Выдержки из книги «Исторический роман от первого лица»

Когда Шри Чайтанья принял инициацию у Ишвара Пури, его стало не узнать. Гордый и высокомерный пандит, каким он был до этого, стал смиренным и почтительным вайшнавом. Его поведение приводило в изумление всех, кто с ним был знаком. Он вел себя весьма необычно. Находясь в трансе, Он постоянно спрашивал каждого вайшнава, которого встречал: «Где Кришна? Где Кришна?» Он плакал, не в состоянии что-либо объяснить. Что случилось? Каждый, кто Его видел, чувствовал себя весьма несчастным, но в чем причина, никто не мог понять.

Каждую ночь в шривасанге (во дворе дома Шривасы) собирались самые близкие преданные Господа. Здесь проводили санкиртаны. Никому не было позволено входить без приглашения. Во время этих санкиртан Шри Чайтанья являл, поражая всех, Свою истинную трансцендентную форму. Индивидуально для каждого, с учетом его взаимоотношений, Он представлял Себя в определенной инкарнации. Все инкарнации и игры Господа в зените Его славы находились в то время в руках Его чистых преданных.

Эти приватные собрания по ночам продолжались недолго, потому что Миссия Шри Чайтаньи была неописуемо велика. Она не ограничивалась узким кругом Его преданных и друзей. Совсем скоро Он организовал грандиозную санкиртану, в которой приняло участие несколько десятков тысяч человек. Это был трансцендентальный парад, прошедший по улицам Навадвипы.

Какое счастье видеть Шри Гаурангу и Шри Нитьянанду, танцующими в окружении последователей, которые в экстазе любви, как сумасшедшие, обнимают друг друга, хватая друг друга за ноги, осыпая свои головы пылью с лотосных стоп, катаясь по земле и ощущая экстаз безграничной любви в каждый настоящий момент!

Господь Чайтанья всегда наслаждается Своей санкиртана-лилой. Воспевая святое имя Кришны, Он танцует, очень красивый, блистающий, как расплавленное золото. Перед началом Его танцев преданные украшают Господа, предлагают Ему цветочные гирлянды, драгоценности и сандаловую пасту. Во время танцев, когда Он выкрикивает святое имя Хари, голосом, подобным раскату грома, все преданные, не в силах удержаться, начинают кричать вместе с Ним.

Своими экстатическими танцами Гаура-Натарадж сводит с ума всю вселенную. Его сильное тело трепещет в экстазе. Своей походкой, как у пьяного слона, и длинными руками Он смущает полубогов. Сладкой улыбкой, прекрасными, белее, чем цветок кунда, зубами Он гипнотизирует все живые существа. Его лицо излучает божественную любовь, когда Он повторяет: «Хари! Хари! Хари!» Просто слушая Его мелодичную киртану, жители Надии побеждают все несчастья.

Ни один день не проходит без санкиртаны. Шри Чайтанья не желает ничего, кроме воспевания святого имени. Ничто не доставляет Ему большего удовольствия, чем это. Поэтому, из всего, что бы ни существовало, Он предпочитает воспевание Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Обращаясь ко всем людям, Шри Чайтанья просит каждого: «Мои дорогие братья, погрузите себя в эту хари-наму, пение святого имени. Эта маха-мантра исполнит все ваши желания и принесет вам величайшее счастье и наслаждение!»

Господь инкарнирует в этот мир в форме святого имени, чтобы исполнить Свои удивительные игры. В вайшнавской литературе, которая представляет собой вершину теистической мысли, есть подробное объяснение этому. Материальный мир двойственен. Название или звук здесь является не более чем символом, обозначающим предмет или личность. Однако, Верховная личность Бога, который трансцендентен к материальной природе, вне этой двойственности. Господь - адвайта, Он неотличен от Своего имени, формы и деяний. Все, что с Ним связано, обладает духовной природой.

