Христианство и рынок
В Клубе интеллектуалов www.maxpark.com появилась статья Дмитрия Шелина «Христианство и рынок». Мы попросили Мурали Мохана Махараджа прокомментировать ее. Импровизируя, мы облекли комментарий в форму диалога.
ДШ: Человечество выработало рынок – среду для обмена благами по схеме товар-деньги и деньги-товар. В этом принципе заложена идея труда и вознаграждения за труд, или «кто не работает, тот да не ест» (ап. Павел). Иначе, чем через труд, блага не доступны человеку, и необходимость в благах вынуждает любого человека трудиться ради этих благ.
МММ: В действительности: это не факт, что якобы «кто не работает, тот не ест». Это Ваше утверждение нетрудно оспорить. Есть много живых существ, которые ничего не производят, но едят. Птички не сеют, не пашут (в животном царстве нет экономических проблем). Но надо заметить, что и в человеческом обществе преобладающее большинство людей ничего не производят и только потребляют. Это и дети, и старики, и ученые теоретики, философы и правительство, и люди, занятые в сфере обслуживания.
Экономические проблемы созданы искусственно человеком, который занят тем, что пытается разрешить проблемы, при этом, создавая новые. Решая одну, он создает десятки, сотни и тысячи других. Как шелкопряд, который из собственной слюны плетет кокон и в результате сам оказывается в нем, так и человек работая ради удовлетворения своих материальных чувств, привязывается к плодам своего труда и попадает в зависимость от результатов своей деятельности (кармы). В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Эта Моя материальная природа (которая является производной низшей энергии) действует под Моим надзором….» (Бх.г.9.10). На самом деле живое существо (душа) не совершает никакой работы. Оно просто посажено в машину, сделанную Кришной из материальной энергии (Бх.г.18.61), и Сам Кришна, как Параматма, управляет ею и поддерживает все живые существа, предоставляя им все необходимое для жизни (Катха Уп. 2.2.13). Говорят, Бог даст день, так даст и пищу. Тело не больше одежды…. И лилия цветок одного дня, но и ее Господь одел и приукрасил. Основная проблема в том, что человек возомнил себя Богом, творцом и наслаждающимся. Люди пытаются установить господство над материальной природой, пытаясь эксплуатировать ее ресурсы ради удовлетворения своих животных потребностей в еде, сне, сексе и обороне.
ДШ: Это материальная зависимость приобретения благ от труда. С другой стороны, Господь в притче о талантах показывает, что каждому человеку даются от рождения способности, каждому в своей мере и количестве, которые человек обязан вложить в дело своей жизни, чтобы их приумножить и развить, усовершенствоваться. Эти таланты даются не просто так: во-первых, с их помощью человек самоопределяется в социальном и профессиональном разделении труда и зарабатывает на хлеб насущный себе и своей семье: во-вторых, этими способностями и навыками человек производит блага для других людей, чтобы они могли разрешать свои проблемы эффективно; в-третьих, плоды и достижения труда и его совершенствования вносят вклад в культуру человечества и ноосферу; в-четвертых, через совершенствование в труде всякого рода совершенствуется сам человек, его интеллект, чувства, тело и дух.
МММ: Отнюдь, Бог дал человеку способности и таланты (тело, ум и дар речи), только для того, чтобы он мог проявить свою любовь к Богу, посвятив себя чистому преданному служению, которое имеет целью удовлетворение САМОГО БОГА! Такое преданное служение должно быть постоянным и немотивированным. Оно способно полностью удовлетворить потребность души (Ш.Б.1.2.6). О материальном благополучии не идет речь, потому что оно естественным образом сопутствует тому, кто служит Богу. Достижение освобождения от круга рождения и смерти и развитие любви к Богу - вот цель человеческой жизни. В человеческой форме жизни чувственные наслаждения не предусмотрены. Поэтому существует так много ограничений. Мораль, этика и религия ограничивают нас, регламентируя прием пищи (посты для мясоедов), призывая бодрствовать в духе, добровольно принятие ограничений тела и ума (например, сексуальное желание, ограничивая его браком и возлагая ответственность за воспитание потомства в сознании Бога); распределение благ, устанавливая право собственности и самосохранение; никто не должен посягать на жизнь, как человека, так и животного, потому что никто, кроме Бога, не способен нам ее дать.
