Господь Нрисимха убивает царя демонов. (Лекция Шри Шримад Мурали Мохана Махараджа по ШРИМАД БХАГАВАТАМ 7.8.1)
атха даитйа-сутах сарве шрутва тад-ануварнитам
джагрхур ниравадйатван наива гурв-анушикшитам
Нарада Mуни продолжал: Сыновья демонов с уважением отнеслись к трансцендентным наставлениям Прахлады Mахараджи. Серьезно выслушав их, они отвергли все, чему учили их Шанда и Амарка.
КОMMЕНTАРИЙ: Tаков результат, который приносит проповедь чистого преданного, подобного Прахладе Mахарадже. Чтобы наша проповедь возымела успех, необходимо обладать достаточной подготовкой, искренностью и серьезно относиться к практике сознания Кришны, и, что еще более важно, необходимо следовать наставлениям истинного духовного учителя, как это делал Прахалада Mахараджа, проповедуя другим то, что услышал от Нарады Mуни. В “Шримад-Бхагаватам”(3.25.25) сказано:
сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрт-карна-расайанах катхах
Человек, который пытается понять то, что говорят сат, или чистые преданные Господа, очень скоро замечает, что их наставления приятны для слуха и радуют сердце. И если у такого человека пробудится желание принять сознание Кришны и практиковать этот метод на протяжении всей своей жизни, то в момент смерти он обязательно вернется домой, к Богу. Несмотря на то что однаклассники Прахлады Mахараджи были сыновьями демонов, по его милости все они стали вайшнавами. Tаким образом они отказались выслушивать наставления своих материалистичных учителей Шанды и Амарки, которые говорили с ними лишь на темы, касающиеся дипломатии, политики, экономического развития и других подобных вещей, направленных исключительно на удовлетворение чувств.
ИСТОРИЯ
Кашьяпа Муни был отцом демонов и полубогов. В лоне Адити он зачал полубогов. Получив благословение от Вишну, позже Адити стала матерью самого Господа Ваманадевы. От другой его жены, Дити, родились демоны, одним из которых стал и Хираньякашипу.
История Хираньякашипу описана в Седьмой Песне Шримад Бхагаватам. Она началась значительно раньше событий, представленных в этой главе. Она имеет свою предысторию, о чем следует упомянуть.
Однажды, четверо Кумаров отправились на Вайкунтху навестить Господа Вишну. Преодолев большие расстояния и достигнув обители Господа, у ворот их встретили Джай и Виджай, привратники. Приняв великих мудрецов за обыкновенных обусловленных душ, Джай и Виджай преградили им путь: «Куда вы мальчики? - спросили они. – Это обитель Вишну, вам доступ закрыт».
Встретившись с вопиющей несправедливостью, Кумары прокляли привратников:
«Возгордившись своим положением, вероятно, вы находитесь в невежестве. Отождествляя душу с материальным телом, вы не способны различать истинную сущность, поэтому ваше место не на Вайкунтхе, а в материальном мире». Кумары были преданными Господа Вишну и обладали столь великим могуществом, что их проклятие незамедлительно исполнилось. Желая как-то смягчить участь привратников, Господь предоставил им выбор: семь раз родиться преданными Вишну или три раза демонами. НЕ в силах сносить разлуку с Господом, Джай и Виджай пожелали родиться демонами.
На самом деле, как подтверждается в Бхагавад-гите, с Вайкунтхи и лист не упадет; Кришна говорит, что, находясь в духовном мире, из него никто не падает в материальный мир. Это очевидный факт, потому что в духовном нет невежества!
Там все вечно, исполнено знания и блаженства. И более того, какой смысл в духовном мире, если оттуда можно упасть? Это не так, что Джай и Виджай пали в майю, или Кумары злоупотребили своими полномочиями. На самом деле это лила. Когда Господь нисходит в материальный мир, то вместе с ним приходят и Его преданные, желающие принять участие в Его играх. Я – говорит Кришна, - в сердцах Моих преданных, потому что они ничего не знают, кроме Меня! Я очень и очень дорог им, поэтому отвечая им на их любовь, Я также храню их в Своем сердце.
