ГОСПОДЬ БАЛАРАМА (лекция Мурали Мохана Махараджа в минском центре, храме Шри Шри Радхи Шьямасундары)
Шри Баларама - Верховная личность Бога. Он всегда является вместе с Кришной как Его старший брат. Шри Кришна Сам проявляет Себя как Баларама - вайбхава пракаша, различие которой состоит только в цвете тела - один темный, другой светлый. У Баларамы прекрасные волосы завязанные узлом на макушке, серьги в ушах, ожерелье из драгоценных камней, браслеты на руках и ногах, Он носит синие одежды. Баларама красив, Его лицо украшает тилак. Цвет Его тела, как белое осеннее облако, руки длинные, голос сильный. Его широкую грудь украшает гирлянда из лесных цветов. Духовный мир существует благодаря энергии Баларамы. Он - первая экспансия Кришны. Все формы Самого Баларамы черпают удовольствие и наслаждаются любовным служением Шри Кришне, помогая Ему организовывать трансцендентальные лилы. Кришна - экале ишварах кришна, ара саба бхритья, единственный, кому все принадлежит и кто всем наслаждается, все - Его слуги. В Рама-лиле Баларама служит как брат Рамы, Лакшман. В Гаура-лиле Он - Нитьянанда Прабху, который распространяет Движение санкиртаны. Баларама служит Кришне во всех пяти расах (шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья). В шанта-расе Баларама служит, представляя Себя как святая-дхама Враджа-Мандала. Все, начиная с короны на голове Кришны, одежды, Его постели и трона, украшений и пр. является экспансией Господа Баларамы. В дасья-расе иногда сочетаемой с сакхья-расой, а иногда с ватсалья-расой, Баларама защищает Кришну, а иногда дает Ему наставления. Баларама никогда не оставляет Кришну одного в лесу. Чтобы служить Кришне в мадхурья-расе, Он принимает форму Ананга-манджари, которая очень дорога Лалите и Вишакхе.
Однажды, когда гопи были погружены в печаль и тоску в разлуке с Кришной, Баларама, чтобы их развеселить, рассказал им прекрасную историю из лил Господа и потом стал повторять Его имена. Во время повторения Он непроизвольно поменял цвет своего тела, приняв цвет тела Кришны. Иногда Баларама доставляет интимные послания Кришны к гопи из Двараки во Вриндаван. Находясь во Вриндаване какое-то время (два месяца), Он проводит Свой раса танец на берегу Ямуны со своими подружками. Его гопи отличаются от гопи Кришны и никогда не смешиваются друг с другом. Если гуляя по Говардхану, Баларама видит множество золотых камней, Он думает: “О, это гуляет дочь царя Вришабхану (Радхарани), я не должен встречаться с ней”, и Он меняет свой курс. Аналогично этому, если Радхарани видит хрустальные камни, она думает: “О, это Баларама”. Она сворачивает и идет другой дорогой, избегая с Ним встречи.
***
Шри Кришна и Баларама, когда жили во Вриндаване, убивали демонов каждый день, и не по одному. Однажды Баларама попросил разрешения Кришны поменяться одеждой, на один день одеть Его одежду, взять Его флейту и перо. Кришна, который очень любит своего Брата, дал согласие. В это время демон Кеши, который принял образ коня, получил указание Камсы убить Кришну. “Как Кришна выглядит?” - спросил Кеши. “У Него в короне павлинье перо, и только Он играет на флейте”. В то время как Баларама прогуливался, наслаждаясь Своей лилой, неожиданно появился Кеши. Заметив в короне Баларамы павлинье перо и флейту в руках, он подскочил и ударил Его в грудь. Баларама упал. Удар был столь сильным, что мог уложить даже большого слона. Когда Баларама оправился, след демона простыл. На радостях демон поскакал к Камсе сообщить, что убил Кришну.