ДШ: Таким образом, труд и труд совершенствующийся необходим человеку для личностного роста и развития, а вынуждающей силой служит рынок и необходимость в благах для поддержания жизни и её развития социуме. Если человек свободно это принимает и понуждает сам себя трудиться тем трудом, к которому он способен, то он получает взамен необходимые блага и решает собственные проблемы.
Христиане – такие же участники рынка, как все. Что отличает христиан от нехристиан? Отношения. Вера. Поступки. Вера христиан задает определенную матрицу отношений ко всему: к себе, к людям и миру сквозь призму отношения к Богу. Эти отношения закреплены Господом в заповедях. И если целью бизнеса, как субъекта и объекта рынка является стяжание денег, то целью христианина является стяжание благодати Духа Святого. Поэтому закономерен вопрос: насколько продуктивным будет участие христиан в рыночных отношениях и бизнесе, чтобы не отпасть он цели христианской жизни? Можно ли выстроить такой бизнес, которые не противоречил бы этой цели христиан?
МММ: В данном случае, обсуждая вопрос бизнеса для христианина, как и не для христианина, следует отметить, что это выбор, который делает каждый человек, как обеспечить свое материальное существование. В «Бхагавад-гите» Кришна называет это ягьей.
Есть много людей, которые тяжело работают, но все мимо денег. А есть такие, которые не работают вообще и сладко живут – они уже родились богатыми. Необходимо понять, что тяжелым трудом, к Вы призываете, можно заработать только горб, но благочестивой деятельностью большие состояния. Так действует закон кармы.
В данном случае в настоящее время религия – это большой бизнес. Самые большие финансовые потоки вращаются в сфере благотворительности и религии. Отец сайентологии, Рон Хабборт, сказал: «Если хочешь стать богатым, придумай религию». В настоящее время люди изощряются и придумывают религии, отстаивая право на свободу вероисповедания. Современное христианство, которое исповедуют в России и которое нам пытаются навязать как государственную идеологию и религию, сильно отличается от изначального учения Христа. Оно подобно носорогу, в которого выстрелил охотник. Душа уже ушла, а тело еще бежит.
ДШ: Начнем с определений: бизнес – это деятельность, целью которой является зарабатывание денег. Почему зарабатывание денег – цель бизнеса? Потому, что за деньги покупаются товары, с помощью которых мы все решаем свои проблемы: в пище, одежде, крове, образовании, здоровье и т.п. Без денег мы можем рассчитывать только на милосердие добрых людей, которые подадут нам милостыню в виде натуры или опять же денег. Имея достаточно денег, можно купить еды или одеться, а имея предостаточно денег, можно приобрести большее. Это очевидно.
Во все времена люди трудились и продавали свой продукт на рынке, чтобы потом приобрести что-либо на рынке. Деньги - это посредник, который ныне стал хозяином в умах людей. Но все же не деньги сами по себе есть цель бизнеса, а нечто другое.
Цель труда человека – это изготовление и производство благ для личного и общественного пользования с целью своего жизнеобеспечения. Зачем? Чтобы выжить и жить с избытком. Для чего человек зарабатывает деньги? Явно не для того, чтобы их складывать в копилку и не тратить ни копейки. Деньги потребны для приобретения на них необходимых благ для жизни тела, души и духа. То есть деньги – это вспомогательный товар, измеритель стоимости других товаров и играет промежуточную, посредническую роль в производстве и потреблении благ. Сами деньги нельзя употреблять в пищу, одеваться ими или с их помощью укрыться от непогоды. Схема рынка такова: производство благ – деньги – потребление благ. И так для всякого человека.
Проблема человечества в том, что производство благ – это созидательный труд, плоды которого выставляются на продажу, а потребление благ – это купля благ на рынке. Вторая часть этой схемы приятна и понятна и легка – имея деньги, на рынке можно купить практически всё. Но труд для многих – трудная и нежелательная цель. Легче просто как-нибудь, любым путем завладеть деньгами и покупать что угодно. Таким образом, преуспевает вторая часть в ущерб первой и он этого разбалансирования много проблем у людей.
Первичны блага для жизни, а не деньги. В конце концов, мы тратим деньги на то, что поддерживает нашу жизнь. Значит, цель бизнесмена и его бизнеса – это приобретение благ, необходимых для него или для его дела, и зарабатывание денег – это цель промежуточная. И если это цель промежуточная, то наверняка существует путь обмена благ с минимальным денежным участием.