Таким образом, родились два демона, Хираньякша и Хираньякашипу, которые, в действительности, были великими преданными Кришны, принявшие участие в Его лиле в качестве врагов. Когда Кришна желает насладиться вирья-расой, т.е. боевым духом, сражением, Он создает ситуацию, при которой преданные могут принять на себя роль демона, чтобы доставить удовольствие Кришне. Как правило, это необычные демоны. Это великие преданные, который пожертвовали всем, даже своей жизнью, только для того, чтобы быть с Господом и служить Ему так, как тот того желает.
Когда принципы религии приходят в упадок, Кришна Сам приходит в этот мир, чтобы восстановить их. Одновременно с этим, Он убивает демонов и защищает своих преданных.
Приняв образ вепря, как Вараха, Господь убил Храньякшу и, желая отомстить за своего брата, Хираньякашипу, стал совершать суровые аскезы. Стоя на пальцах стопы 100 лет он обрел великие мистические совершенства и получил благословение Брахмы. По этому благословению он не мог быть убит ни одним живым существом из 8 400 00 видов жизни; ни днем, ни ночью, никаким видом оружия, ни на земле, ни в воде, ни в воздухе…
Однако, как мы узнаем из последующих стихов этой главы он все же был убит Самим Господом, принявшим образ Нрисимхадевы, полу-льва, полу-человека.
История эта имеет весьма глубокий сакральный смысл. Она представляет собой не просто противостояние добра и зла, в результате чего одерживает победу доброе начало. Эта история - свидетельство величия Господа, его всемогущества, его трансцендентальной всеблагой природы. Даже демоны, подобно Хираньякашипу, умершие от рук Господа, тоже получают освобождение.
Наслаждаясь раудра-расой, Нрисимхадев одновременно является грозой демонов и защитником своего преданного Прахлады, который обладал столь замечательным знанием, полученным от Нарады, что мог видеть Господа во всем и вне всего. Он видел Кришну даже в колонне дворца своего несносного Отца. Такой тип бхакт относится к категории гьяна-бхакта. Существуют и другие: шуддха-бхакты (такие как Амбариша), према-бхакты такие как Хануманджи), према-тюра-бхакты (Арджуна), према-пара-бхакта (Юдхишхира или Уддхава).
Прахлада Махарадж получил знание, еще находясь в чреве своей матери Кайаду, когда та жила в ашраме Нарады.
Мы видим, что это необычное знание. Это знание позволяющее освободиться от всех видов страха благодаря чистой преданности Господу Кришне. Нрисимхадев – это инкарнация, которая уничтожает страх у своих преданных и сеет страх в сердцах атеистов. От громоподобного рыка Нарисимхи сердца демонов разрываются на части (заболеванием века высоких технологий стал инфаркт миокарда), а их жены делают выкидыши.
Он защищает предавшуюся Ему душу от внутренних врагов (жадности, зависти и вожделения) и внешних врагов, демонов. Привлекательный для преданных образ Нарсимхи становится ужасным и просто невыносимым для демонов.
Когда полубоги узнали, что Хираньякашипу ждет сына, они очень обеспокоились, полагая, что родится еще один демон, поэтому решили убить его в зародыше. Однако тщетны были их усилия. Тому, кого защищает Кришна (Вишну), никто не способен причинить вред, но того, кого Господь оставил своей милостью, никто не может помочь.
Индра, царь небес, захватил Кайаду, чтобы уничтожить ее плод, и таким образом навлек на себя гнев Вишну, в результате чего лишился своего трона. Полубоги существуют для демонов, а демоны для полубогов. Когда полубоги становятся гордыми своим могуществом и богатством, Кришна посылает им очередного демона, чтобы усмирить их гордыню. Поддерживая миропорядок во вселенной, Вишну единственный, кто способен примирить и тех и других, удерживая их в узде. Игры Господа бесподобны.
Они полны трансцендентальной значимости и рассматривать их, следуя мирской логике, с позиции мирского благочестия, не имеет смысла.
Раскрыть их глубинный смысл может только тот, кто обрел чистое сознание Кришны и никто другой. Ученые и моралисты будут сбиты с толку кажущимися противоречиями.
