии, а также оккультных наук, астрологии и хиромантии, магии и чародейства. Есть и Кама-сутра, как наслаждать материальные чувства…. Но, что интересно, что тот, кто ее написал, сам никогда не предавался разврату. Вопрос: «Для кого же он написал это?» Для людей не очень разумных. Веды дают знание для разных типов людей: и для тех, кто в саттва-гуне, и тех, кто в раджа-гуне, и тех, кто в тама-гуне (невежестве)…. Для разных типов людей Веды дают разное знание, на любой вкус…. Все существующее знание заключено в Ведах, конечной целью которого является Кришна. Цель всех Вед – познать Кришну (Бх.г.15.15). Это высшее знание поведано Самим Господом Кришной в «Бхагавад-гите».

Бобрович: Я, как преподаватель, знаю хорошо, что человека можно научить только тому, чему он готов научиться.

МММ: Это верно. Но есть вещи, которые постигнуть он не готов, но они ему необходимы, потому что даны ему самой его человеческой природой. Поэтому в процессе образования и воспитания есть метод убеждения и принуждения. В определенном случае насилие является благом для человека.

Бобрович: Это сложный вопрос, потому что я крайне мало могу найти таких примеров в своей практике. Конечно, например, когда человека забирают в армию, то это часто, помимо его желания, становится для него благом….

МММ: …. и в тюрьму иногда садят человека без его согласия. Более того, иногда человека приговаривают к смертной казни, например, если он совершил убийство…. Для него это искупление (епитимья). Если его не казнить, то его душа во многих рождениях будет испытывать страдания. Конечно, сейчас в пору демократических преобразований об этом сложно говорить. Но Веды для убийцы предписывают смерть. Иногда страх перед наказанием становится эффективней разумных доводов.

Бобрович: Это большая тема…. Спорный вопрос, является ли страх или насилие необходимым условием в процессе обучения.

МММ: А почему нет! Если нет другой возможности помочь человеку, то годится и этот. Например, лекарство горькое и ребенок не хочет его принимать. Тогда мать силой заталкивает пилюлю ему в рот. Разве действия матери не правомерны?

Разве мать не любит своего ребенка?

Бобрович: Да, я так заталкиваю в рот пилюлю своей собаке. Быстренько как можно дальше ей засунуть в пасть и тогда легче всего….

МММ: Ну вот вам и пример. Если сознание человека на уровне животного, собаки, и нет другого способа его привести в чувства, то применить насилие самый раз. В конце концов, сама материальная природа выступает одновременно в роли учителя и надзирателя с палкой.

Бобрович: Я не говорю, что насилие плохо или хорошо, - я сказал, что это сложный вопрос: за других решать, что для них хорошо и что плохо и так идти по пути насилия, уже не спрашивая и не считаясь с их мнением.

МММ: Не беспокойтесь. Признание авторитета Бога и право Его собственности на все сущее, устранит любые проблемы и разногласия между отдельными личностями и обществам в целом. В свое время мы с вами обсуждали манифест ведической варнашрамы, что совершенным образом решает самые не разрешимые проблемы. Для разных типов людей согласно их качествам (гуне) и деятельности (карме) Кришна рекомендует следовать предписанным обязанностям. Исполнение их способно радикальным образом изменить лицо современного общества. Однако чистое преданное служение Кришне, полная зависимость от Него, превосходит и это.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.