Деньги – это мера стоимости благ. Надо же в каких-то единицах измерять стоимость благ! Деньги – как раз эта единица, причем универсальная. Но деньги ценны как информация о стоимости, а не как предмет материальный. На деньгах изображены числа – количественная характеристика стоимости благ. Это число и есть мера стоимости блага при его покупке. Значит, деньги, будучи товаром, имеют свойство быть информацией стоимости благ. Деньги – это информационный товар, способный бесконечное число раз клонироваться и копироваться (печататься на станке) с различными числами на их купюрах. Это свойство денег приводит к инфляции, а складирование их в банках создает дефицит в деньгах и повышает спрос на них, что ведет к повышению их рыночной стоимости и понижению покупательной способности.
Если деньги – высшая цель бизнеса, то бизнес будет стремиться копить капиталы, тем самым выводя деньги из рынка. Это путь к дефициту денег. Если высшая цель бизнеса – производство благ, то деньги будут работать как положено им.
Как ни думай, а без людей нет ни бизнеса, ни потребления, ни производства. Для чего работает бизнесмен? Чтобы решить свои проблемы. Для чего приобретает товар потребитель? Для решения своих проблем. Для чего трудится рабочий? Опять же – для решения своих проблем. То есть, целью экономической деятельности является решения проблем каждым участником экономических отношений. Конечно, хочется решать проблемы эффективно, то есть с наименьшими затратами труда и ресурсов и наибольшим качеством, ощутимым и удовлетворяющим желаниям человека, решающего свои проблемы. Но эффективность решения проблем – это сфера технологий и их прогресса.
Очевидно, что технологии развиваются в зависимости от насущных задач и проблем современности, и тот, кто создает более эффективную технологию, которая более привлекательна людям, тот становится конкурентоспособен. Значит, ключ к технологиям и их развитию лежит в области изобретательства и креатива. А креатив – это творческое начало в человеке, это личные таланты человека, который развил их тренировками и упражнениями до того уровня совершенства, при котором он делает прорыв в технологии труда и услуг, науки и техники, литературы и искусства, музыки и философии и т.п. Следовательно, развитие личных способностей лежит в основе успеха личности в социуме и экономике.
МММ: Согласен, однако личный успех определен кармой человека, его благочестивыми поступками (как то: религиозностью и благотворительностью), которые он совершил в прошлых своих воплощениях. Если отрицать реинкарнацию, то можно было бы обвинить всемогущего Бога в предвзятости, в особом расположении к одним и пренебрежением другими. Есть бедные, богатые, глупые и умные, мужчины и женщины…. Есть 8 400 000 форм и биологических видов жизни – великое неравенство существует в материальном мире, которое объясняется различного рода деятельностью. Что же по-вашему Бог к одним относиться лучше, а к другим хуже? Не следует низводить Бога до потребностей желудка и гениталий, а также делать из Него слугу, раба наших материальных потребностей, ставя Его в зависимость от нашего труда. Он трансцендентен ко всем материальным проявлениям, находясь за пределами материального мира, сферы наших потребностей и бизнеса, так называемого счастья и несчастья. Хотя Бог создал человека по Своему образу и подобию, однако не следует судить о Нем с позиции собственной ограниченности и некомпетентности. Не стоит переносить свой материальный опыт в сферу духовных отношений, которые трансцендентны и находятся за пределами возможностей познания, ограниченного несовершенством чувств (выключи свет, и собственной руки не увидишь) и ума.
ДШ: В чем, собственно, заключается христианский подход к бизнесу или рынку? Приведу слова из Евангелия: Ищите прежде Царствия Божьего и правды его, и все остальное приложится вам. И еще: не можете работать Богу и мамоне. Зарабатывать деньги любой ценой – это значит служить богатству, и человеческая личность становится лишь средством для добычи богатства или рабом, или потребителем. Когда мамона есть цель, то презирается живой и страдающий человек, попирается правда Божья о человеке. Но если цель – правда Божья, то бизнес ставит во главу угла пользу конкретному человеку и обществу в целом, которую он может оказать, а вознаграждение есть естественный способ благодарности за потраченные усилия.