Вернувшись домой, первым делом Баларама пришел к Кришне и вернул Ему Его перо и флейту. Больше Он никогда впредь не просил их у Кришны. Он пошел к Рохини и уснул у нее на руках. А Кришна, водрузив свое перо на прежнее место и заложив флейту за пояс, отправился в деревню. Там Он встретил несносного демона Кеши и убил Его.
Без милости Баларамы невозможно обрести милость Шри Радхи-Кришны. Поскольку Баларама в Гаура-лиле - Нитьянанда, то без милости Нитьянанды невозможно обрести милость Чайтаньи. Поэтому, чтобы обрести прему к Радхе и Кришне во Враджа-лиле, Госвами Вриндаваны всегда молили Балараму-Нитьянанду, который никогда не принимает на свой счет никаких оскорблений.
Шри Вриндавана-дхама, поскольку является экспансией Баларамы, Его балы - духовного могущества и силы, очень милостива ко всем живым существам: растениям и деревьям, животным и птицам, насекомым и рептилиям. Любой, кто умирает, оставляя тело во Вриндаване, получает, по милости дхамы, освобождение.
***
Шрила Джива Госвами говорит, что согласно “Шримад-бхагаватам”, Гаргачарья в один день нарек именами Кришну и Баладеву, ходить Они начали тоже в один день, для них одновременно провели аннапрасану и все главные события их жизни проходили одновременно. Когда Мама Яшода и Рохини Мата положили Их в одну люльку, Кришна и Баларама были несказанно рады видеть друг друга.
Некоторые говорят, что Кришна и Баларама родились в Матхуре, но так думают обычные люди, а не расика и таттва-гья бхакты. – Говорит НАРАЙАНА МАХАРАДЖ. В “Шримад-бхагаватам” и “Хари-вамше” говорится, что Деваки - это другое имя Яшоды. Об этом говорится во множестве Пуран и особенно в “Хари-вамше”.
Кришна не рождался в Матхуре, Он там явился, как Вишну или Парабрахман, как шестнадцатилетний юноша. Он явился в Матхуре в облике Васудевы. У Него было четыре руки, в которых Он держал шанкху, гаду, чакру и падму У Него были длинные вьющиеся волосы, на голове красовался шарана мукут, золотая корона, а Его золотые украшения поражали великолепием. Бхагаван никогда не рождается. Но Кришна не просто Бхагаван, Он Сваям Бхагаван. Кришна, прежде всего, Враджендра-нандана, сын Нанды Махараджи и Он же арадхья, высшее Божество. Тад-дхама вриндаванам - Его обитель, Вриндаван, столь же почитаема, как и Он Сам. Господу Шри Кришне и Его Вриндавану оказывают равное почтение. Это учение Чайтаньи Махапрабху. Кришна - не сын Васудевы и Деваки. Если Он чей-то сын, то только Яшоды и Нанды Бабы. Враджеша-танаяс означает “Нанда Баба”. Наш арадхья-дева это Кришна, и родился Он в Гокуле.
Так же, как Кришна рождается в Гокуле, так и Баладева рождается только в Гокуле. У Деваки Он является как частичное проявление, но из лона Рохини, в Гокуле, как полное. Рохини была одной из жен Васудевы в Матхуре. В “Гопала-чампу” говорится, что когда Васудеву и Деваки заключили в темницу Камсы, Рохини приходила туда и служила им. В то время и она и Деваки забеременели. Изначальный и полный Баларама вошел в лоно Рохини, а в лоне Деваки было Его частичное проявление. Спустя два или три месяца, чтобы уберечь Рохини от грубостей Камсы, Васудева послал ее во Вриндаван, в дом Нанды Бабы и Яшоды. Вдохновила его на это йога-майа. Через шесть месяцев йога-майа перенесла частичное проявление Баладевы прабху из лона Деваки в Гокулу, в лоно Рохини, где оно слилось с изначальным Баларамой. Все думали, что у Деваки была неудачная беременность, но в действительности это частичное проявление Баладевы было перенесено в лоно Рохини. Как магнит притягивает железо, так и изначальный Баладева “притянул” Свою Собственную экспансию. Восемью месяцами позже Рохини родила сына, и если посчитать, получается, что Баладева был в ее лоне четырнадцать месяцев.