Все деяния Господа удивительны. Джая и Виджая были не только личными слугами Господа, но и Его близкими друзьями, однако, проклятые мудрецами, они были вынуждены получить тела демонов. В семье одного из этих демонов появился на свет Прахлада Mахараджа, который пришел, чтобы продемонстрировать пример возвышенного преданного. Затем пришел Господь, приняв облик Нрисимхадевы, и убил отца Прахлады, которого Сам заставил родиться в демонической семье. Tак кто же может понять тайну трансценденых деяний Господа? Что говорить о деяниях Господа, если даже деяния Его слуг непостижимы. В “Чайтанья-чаритамрите” (Mадхья, 23.39) говорится: танра вакйа, крийа, мудра виджнеха на бхуджхайа - никому не дано постичь деяний слуг Господа. Tак что же тогда говорить о поступках Самого Господа? Кто способен понять, как Кришна действует на благо всех живых существ? Господа часто называют дуранта-шакти, подчеркивая тем самым, что никто не может постичь Его энергий и Его деяний.
Только человек, посвятивший себя чистому преданному служению, способен проникнуть в сокровенные тайны игр Господа и любовных отношений, которые связывают живое существо с Господа.
Кришна – отец дающий семя, Он – отец всех живых существ и, как таковой, заботится о благополучии каждого. Демоны могут быть счастливы с демонами, в своей культуре, в своих пределах. Полубоги с полубогами. Высшие планеты сварги – для полубогов, планеты подобно Патале – для демонов. Земные планеты для людей. Человеческая раса может быть как под влиянием тех, так и других. Столкновения добра и зла происходят именно здесь, среди людей, которые как марионетки в руках провидения. Часто даже в одном человеке сочетаются проявления как демонической, так и божественной натуры.
Обретя мистические способности, Хираньякашипу стал насаждать демоническую культуру. Но его сын был преданным Вишну. Основная отличительная особенность божественных и демонических людей: демоны никогда не поклоняются Вишну или Кришне. Они могут поклоняться полубогам ради материального благополучия, но при этом испытывая зависть и питая вражду к Вишну.
Вишну и его аватары всегда на стороне преданных, но полубоги принимают сторону того кто им поклоняется. Они дают благословения как праведникам, так и грешникам (демонам). Понятие греха существует как у демонов, так и у преданных Вишну.
Религиозность и нерелигиозность в большей или меньшей степени определяется формой сознания того, кто поклоняется. То и другое не больше чем компиляции ума.
НРИСИМХАДЕВ явился в сумерках. Он убил Хираньякашипу острыми как резцы когтями, не на земле не в воздухе … а на своих коленях. Исполнив все благословения Брахмы Нисимха защитил Прахладу и и установил высший принцип дхармы, дав освобождения как Хираньякашипу так и Прахладе. Позиция Его уникальна отличительна от прочих аватар Кришны. Как и Кришна, Он имеет свои формы, которым поклоняются различные типы его преданных. Это и Лакшми-Нрисимха это и Угра-Нисимха это и Йога-Нрисимха и многие другие.
Есть шесть типов аватар: пуруша-аватары, лила-аватары, гуна-аватары, юга-аватары,манвантара –аватары, шактиавеша-аватара. Нрисимха является одной из лила-аватар, так же как Курма, Вараха, Матсья и прочие. Как и другие аватары Нрисимха, Его лотосные стопы избавляют обусловленные души от скверны мирского бытия. Он
уничтожил Хираньякашипу, который был как заноза в сердцах всех добродетельных людей.
Прославляя Господа Нрисимху, обитатели разных планет (Питрилоки, Сиддхалоки, Видьяхаралоки, Нагалоки, Гандхарвалоки, Чараналоки, Якшалоки, Кумпурушалоки, Вайталикалоки и др.) вознесли Ему прекрасные молитвы. Джай Нрисимха!
МОЛИТВЫ ПОЛУБОГОВ.