Как мотивировать себя на труд во имя Царства Небесного? Думаю, можно взять за отправную точку притчу о талантах. Трудящийся человек может так ставить свою личную цель: быть эффективным менеджером своих личных талантов для того, чтобы эффективно решать свои проблемы и проблемы людей, организаций и общества, которым потребны плоды этих способностей, и через обмен (рынок) решать личные, семейные и общественные проблемы материального и нематериального характера.
МММ: Говоря о материальном и нематериальном характере деятельности, необходимо признаться самому себе, что большинство людей не обладают достаточной информацией и опытом общения с духовной энергией. Материальный мир познается через ощущения с помощью материальных чувств и разума; точно так же и духовный мир может быть познан через посредство духовных чувств и духовного разума. В духовном мире нет ни фабрик, ни заводов, и тех отношении, которые связывают нас в процессе производства и потребления, о которых Вы так подробно нас проинформировали. Там нет денег, которые служат мерилом наших усилий и эквивалентом успеха. Более того, такие чувства, как любовь к Богу не могут быть выражены ни в денежных единицах, ни в единицах меры, веса или энергии. Мы не можем купить ее ни за какие сокровища этого мира. Поэтому говорить с позиции обывателя о духовных предметах глупо. То, что лежит за пределами восприятия материальных чувств и возможностей нашего ума, трансцендентно и может быть познано, только на платформе чистого сознания.
ДШ: Я намеренно не акцентирую внимание на деньгах, т.к. они включены в понятие «проблемы материального характера». Потребности человека – далеко не в деньгах, как таковых, а в тех благах, которые на них приобретаются. Деньги – это промежуточное звено рыночной среды, а конечное потребление – это неденежные блага. Деньги являются вспомогательным товаром, которые не употребяются для жизнедеятельности организма, но служат информацией о мере стоимости благ.
Таким образом, появляется новая причинно-следственная связь в экономических отношениях: успех одного есть следствие успеха другого, против капиталистической: успех одного есть следствие поражения другого. В формуле «твой успех – мой успех» против «твое поражение – мой успех» заложена суть заповеди Христа: возлюби ближнего твоего как сам себя.
МММ: ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ - ВОЗЛЮБИ БОГА! И этому нет аналога. Потому что любовь к БОГУ САМОЦЕННА! Тот, кто любит Бога ни в чем не нуждается. Такая любовь проявляется в немотивированном преданном служении Богу. Вопрос о «ближнем» и «неближнем» не возникает, когда есть любовь к Богу. Эта любовь охватывает все и вся. Когда творишь милостыню, пусть твоя правая рука не знает, что делает левая…. А все остальное - это интерпретации, которые вошли в христианский догмат позже. КАК ТЫ МОЖЕШЬ ЛЮБИТЬ БОГА, КОТОРОГО НЕ ВИДИШЬ, ЕСЛИ ТЫ НЕ ЛЮБИШЬ СВОЕГО БЛИЖНЕГО, КОТОРОГО ВИДИШЬ? И далее рассуждения в том же духе, кто есть ближний и кто таковым не является. В конце концов, все сводится к тому, ТЫ ТРЕШЬ МОЮ СПИНУ, Я - ТВОЮ! И это называется любовь? Современное христианство – это просто бизнес, сделка, которую они заключают с Богом!
ДШ: Если я хочу блага себе, то я так же должен желать блага ближнему и способствовать этому благу делом. Значит, делание блага ближнему должно влечь и благо мне. То есть, содействие успеху ближнему влечет мой успех. То, что ближний платит за мои действия, это само собой разумеющееся правило рынка – за все нужно платить, чтобы не нарушался закон сохранения энергии. Обмен есть обмен, денежное или иное вознаграждение есть мена на прибретаемое благо и естественно. Ну а размер этого вознаграждения есть предмет обоюдного согласия двух сторон и не более того в рамках правового поля.
Очевидно, что экономическая формула «твой успех – мой успех» способствует снижению уровня разделенности в обществе, укрепляет социальные связи, сближает людей в созидательном труде и делает богаче всех участников рынка. А чтобы преуспеть, нужно управлять своими способностями и талантами, чтобы эффективно решать проблемы потребителей, то есть быть эффективным тружеником и стремиться к совершенствованию своей личности и своих способностей.