Баларама всегда считал и чувствовал Себя сыном Нанды Бабы, а не Васудевы Махараджа. Он никогда не считал, что Он сын Деваки и Васудевы. Мула-Санкаршана это Баладева в Двараке или Матхуре. Баладева в Гокуле или Врадже это не Мула-Санкаршана, между Ними есть определенное различие. С точки зрения таттвы между Ними нет разницы, но с точки зрения раса-вичара, сравнения на основе расы, Они отличаются друг от друга. Когда Кришна явился в Матхуре, это был не изначальный Кришна, а Васудева-нандана. Подобным же образом, когда в Матхуре явился Баладева, это был не Рохини-нандана, а Мула-Санкаршана. Как в Двараке, так и в Матхуре Он Мула-Санкаршана - частичное проявление Баладевы прабху. Из Баладевы появляется Маха-Санкаршана на Вайкунтхе, а из Него появляется Каранадакашайи Вишну. Из Каранадакашайи Вишну появляется Гарбходакашайи Вишну, а из Него, в свою очередь, появляется Кширодакашайи Вишну. Это завершающее проявление Маха-Санакаршаны. Все эти проявления служат Кришне, это их настроение.
Единство Баладевы и Кришны
Между Кришной и Баладевой нет разницы. Кришна это Сваям-рупа и Баладева тоже. Тем не менее, Он пракаш Кришны, Его проявление, и отличается от Него только цветом тела и атрибутами. Во Врадже Баладева Прабху никогда не носит с собой халу и мушалу, плуг и булаву. Кришна тоже никогда не носит во Врадже оружия, с Ним всегда только Его вашми (флейта), а Баладева Прабху неразлучен со своим шрингаром (буйволиным рожком). Иногда Баладева тоже берет с Собой вамши, но это не Его атрибут, а Кришна носит шрингар, но главное для Него это вамши - c ее помощью Он являет раса-лилу и все подобные игры.
Баладева не носит во Врадже плуг или булаву, поскольку в них там нет нужды, там все Его лилы мадхура, сладостны. Во Врадже Он не женат и Кришна тоже, по крайне мере открыто. Во Врадже Они лишь предаются Своим сладостным лилам, ну а в Двараке является Васудева-нандана или Деваки-нандана.
Вриндавана паритьяджа на падам экам гаччхати. Кришна едет в Двараку только в Своем частичном проявлении и Баладева Прабху тоже. Он, как и Кришна, никогда не покидает Вриндавана. Он всегда живет во Вриндаване.
Кто-то может сказать, что поскольку Баладева был в лоне Рохини, в Матхуре, Он не мог быть во Вриндаване. Но это не так. Рохини - вишуддха враджаваси. Она всегда считает себя враджаваси. Даже когда Нанда Баба и пастушки поехали с Кришной в Матхуру, они по-прежнему оставались во Вриндаване, поскольку их сознание было там. Можно подумать, что Йога-Майа Пурнамаси перед тем, как поселиться во Вриндаване, жила в Уджайне, но, в действительности, она вечная вишуддха-враджаваси. Точно также может казаться, что Рохини приехала из Матхуры, но она, как и Пурнамаси, вечная вишуддха-враджаваси. Поэтому когда из лона Рохини родился Рохини-нандана Баладева, Он был во Вриндаване.