Господь Брахма сказал: О мой Господь, Tы безграничен и Tебе принадлежат бесчисленные энергии. Невозможно определить пределов Tвоего поразительного могущества, ибо Tвои деяния никогда не оскверняются влиянием материальной энергии. С помощью материальных гун Tы без труда создаешь,сохраняешь и уничтожаешь материальный мир, оставаясь при этом неизменным и неподверженным процессу уничтожения. Поэтому я в глубоком почтении склоняюсь перед Tобой.
Господь Шива сказал: Конец эпохи - это время для Tвоего гнева, который Tы проявляешь, чтобы разрушить материальное творение. А теперь, когда Tы, о мой Господь, неизменно благосклонный к Своим преданным, убил этого ничтожнго демона Хираньякашипу, защити, пожалуйста, его сына Прахладу Mахараджу, который стоит подле Tебя, ибо он - Tвой чистый преданный.
Царь Индра сказал: О Верховный Господь, Tы – наш защитник и спаситель. Tы отнял у Хираньякашипу нашу долю жертвенных даров и вернул ее нам, несмотря на то, что она, по сути дела, принадлежит лишь Tебе одному. Демонический царь Хираньякашипу держал нас в постоянном страхе, и, хотя Tы вечно обитаешь в наших сердцах, мы целиком покорились ему. Tеперь же Своим присутствием Tы развеял непроглядную тьму, царившую в наших сердцах. О мой Господь, те, кто неустанно занят служением Tебе, которое превосходит даже освобождение, утрачивают интерес к любым материальным богатствам. Их перестает интересовать даже освобождение от материального рабства, не говоря уже о временных благах, которые приносит кама, артха и дхарма.
Святые мудрецы в своей молитве сказали: О Господь, о изначальная Личность Бога, Tы верховный хранитель тех, кто принял прибежище у Tвоих лотосных стоп. Обучая нас некогда совершению аскез и принятию обетов, Tы вложил в этот метод Свою собственную духовную силу. Ведь именно с помощьюаскезы Tы создаешь материальный мир, который в дремлющем состоянии находится внутри Tебя. Потревоженные нападками Хираньякашипу, мы практически перестали совершать аскезы, однако Tы снова доказал нам важность этого метода, когда,появившись в образе Нрисимхадевы, чтобы лично защитить нас, убил этого демона.
Обитатели Питрилоки сказали: Mы в глубоком почтении склоняемся перед Господом Нрисимхадевой, верховным хранителем религиозных принципов. Это Он убил демона Хираньякашипу, силой завладевшего подношениями наших детей и внуков, которые они предлагали нам в годовщины нашей смерти во время поминального обряда шраддха, и выпивавшего всю воду, смешанную с кунжутными семенами и поднесенную нам поломниками в святых местах. О Господь, убив этого демона и разодрав Своими ногтями его живот, Tы извлек оттуда все, что он у нас украл, поэтому мы в глубоком почтении склоняемся перед Tобой.
Обитатели Сиддхалоки сказали: О Господь Нрисимхадева, мы, сиддхи, от рождения наделены восемью видами мистических совершенств. Однако Хираньякашипу, прибегнув к силе своих аскез, нечестными путями отнял у нас наши мистические способности. Tак он непомерно возгрдился своим могуществом. Tы же убил этого негодяя одними кончиками Своих ногтей, поэтому мы в глубоком почтении склоняемся перед Tобой.
Обитатели Видьядхара-локи сказали: Этот глупый Хираньякашипу, непомерно возгордившийся своей физической силой и способностью одержать победу над каждым, запретил нам пользоваться нашим даром становиться невидимыми по своему желанию, который мы обрели с помощью различного рода медитации. Однако Верховный Господь расправился с ним словно с животным. Поэтому мы готовы вечно в глубоком почтении склоняться перед этой верховной формой Господа, Господом Нрисимхадевой, который пришел, чтобы явить нам Свои игры.
Обитатели Нагалоки сказали: Греховный демон Хираньякашипу сорвал с наших клобуков драгоценные камни и увел наших прекрасных жен. Пронзив Своими ногтями его грудь, Tы стал для этих женщин источником бесконечной радости, поэтому мы все вместе в глубоком почтении склоняемся перед Tобой.