МММ: Говоря об успехе, необходимо признать единство всех живых существ, которые заключены в различные тела. Необходимо признать душу, как трансцендентную личность, отличную от материального тела и ума, существующую вне материальных форм и определений, которые относятся к материальному телу и не затрагивают душу. Как птичка, хотя может находиться в клетке, тем не менее, существует независимо от клетки, так и душа существует независимо от тела. Даже если клетка золотая, но согласитесь, что птичке на свободе лучше. Так и душе нет необходимости в материальном теле и всей деятельности связанной с поддержанием этого тела, которое обречено на гибель.
ДШ: Совершенствование своей личности и своих способностей есть дело самой личности и её свободный выбор. Совершенствование невозможно насильно, против воли самой личности. Да и сам процесс совершенствования требует волевого начала в личности, навыка усилия над собой, чтобы стать тем, кем не был ранее, взойти на ступенечку выше прежнего, стать на шаг ближе к идеалу. Само осознание потребности в самосовершенствовании актуализируется тогда, когда личность ощущает, что оно дает избыток жизни, избыток духовных сил, энергию для деятельности.
МММ: Что есть свобода? Для государства - это анархия, для ума – это безумие. Свобода заключается в свободе желать. Человек предполагает Бог располагает. Живое существо во всех отношениях зависит от Бога. В Гите Кришна говорит: «Каждый во всем следует Моим путем, и Я забочусь о каждом в той степени, насколько он предан Мне» (Бх.г.4.11).
ДШ: У нас, христиан есть Церковь и таинства, в которых мы берем взаймы у Бога благодать ровно столько, сколько можем вместить, кто 5 мер, кто 2, а кто одну. Мы берем взаймы силу жизни, Духа Божьего, соединенного с человеческой природой во Христе и вкладываем эту силу жизни в дело, т.е. в нашу человеческую деятельность, как то: семейные отношения и дела, работа на предприятии, общественная работа, служба и т.п., всякая наша деятельность. Соединенные с молитвой, эти дела усваивают силу жизни в нашу природу и нашу деятельность, освящая их. И эта сила жизни дает плод – мы можем творить больше, тоньше, качественнее, добрее. Мы начинаем ощущать нюансы работы, отношений, наше внимание утончается, решаются те проблемы, которые раньше не решались, возникают новые и т.д. Эти плоды благодати в нас есть та прибыль, которую мы заработали для Бога: на 5 мер дали еще 5 мер, на 2 – 2, на одну – одну. Но Бог нам же и отдает то, что мы преумножили: к пяти мерам прибавляет наши пять, к двум – две, к одной – одну. То есть все данное и умноженное слагаются вместе и остается у нас, но уже в новом качестве, а именно: мы ради верности в малом становимся владельцами 10 городов, другой – 4-х, иной – 2-х. Только ленивые закапывают свои таланты в землю и лишаются всех благ.
МММ: Как на торгах…. В данном случае пример не совсем удачный. Отрицая существование трансцендентной души и Бога, христиане отрицают и саму жизнь. ДУША ИДЕАЛЬНА, ей не надо развиваться. Она совершенна, но как часть целого, ее потенции ограниченны. Сознание – это признак души. Кришна обладает высшим сознанием, душа ограниченным. Кришна, как Параматма, сознает все тела, пребывая в каждом теле и в ядре каждого атома, а душа может сознавать только данное тело, в котором находится. Все исходит из сознания, которое является признаком жизни, души в теле. Материальный мир – это проявление низшей, материальной энергии Господа, а духовный – высшей, духовной. Живое существо (душа) занимает пограничное положение между материей и духом. Кришна же является источником всего сущего (материи и духа). Все берет начало из одного источника, который по определению Веданты есть Абсолютная истина, Верховная личность Бога, Шри Кришна (Б.с. 5.1). Ишвара парамах кришна… Его тело сат- чит-ананда, вечное бытие, исполненное знания и блаженства. Кришна - причина всех причин и Ему нет причины. Таково определение Бога. Говорят: «Бог – Отец». Да, но живое существо не рождается и не умирает. В отличие от Верховной личности, оно имеет материальное тело и, отождествляя себя с ним, подчиняется законам материальной природы. На основании материального тела у нас есть материальный отец и мать, и сами в свою очередь мы можем стать отцом или матерью для кого-то. Но у Бога нет Отца и матери. Даже когда Он приходит в материальный мир, то воплощается в своем изначальном, духовном теле. Он не меняет тело как обычное существо. Его тело и Он Сам трансцендентны ко всем определениям. Бог - причина всех причин, и Ему нет причины. Он – источник всего богатства, силы, красоты, знания, отречения и славы. При встрече с Богом ни одно существо не устоит, чтобы не предаться Ему и служить с любовью. Таково определение Бога.
