ДУХОВНЫЙ “БЕСПРЕДЕЛ”. Цикл лекций Мурали Мохана Махараджа в клубе интелектуалов. Нью-йорк. 1.10.2013

Сократ  (ок. 469 г. до н. э., Афины - 399 г. до н. э.,) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, его личности. Это  поворотный момент в античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями Сократ направил внимание философов на важное значение человеческой личности (другими словами - души). Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа  философское мышление впервые обращается к себе самому, исследуя “Я”, которое в санскритской терминологии называю атма-джива. Позже  “представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.

Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы переливать из пустого в порожнее, став  ораторами, но чтобы стать благородными людьми.

Сократ считал, что “благородные люди” смогут управлять государством без участия философов, защищая истину, поэтому принимал активное участие в общественной жизни Афин. Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада, воспитанника его друга Перикла, спас его жизнь в бою, но отказался принять в благодарность дружбу, поскольку считал телесные отношения и любовь следствием деятельности души (кармы). В 399 г. до н. э.  Сократу было предъявлено обвинение  в том, что “он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество”. Как свободный гражданин мира, Сократ сам принял яд (цикуту).

Сократ излагал свои мысли в устной форме; до нас дошли содержания его бесед в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта можно решить, что философия Сократа не известна в полном объеме.

Используя метод диалектических споров, Сократ  сделал поиск Абсолютной истина  основным занятием человека разумного. Он четко провел грань  между духовными процессами и материальным миром,  Сократ акцентировал своеобразие сознания, сравнивая с материальным бытием, става одним из первых, осознав себя свое истинное “я”, как отличное от материального тела.  Он  раскрыл сферу духовного мира как самостоятельную реальность, не зависимую от материального тела и ума, провозгласив приоритет  души над телом.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из трансцендентного знания, которое  может способствовать развитию  интеллекта.

Многие его высказывания, традиционно  называются  “парадоксальными”. Например:

“           Никто не желает зла.

“           Никто не делает зла по своей воле.

“           Добродетель - это знание.

“Сократовыми парадоксами” также можно назвать  его высказывания: “Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого”.

Сократический метод познания сводится  к “искусству повивальной бабки” (майевтика); Это метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получившим название “сократовской иронии”. Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память, а своих учеников приводил к истинному суждению через диалог.

Суд над Сократом

Когда друзья хотели его похитить из тюрьмы, он не согласился и, кажется, даже посмеялся над ними, спросив, знают ли они такое место за пределами Аттики, куда не было бы доступа смерти. Когда его ученики спросили, что нам делать с Вами после смерти? Он ответил: “Сначала поймайте меня”. Он был личностью самопознавшей себя, как душу, отличную от материального тела,  вечную, исполненную знания и блаженства.  Другой не менее известный философ, Биант Приенский, сказал: Все свое ношу с собой.

Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть.  По мнению Сократа, освобождению душа философа не противится. Только философ спокоен пред ликом смерти. Он смотрит ей в глаза и, переступив через ее голову, входит в мир вечного бытия, знания и блаженства.  Человек, осознавший свое истинное я становится недосягаем для смерти.  Интеллектуалы и эмпирики теряются в догадках при встрече с такой личностью. Того, кто познал себя как душу и занят чистым преданным служением Кришне, невозможно подкупить или запугать. Он становится неуправляем. Материалистов этот духовный “беспредел” совершенно сбивает с толку. Тот, кто нашел прибежище в философии сознания Кришны, в нем нет страха  перед неотвратимостью судьбы. Такой человек уже при жизни победил смерть, и оставляя свое нынешнее тело, он возвращается в свой истинный духовный дом, где его семья, друзья - все любят Кришну. Как сказано в Гите на этом пути вечной удачи нет потери, и для  любого человека, даже незначительное продвижение  защитит от  многих видов страха. Любые доводы так называемых интеллектуалов рушатся, как карточный домик, столкнувшись с тем, кто познал себя  и посвятил чистому преданному служению Абсолютной истине, в высшем проявлении которая является Верховной личностью Бога, Шри Кришной.

Метки:

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.