ГОВАРДХАН

Существует бесчисленное множество кундж, лесов, озер, рек, холмов, гор и пещер, где Радха и Кришна наслаждаются Своими трансцендентальными играми, исполненными необычайной сладости мадхурья-расы. Гаудия вайшнавы-ачарьи отмечают 137 лесов, из них 12 главных: Бхадраван, Бхандиравана, Билваван, Лохаван и Махаван – на восточном берегу Ямуны, и Бахулаван, Камьяван, Кхадираван, Кумудаван, Мадхуван, Талаван и Вриндаван – на западном берегу. Вриндаван – наилучший, потому что в нем Радха и Кришна проводят Свои самые удивительные любовные игры и развлечения. Вриндаван считается выше Матхуры, но выше Вриндавана – холм Говардхана. Он подобен павлиньему перу, которое украшает корону Кришны. «Из всех преданных Говардхан – наилучший! Он предлагает Кришне и Балараме, коровам, телятам и пастушкам воду для питья, мягкую сочную траву, пещеры, фрукты, цветы и овощи. Когда Кришна вместе со своими друзьями ступают по Говардхану, Он испытывает великое блаженство». (Ш.Б. 10.21.18)

Говардхан играет множество ролей в играх Господа: как друг и защитник, как земля обетованная, где, являясь свидетелем наиболее интимных супружеских развлечений Кришны, он всегда готов служить Господу. «Красный порошок, киноварь, желтый и другие пигменты, которые предоставляет Говардхан, украшают трансцендентальное тело Кришны. Чтобы придать изысканный запах и сладость телу Господа, природа здесь естественным образом производит мускус, кункуму, камфару и агуру». На самом деле Говардхан – это инкарнация Кришны. Многие преданные поклоняются Говардхана-шиле как своему божеству. Говардхан и Ямуна располагают неограниченными возможностями благословлять преданных Кришны. Поэтому необходимо всегда молить Гири-Говардхан, чтобы он помог увеличить человеку привязанность к лотосным стопам Радхи-Кришны, которые представляют собой высший объект поклонения.

С именем Говардхана связано множество игр Кришны. Они включают в себя: раса-танец в Чандрасароваре, сбор пошлин на Манаса Ганге (где Кришна играет роль лодочника), праздник Аннакуты, Говардхана-пуджу и игру, в которой Кришна поднимает холм Говардхана, извинения, принесенные Индрой, и абхишеку Кришны на Говинда-кунде. Кришна мизинцем левой руки Сам держал Говардхан. Паурнамаси с удивлением вспоминает: «Как Кришне удалось поднять Говардхан и держать его, как зонтик, над головами враджаваси?» Сердца гопи испепеляет боль: «О, такой груз взвалил на себя Кришна!» Но, одновременно, они наслаждаются и испытывают величайший восторг и любовь. Не сводя с Кришны глаз, гопи смотрят на Него, не моргая, день и ночь. Семь дней Кришна держал гору, пока Индра не спохватился и не упал в ноги Господу, моля о прощении.

***

Шрила Рагхунатха даса Госвами поклонялся Говардхана-шиле, который подарил ему Шри Чайтанья. Приняв прибежище у Радхарани, он развил в себе особую привязанность к Господу. Когда Шри Чайтанья Оставил этот мир, то не в силах пережить боль разлуки с Ним, Рагхунатха решил броситься головой вниз с Говардхана. Но Шрила Рупа и Санатана Госвами убедили его не делать этого. В течение 41 года он жил на берегу Радха-кунды, совершая интенсивный бхаджан и поклонясь Говардхану. В «Говардхана-васа-прартхана-дашаке» Шрила Рагхунатха пишет:

1

«О прекрасный Говардхан, Царь гор, никто не сравнится с тобой! Прошу тебя, исполни желание моего сердца: позволь поселиться у твоих стоп. Приняв форму зонтика в руке твоего Господина, ты усмирил гордыню Индры, одурманенного роскошью и райским богатством.

2

О Говардхан! Позволь мне поселиться у твоих стоп, чтобы всегда лицезреть Шри Радху и Кришну, служа этим юным возлюбленным, потерявшим голову от нектара премы, в то время как они предаются все новым и новым любовным играм в твоих пещерах. Своим присутствием ты предвосхищаешь все Их желания.

3

О Говардхан! Позволь мне поселиться у твоих стоп. Если ты спросишь: «Почему бы тебе не поселиться в другом месте, где Радха и Кришна любят проводить время, например, в Санкете?» Я отвечу, что никогда не увижу Кришну и Балараму, играющих со Шридхамой и другими Своими друзьями, так же часто, как на твоих усыпанных жемчугом алтарях, симхасанах из драгоценных камней, под сенью деревьев на твоих вершинах, в расселинах и бесчисленных пещерах.