ДШ: Я хочу сказать, что притча о талантах говорит о тайне личности, раскрывает алгоритм действия благодати в человеке, который, употребляя труд, умножает данную ему силу жизни и становится хозяином своих способностей, которые он развил из данного запаса сил и талантов. Став хозяином своих личных сил, личность может управлять Большим – целыми городами, соответствующими этим силам, под которыми разумеются организации людей и предприятия.
МММ: Сделаем оговорку: ЛИЧНОСТЬ – это душа, а тело – это инструмент для удовлетворения желаний души. Душа трансцендентна ко всем определениям, также как и Бог. Бог не христианин и не индуист. Бог есть Бог. Также и душа есть душа. Не существует различий между душой, помещенной в христианское тело или в тело индуса, мусульманина, животного или полубога.
ДШ: В самом деле, многие специалисты стали предпринимателями в тех областях, в которых они были профессионалами: врачи стали ИП в медицине, программисты – стали фирмами по ПО, преподаватели учреждают УЗ и т.д. Конечно, нужно много сил для того, чтобы стать и быть предпринимателем, и кто умеет умножать их, тот и становится. И предприятие делается по профилю талантов его основателя, т.е. именно в этой области он и преуспел как специалист. Чем больше дано личности и преумножено ею, тем шире может стать деятельность её будущего предприятия.
Христианская деятельность – это деятельность внутренняя, это процесс работы над своей душой.
МММ: Душа представляет собой личность, которая использует тело, данное Богом, для удовлетворения своих желаний. ДУША ВЕЧНА И НЕИЗМЕННА. Она подобие Бога, поэтому совершенна, и ей не нужно совершенствоваться или развиваться.
ДШ: Утончение души путем развития её способностей на фундаменте учения Христа и Церкви и есть собственно христианский путь. Ощущение жизни дает именно душа, и избыток жизни есть избыток ощущения души, тот самый внутренний рай, который есть Царство небесное внутри нас. Развитие души должно идти равномерно, иначе перекос в какую-нибудь стороны неизбежно даст крен зданию и оно развалится. Все молитвы христиан пропитаны смирением перед Богом, смирение есть надежный цемент для возводимого храма внутри человека. Способности души – это её чувства, интеллект, словесность, волевое начало и способность действовать, а также интуиция, которым человек ощущает неосязаемое органами чувств. Интегральное развитие души в общении со Христом и во Христе преображает душу и делает её способной для Богообщения и жизни в будущем веке.
МММ: В «Бхагавад-гите» сказано, что душа не претерпевает изменений, она вечная, не рожденная, она не умирает, как материальное тело. Поэтому вопрос о развитии души не стоит. Развивается только то, что материально. Для постижения трансцендентного (применительно к духовной жизни) следует отбросить мирскую логику (описание души приведем ниже в примечании).
ДШ: Для такого развития потребна целая жизнь. Развитие души подобно выращиванию дерева из малого зерна, а плодоношение души – это дела, которые делает душа. Добрые дела – добрые плоды, худые дела – худые плоды. Душа как древо, познается по плодам, т.е. по делам. Поскольку дела наблюдаемы, а душа – потемки для посторонних, то мы можем управлять состоянием души путем соотнесения наших дел с эталоном - заповедями и худые ветки дерева отсекать в покаянии, а добрые ветки удобрять упражнениями в добрых делах.
МММ: Мы приводим аналогии и пытаемся объяснить духовный мир с помощью притч. Поскольку он представляет реальность, в то время, как материальный мир есть его отражение. В отражении нет реальности. Так и в этом мире нет реальности. Вечная жизнь, знание и блаженство - это природа души, нашего истинного «я». Аналогии, которыми мы пользуемся и библейские притчи – это всего лишь слабая попытка представить духовный мир. Истинное познание его начинается с осознания своего «я», как отличного от материального тела и ума.
ДШ: Упражнения в делах – это инструмент, с помощью которых приобретаются привычки, условные рефлексы. Можно привыкнуть что-то делать, привыкнуть что-то не делать – человек ко всему может привыкнуть, так как у него есть адаптивная функция организма. Поэтому эту адаптивную способность целесообразно использовать благоразумно – для тренинга в добрых делах и истиранию из себя злых дел. По-моему, в этой аскетической деятельности над своей душой и заключается смысл покаяния.