Шрила Бхактивинода Тхакур, духовный наставник в цепи ученической преемственности, учит поклонению святому имени, обращаясь к нему, как к Шри Харинаме Прабху. Он говорит, что имя Бога - это аватара Господа, называя Ее бессмертной обителью блаженства. Из безграничного сострадания и доброты Кришна являет Себя падшим душам в образе трансцендентного звука. Когда Нарада Муни, играя на вине, поет святое имя «Радхика-рамана», Он немедленно инкарнирует и являет Себя в киртане. «О Харинама, Ты принимаешь неограниченное число трансцендентальных образов и форм, такие, как сын мамы Яшоды. Ты - источник всех инкарнаций, так же, как и Сам Господь. О Харинама, благодаря Твоей сладостной воле, Ты появляешься во множестве инкарнаций. Пожалуйста, позволь Им увеличить любовь и привязанность к Тебе! Твоему имени поклоняется каждая его буква. О Господь, Ты проявляешь Себя в двух видах: вачья и вачака; вачья - это Твоя красота, полная знания и блаженства; вачака - это Твои святые имена, такие, как Кришна. Этот трансцендентальный звук - место отдыха всех душ. Вачака более милостива, она позволяет войти в Твои трансцендентальные игры. О Господь, одари меня Твоим святым именем».

Даже если человек совершает оскорбления Господа Кришны, но при этом, уважителен в своем сердце к Его имени, то, когда он воспевает: Рама! Кришна! Хари! - все оскорбления уходят, и он погружается в океан божественной любви, наслаждаясь расой. Тот, кто нашел прибежище у святого имени Господа, непременно обретет любовь к Господу и избавится ото всех оскорблений. У лотосных стоп Шрилы Рупы Госвами, Бхактивинода молит о привязанности и любви вачака.

В «Бхагавата-сандарбхе» Шрила Джива Госвами также описывает святое имя как аватару Господа. Он называет Имя самой сущностью Господа (нама-наминор абхедах). В «Падма Пуране» говорится:

нама чинтаманик кришнас чаитанйа раса виграхах
пурнах шуддха нитйа-мукто ‘бхиннатван нама-наминох

«Святое имя Кришны исполнено блаженства. Оно одаривает нас всеми духовными благословениями, для которых Кришна Сам - источник вечного наслаждения. Он источник всей расы. Его Имя не становится материальным и не утрачивает духовной силы. Оно не менее могущественно, чем Сам Кришна! Святое имя не оскверняется материальной природой. Поэтому не может быть и речи о том, что оно стало подвержено влиянию майи. Имя «Кришна» всегда трансцендентно и свободно. Оно не подвластно законам этого мира, потому что это - Сам Кришна».

Святые имена Бога бесчисленны. Их можно найти в любом языке, в любой религиозной традиции. Всеблагой (GOD), Всесильный (ELOHIM), Отец небесный (AWOON), Брахман, Параматма (Сверхдуша), Просветленный (Будда), Тот, кто дает жизнь (АЛЛАХ). Все эти имена Бога абсолютно чисты. Они могут очистить душу от материального осквернения и даровать освобождение любому, кто их смиренно и внимательно повторяет. Метод повторения имени Бога рекомендуют все писания мира. В «Коране» (87.2) сказано, что «прославление имени Господа - наиболее возвышенно». В «Новом завете» (Послание к римлянам, 10.13) - «Призвавший имя Бога спасется!» В учении Будды - «каждый, кто обращается к Моему имени, придет ко Мне после смерти». Таким образом, именам Бога нет числа, и все они обладают абсолютной природой Самого Бога. Имя (нама), и тот, кто им обладает (нами), идентичны. Из всех форм Господа Вишну считается, что Кришна и Рама - пурна (наиболее полные), и правастха (самые важные). Эти два изначальных имени Бога входят в маха-мантру, которая рекомендована для блага всех людей, живущих в Кали-югу. В «Кали-сантарана Упанишад» есть история о том, как в конце Двапара-юги Махариши Нарада, пересекая вселенную, спросил ее творца, Брахму: «О великий, будь добр, скажи мне, как избавиться от тлетворного влияния века Кали и пересечь океан майи?» «Это хороший вопрос, - сказал Брахма, - для блага всех людей вселенной, я отвечу. Люди в Кали-юги смогут избежать влияния века Кали, если станут повторять имя Бхагавана Нарайаны». Нарада спросил: «А какое имя?» И тогда Брахма (Хираньягарбха) дал ему маха-мантру: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Эти шестнадцать имен Бхагавана Нарайаны смоют всю грязь Кали. Изучив все Веды, человек не сможет найти метода более возвышенного, чем повторение Харе Кришна мантры. Эти имена способны устранить невежество, покрывающее душу.