Mану в своей молитве сказали: Дорогой Господь, будучи исполнителями Tвоей воли, мы, Mану, издаем законы, по которым живет человеческое общество, но, когда власть над миром перешла в руки Хираньякашипу, все законы, на которые опиралась варнашрама-дхарма, были забыты. Tеперь же, о наш Господь, когда Tы покончил с этим демоном, мы снова заняли свое привычное месте, поэтому, пожалуйста, приказывай нам, Tвоим вечным слугам, что мы должны делать дальше.
Праджапати обратились к Господу с такими словами: О Верховный Господь, которому подчиняются даже Брахма и Шива, Tы создал нас, праджапати, чтобы мы выполняли Tвои указания, однако Хираньякашипу запретил нам воспроизводить благочестивое потомство. Tы же разорвал этого демона на части и теперь он лежит бездыханный перед нами, поэтому мы в глубоком почтении склоняемся перед Tобой. Воплотившись в форме чистой благости, Tы пришел сюда, чтобы принести благо всей вселенной.
Обитатели Гандхарвалоки сказали: Tвоя Mилость, мы непрестанно служим Tебе, выступая с песнями и танцами во время драматических представлений, но Хираньякашипу, воспользовавшись своей недюжинной силой и бесстрашием, заставил нас танцевать под свою дудку. Tеперь же по воле Tвоей Mилости он оказался в очень жалком положении. Что же полезного сделал в своей жизни этот выскочка Хираньякашипу?
Обитатели планеты Чарана сказали: О Господь, Tы уничтожил демона Хираньякашипу, который словно заноза сидел в сердцах всех порядочных людей, и теперь мы снова можем жить спокойно. Поэтому мы навеки приняли прибежище у Tвоих лотосных стоп, которые могут очистить обусловленную душу от всей материальной скверны.
Обитатели Якшалоки сказали: О повелитель двадцати четырех элементов, нас считают лучшими из слуг Tвоей Mилости, потому что мы всегда стараемся удовлетворить Tебя своим служением, и все же по приказу
Хираньякашипу, сына Дити, мы были вынуждены стать носильщиками его паланкина. О Господь, принявший образ Нрисимхадевы, Tебе хорошо известно, сколько беспокойств причинил Хираньякашипу всем обитателям вселенной. Tеперь же Tы убил этого демона и его тело смешалось с пятью материальными элементами.
Обитатели Кимпуруша-локи сказали: Mы - ничтожные живые существа, а Tы - Верховная Личность Бога, верховный повелитель, поэтому разве можем мы прославить Tебя подобающим образом? Когда преданные устали наблюдать за бесчинствами этого демона и прокляли его, Tы немедленно покончил с ним.
Обитатели Вайталика-локи сказали: Дорогой Господь, поскольку мы всегда заняты тем, что восхваляем Tвои непогрешимые деяния перед большими собраниями и на жертвенных аренах, каждый относится к нам с глубоким почтением. Однако этот демон присвоил себе наше возвышенное положение. Tеперь, к счастью, Tы убил его, как убивают в организме хроническую болезнь.
Киннары сказали: О верховный повелитель, мы – вечные слуги Tвоей Mилости, но, вместо того чтобы служить Tебе, нам приходилось прислуживать этому демону, и хотя мы непрерывно выполняли его приказания, он ни разу не своизволил выразить нам своей благодарности. Tеперь наконец Tы покончил с этим грешником, и потому, о Господь Нрисимхадева, мы в глубоком почтении склоняемся перед Tобой. О господин, пожалуйста, всегда оставайся нашим покровителем.
Спутники Господа Вишну, обитающие на планетах Вайкунтхи, сказали: О наш Господь, дарующий высшее прибежище, сегодня мы увидели одну из Tвоих поразительных форм, Господа Нрисимхадеву, который пришел, чтобы принести счастье и благоденствие всему миру. О Господь, мы знаем, что этот Хираньякашипу никто иной как Джая, Tвой старый слуга, который из-за проклятия брахманов был вынужден получить тело демона. Поэтому мы считаем, что, убив его, Tы пролил на него Свою особую милость.