Чтобы изменить привычки, которые въелись в нашу природу от предков на уровне генетики, одними личными усилиями невозможно. Надо менять генетику в себе самом, а как это сделать, если я уже родился и живу? Не родит же меня мама обратно. Нужен инструмент, с помощью которого можно поменять мои привычки во время моей жизни. Кто это может сделать?
Это могут сделать двое – я и Бог. Я просто могу позволить Богу исцелить меня, а сам буду выполнять Его врачебные рекомендации для выздоровления. Все болезни вытекают из неправильного образа жизни, т.е. неправильных поступков, неправильного мышления и неправильного отношения, причем неправильность эта – с точки зрения Бога, т.к. Он написал правила жизни.
МММ: К этому стоит добавить, что религия - это закон Бога. Нет смысла обсуждать закон, ему нужно следовать. Закон необходим для преступника. Он ограничивает его свободу. Но там, где существует согласие и любовь, в законе нет необходимости. Религия, в большей или меньшей степени, - это мораль и этика, которые являются компиляциями ума, определяющие понятия добра и зла присущи материальному миру двойственности. Нет смысла говорить о добре, если нет зла и, наоборот, нет смысла в понятии зла, если нет добра.
Духовный мир располагается по ту сторону добра и зла, греха и святости. Если человек не признает трансцендентную душу и Бога, то все его усилия и водоворот активности на поприще благотворительности и религии, экономики, политики и пр. – подобно украшению мертвого тела.
Со смертью тела всему приходит конец. Умирают и праведники и грешники. Христианская мораль хороша, но христианская теология, никуда не годится. Для одних рай, а для других вечный ад…. Но ад и рай - все это находится в материальном мире; то и другое имеет начало и конец. Следовательно, не представляет большой ценности. Все, что кем-то создано (ученым или даже Самим Богом) считается для последователя Вед иллюзией. Реально только то, что никем, никогда не было создано, например, душа, Бог и наши отношения с Ним.
КАК ВЫБРАТЬ РЕЛИГИЮ? По трем составляющим потребность души.
1) Насколько религия вечна;
2) Насколько она дает нам понимание или знание о Боге;
3) И насколько делает нас счастливыми.
Душа вечна, исполнена знание и блаженства. Поэтому каждый ищет вечного бытия (не хочет умирать и борется за существование), каждый стремиться обрести знание, отстаивая свою позицию, и каждый хочет стать счастливым.
Только тот, кто обрел чистое сознание и восстановил свои отношения с Кришной, способен помочь людям. Христос говорим: «Много, что есть сказать, но мало вместите». Исходя из этого утверждения, можно посоветовать честному христианину не останавливаться на достигнутом, отбросить сектантский подход к духовной жизни. Духовная жизнь – это не догма, написанная отцами церкви. Духовная жизни не статична, а динамична; она в развитии и в проявлениях трансцендентного экстаза трансцендентной души.
КОНЦЕПЦИЯ БОГОЦЕНТРИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
Если из одного центра провести концентрические окружности, то они никогда не пересекутся между собой. Точно также, если в центр поставить Бога, то интересы людей и других живых существ никогда не пересекутся. Человек велик своим идеалом; если идеал человека велик, то и человек велик. Что есть идеал? Это любовь к Богу. Источником этой трансцендентальной любви является Кришна. Он - источник вечного наслаждения. Поскольку имя Кришны неотлично от Самого Кришны, то, отбросив религиозные предрассудки, прославим Господа: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Повторяйте святые имена Господа Кришны и будьте счастливы!
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Подводя итог беседе, следует отдать должное автору статьи за детальное объяснение христианского догмата в сфере бизнеса, за его преданность и ученость. Но если отрицать существование вечной души, как трансцендентной личности, кармы и реинкарнации, если не признать Бога, как суперличность, который является причиной всех причин, то все изложенное выше с такой тщательностью мало, что стоит. Более того, оно лишает человека последней надежды, его страждущей души, на избавление от страданий и круговорота рождения и смерти. Со смертью тела мы оставляем свой бизнес, религию и красноречие. Даже безупречная логика, ученость и наша эрудиция меркнут перед лицом неизбежной смерти. Если мы отрицаем Кришну, то мы отрицаем и существование Бога. По словам Льва Толстой, если бы не было Кришны, то не было и самого понятия БОГ! Никто ничего вообще бы не знал о Боге.