Затем Верховный Брахман явил Себя подобно солнцу, рассеивая тьму своей лучезарностью.
«Господь, есть ли какие-то правила для повторения святых имен?» - спросил Нарада. Господь Брахма отвечал: «Нет никаких строгих правил и ограничений для воспевания имени Господа. Не имеет значения, чист брахман или не чист, через произношение мантры он сразу же достигает любого из четырех видов освобождения (салокья и т.д.). Тот, кто повторяет мантру из 16 имен Господа три с половиной крора, освобождается даже от греха убийства брахмана. Он очищается от всех грехов: прелюбодеяния, кражи золота и других. Он очищается и от оскорблений, которые совершал при исполнении своей дхармы. Эта маха-мантра, которую явил Господь Брахма, имеет ряд неоценимых достоинств: она содержит два наиболее важных имени Бога - Кришна и Рама, которые черезвычайно могущественны; Господь Шива объяснил важность имени Рама своей жене Дурге: «Когда я повторяю имя Рама, Рама, Рама, то наслаждаюсь великолепием звука. Одно святое имя Рамачандры равносильно тысяче имен Господа Вишну». (Падма Пурана, Уттара-кханда, Брихад-вишну-сахасранама-стотра, 72.3.35) Но имя Кришны еще более славно: «Результат от повторения трех тысяч имен Вишну можно достичь только одним повторением имени Кришна!» (Брахманда Пурана, Лагху-бхагаватамрита, 5.354)

Имена Рама И Кришна наиболее могущественны: раманте йогино ‘смин ити рамах. Рама означает «тот, кто дает наслаждение йогам». Имена Рама, Баларама и Сам Кришна - означают «Радха-рамана» - тот, кто доставляет удовольствие Шримати Радхарани. Кроме этого, другое определение приводится в «Падма Пуране»: «Абсолютная Истина (парам брахма) называется Рама, потому что она является источником наслаждения трансценденталистов, которые достигли высшей цели - ананда». (Падма Пурана, Сатанама-стотра 8 Мадхья 9.29)

Этот стих иллюстрирует необыкновенное могущество Шри Кришны. Карсати йогинам манамси ити Кришнах «… Кришна означает, «тот, кто привлекает сердца йогов». Другое значение есть в Махабхарате. «Слово «криш» указывает на привлекательность бытия Господа (бху), «на» означает духовное наслаждение. Когда «криш» соединяется с суффиксом «на» получается слово «кришна», которое означает «всепривлекающий». Это указывает на Абсолютную Истину (парам брахма). «Харе» означает «тот, кто крадет сердца йогов». (Удийога-парва, 71.4; Мадхья 9.30) «Хари уничтожает грехи людей, даже когда они со злостью произносят это имя, так же, как огонь жжет, даже когда его касаются случайно».

Другое значение маха-мантры также очень специфично. Оно обретает смысл за счет имени Харе, которое в форме Хара означает Шри Радху, само воплощение сострадания Господа. Поэтому маха-мантра является своего рода обращением к милости Господа: «О Господь, О божественная энергия Господа (Шримати Радхарани), пожалуйста, займи меня в служении Тебе».

Таким образом, имя Господа полностью чисто. В этой молитве нет ничего меркантильного. Она пришла из духовного мира вместе с Самим Господом, Шри Чайтаньей Махапрабху. Обращение к состраданию Господа из желания обрести према-бхакти, преданное любовное служение, делает Его доступным для обусловленной дживы в этот век Кали.

Когда 500 лет назад, в 1486 году, в месяце Бхадра (февраль), в день лунного затмения, что является очень благоприятным знаком, явился Шри Чайтанья, в этот день все благочестивые индусы совершали омовение в священных реках, таких, как Ганга и воспевали благоприятные случаю мантры. В ответ на это Господь явил себя в Навадвипе. Воспевание Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе стало причиной Его явления. Вначале появилось Святое Имя. За ним последовал и Сам Господь. Подобно этому, если человек воспевает святое имя без оскорблений, Господь немедленно явит Себя в его сердце. Желая одарить своей милостью все живые существа, это сладостное имя «Кришна» пришло в этот мир, подобно солнцу на небосклоне нашего сердца, чтобы рассеять тьму порожденную невежеством. Санкиртана - это лила Господа.

Метки:

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.