Баладева - основа всего сущего
Кришна это воплощение сат, чит и ананды. Сат означает саттву, потенцию бытия. Чит указывает здесь на бхаву, трансцендентные любовные переживания, проявленные в пяти расах. Обычно слово “чит” понимается как гьяна, знание. Но гьяны, в типичном ее представлении, во Вриндаване нет. “Шримад-бхагаватам” говорит:
джане праясам удапасья наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадия-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе праясо ‘джита джито ‘пи аси таис три-локйам
[Мой дорогой Господь, те преданные, кто отверг безличную концепцию Абсолютной Истины и потому отказались от обсуждений умозрительных философских истин, должен слушать о Твоем Святом Имени, облике, развлечениях и качествах от осознавших себя преданных... ]
Если вы хотите служить Кришне и Шримати Радхике во враджа-бхаве, вам нужно будет забыть гьяну и стараться только слушать об играх Кришны, помнить их и повторять имена Кришны и Радхики. В противном случае, если вы не экантика, не устремлены к одной цели, вы не достигнете Враджи. Когда таттва-гьяна превращается в бхаву, эта бхава может достичь Вриндавана, и с ней мы сможем служить во Врадже. Под гьяной, как правило, понимается только знание о брахмане. Гьяни считают себя брахманом. Если же под гьяной мы понимаем таттва-гьяну, постижение Бхагавана, в таком случае человек может попасть на Вайкунтху, но не во Вриндаван. В нашем контексте гьяна означает бхаву, переживаемую в пяти расах: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Это называется самвит, потенция познания, через которую Кришна познает Себя и благодаря которой другие постигают Его.
Суть и основа хладини это према, а олицетворенная према это Шримати Радхика. Баладева прабху это адхиштхари-девата, главенствующее Божество, энергии сат, саттвы или сандхини. Кришна это адхиштхари-девата энергии чит, то есть как гьяны, так и бхавы, а Шримати Радхика это адхиштхари-деви потенции хладини. Сат, чит и ананда. Сат это потенция бытия. Джива, как и Баладева, существует вечно, но Баладева является Господином над всеми. Он олицетворение сат, Он изначальная потенция бытия. Мы видим Кришну, мы видим Его вамши, мы видим всех враджаваси, мы видим этот мир, мы видим джив - все это проявления Баладевы прабху. Когда Кришна с Баладевой и Радхарани, тогда Он Враджендра-Нандана-Шьямасундара. Без Баладевы не существовало бы ни игр Радхи-Кришны и гопи, ни земли Вринданава, поскольку Он потенция бытия, существования. Все спутники в шанта, дасья, сакхья и ватсалья расах являются проявлениями Баладевы прабху. Что же касается мадхурья-расы, гопи в категории каявьюха-рупа это проявления Шримати Радхики. Баладева служит во всех расах за исключением шрингара или мадхурья-расы. Для служения в этой расе Он принимает облик Ананги Манджари.
Баладева - источник всех джив
Дживы во Врадже были проявлены изначальным Баладевой. Они никогда не были в этом мире. Они всегда служат Радхе и Кришне в мадхурья-расе или сакхья-расе. Из Баладевы исходит Мула-Санкаршана в Двараке. Из Мула-Санкаршаны появляются ашанка (бесчисленные) дживы, которые совершают разнообразное служение Дваракадише и Матхуреше Кришне. Из Мула-Санкаршаны появляется Маха-Санкаршана на Вайкунтхе, где Он проявляет мукта-джив, которые вечно служат Раме, Нрисимхе, Калке, Вамане, Нараяне и всем другим проявлениям свамша. Из Маха-Санкаршаны появляется Каранадокашайи Вишну, который возлежит в области татастха. Он проявляет татастха-джив. Некоторые из этих джив освобождаются из майи, а некоторые становятся баддха-дживами, обусловленными душами. Таким образом, мы видим, что все дживы исходят из Баладевы. Так говорится в священных писаниях, но в действительности дживы не рождаются. Все они так же вечны, как и Сам Баладева Прабху. Это говорится только в отношении садхарана или обычных джив или обусловленных душ. Шастры рассказывают нам о многом, но в Голока-Вриндавана дхаме все это предстанет совершенно по-иному.
Гaура премананде!