Пока человек не задает вопрос: «Что есть Абсолютная истина? (другими словами, «Кто есть Бог?») - по сути дела, он еще не стал человеком. Он просто холенное животное, которое занято удовлетворением своих чувств. В большинстве своем такой человек обращается к религии исключительно ради удовлетворения своих животных потребностей в еде, сне, сексе и обороне. Свидетельством этому может служить недавний судебный процесс над «Бхагавад-гитой», которая является началом в познании Бога, представляющей сущность ведических писаний. К великому стыду великого русского народа не нашлось ни одного интеллектуала, выступившего против произвола власти тьмы и невежества. Как сказано в самой «Бхагавад-гите», это писание предназначено для праведных раджа-риши (правителей). Из этого следует, что в Правительстве дефицит праведных людей, которые могли бы представить закон Бога или, по крайней мере, отстоять тот, который, закреплен конституцией на право вероисповедания и свободы совести. В настоящее время совесть находится под большим давлением людей беспринципных и бессовестных, в руках которых находится и сама религия.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Можно отогнать мысль о смерти, но как препятствовать ей, как раз и навсегда избежать. Как сказал один философ, «лучшая участь не родится». Здесь мы приведем выдержки из «Бхагавад-гиты» о душе.
«Верховная личность Бога сказал: «Произнося эти слова, ты скорбишь о том, что недостойно горя. Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых» (2.11).
«Никогда не было так, чтобы не существовал Я или ты, или все эти цари; и никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил свое существование» (2. 12).
«Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское, а из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу» (2.13).
«Те, кто видят истину заключили, что несуществующее (материальное тело) – преходяще, а вечное (душа) – не претерпевает изменений. Они пришли к этому выводу, изучив природу того и другого» (2.16).
«Знай же, что то, что пронизывает все тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу» (2.17).
«Душа неразрушима, незрима и вечна, лишь тело, в котором она воплощается, подвержено гибели. Поэтому сражайся, о потомок Бхараты» (2.18).
«И тот, кто думает, что живое существо может убить, и тот, кто думает, что оно может быть убито, заблуждается, так как истинное «я» не может убить или быть убитым» (2.19).
«Для души не существует ни рождения, ни смерти. Она никогда не возникла, не возникает и не возникнет. Она – нерожденная, вечная, всегда существующая, изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело» (2.20).
«О Партха, Как может человек, знающий, что душа неразрушима, вечна, нерожденна и неизменна, убить кого-либо или заставить кого-либо убивать?» (2.21).
«Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное» (2.22).
«Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнем, смочить водой, иссушить ветром» (2.23).
«Эту индивидуальную душу нельзя разрубить, растворить, сжечь или иссушить. Она существуют всегда и везде, неизменная, недвижимая, вечно та же» (2.24).
«Душа невидима, непостижима и неизменна. Зная это, не следует скорбеть о теле» (2.25).
«Если же, однако, ты полагаешь, что душа (или симптом жизни) всегда рождается и навсегда умирает, все равно у тебя нет причины для скорби, о сильнорукий Арджуна» (2.26).
«Тот, кто родился, обязательно умрет, и после смерти обязательно вновь родится. Потому не следует предаваться скорби, исполняй свой долг» (2.27).
«Все сотворенное существует вначале в непроявленном состоянии, проявляется в промежуточной стадии и опять уходит в непроявленность после уничтожения вселенной. Так зачем же печалиться?» (2.28).
«Одни взирают на душу, как на чудо, другие говорят о душе как о чуде, иные слышат, что говорят о ней, как о чуде, но есть такие, которые, даже услышав о ней, не могут понять ее» (2.29).
«О, потомок Бхараты, тот, кто воплощен в этом теле, никогда не может быть убит. Поэтому не стоит горевать о живых существах» (2.30).
Осознав себя в качестве души и приняв служение высшей душе, Шри Кришне, душе всех душ, человек обретет бессмертие, избавившись от повторного рождения и смерти.
И то состояние бытия, о котором человек вспоминает в момент смерти, оставляя свое тело, он и получит, непременно. То есть мысли, или сознание человека в момент смерти определяют его следующее рождение (Бх.г. 8.6).
Ваш доброжелатель Мурали Мохан дас