4

О Говардхан! Позволь мне поселиться у твоих стоп. Явив гладкое изумительно благоухающее веди, там где сидел Кришна, ты помогаешь Радхе и Кришне, любовь которых – сокровищница всех неповторимых рас, исполнить их лилу со сбором пошлин (дана-кели), любуясь ею. Тем самым ты умножаешь духовное блаженство расика-преданных, которые наслаждаются этой расой.

5

О Говардхан! Позволь мне поселиться у твоих стоп. Твоя близкая подруга, несравненная Радха-кунда, очень дорога Шри Кришне. Прижимая ее к своей груди, ты тайком подсматриваешь, как Шри Радха и Кришна купаются в нектаре цветущей юности, наслаждаясь своими лилами. Это уединенное место идеально создано для меня. Я поселюсь там и вместе с тобой буду вкушать сладость Их божественных игр.

6

О Говардхан! Позволь мне поселиться у твоих стоп. Ты поклоняешься Шри Радхе и Кришне, принося Им дар: свои поля и живописные озера, ручьи и водопады, рощи с тенистыми деревьями и мягкой травой, которой ты радуешь любимых коров Шри Кришны. Каждое мгновение Их число увеличивается. Твое имя – «Говардхан», что означает гах-коровы, а вардхайати – кормить и увеличивать, известно во всех трех мирах. Если я смогу жить возле тебя, то получу даршан моего иштадевы, Шри Кришны, когда он возвращается с пастбища.

7

О Говардхан! Позволь мне поселиться у твоих стоп. Шри Кришна, убийца Агхасуры и Бакасуры, оказал тебе особую честь, подняв и поместив под тобой всю Враджу, защитив ее обитателей от гнева Индры и превратив тебя в их новый дом. Ты – корона Вриндаваны. Кришна всегда заботится о тебе, как о своем близком преданном. Кришна милостив к тем, кто хотя и не обладает хорошими качествами, но живет рядом с Его возлюбленными преданными. Поэтому, поселившись рядом с тобой, я тоже обрету Его милость.

8

О Говардхан! Позволь мне поселиться у твоих стоп. Луноликая Радхика сказала про тебя, что ты – лучший из харидасов. Ты – один из самых возвышенных преданных, и если я буду жить возле тебя, то, без сомнения, обрету настоящее бхакти. Из всех лил Кришны, именно поэтому, я выбрал тебя. В Шримад Бхагаватам (10.21.18.) выражена суть твоего нектарного имени, и Веды устанавливают тебя как свежий тилак Враджа-мандалы.

9

О Говардхан! Позволь мне поселиться у твоих стоп, потому что тебя связывают тесные узы дружбы со Шри Радхой и Кришной, которые всегда окружены друзьями и подругами. Ты источник несравненного счастья для мужчин и женщин, животных и птиц – всех обитателей Враджи. Ты очень добр – едва Кришна коснулся тебя своим мизинцем, ты сам поднялся в воздух, чтобы служить Ему, став совершенно невесомым. Ты исполняешь желания Кришны и даешь защиту враджаваси. Пожалуйста, прими самую падшую из всех душ и одари меня любовью к Кришне, сделав бедного богатым.

10

О Говардхан! Позволь мне поселиться у твоих стоп. Хотя я обманщик и негодяй, Шри Шачинандана Кришна Чайтанья, который так дорог тебе, рекомендовал меня, поэтому ты обязан принять меня. Несмотря на то, хорош я или плох, пожалуйста, предоставь мне место у твоих стоп.

11

Любой, кто медитирует на эти полные нектара 10 стихов, прославляющих Шрилу Говардхана, господина всех гор, очень скоро обретет здесь блаженное жилище и бесценный дар служения Шри Радхе и Кришне.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ГОВАРДХАНА НА ЗЕМЛЕ.

Однажды, Кришна на Голоке Вриндаваны сказал Радхарани: «Настало время проявить Наши трансцендентальные игры в материальном мире».

«Хорошо, – ответила Радха. – Но пока Враджа-дхама, Ямуна и Говардхан остаются здесь, я не смогу быть совершенно счастлива».

– Не беспокойся, Враджа-дхама вместе с Ямуной и Говардханом уже проявились на земле. Когда это произошло, великие горы Гималаи и Сумеру пришли, чтобы поклониться Говардхану и совершить парикраму.

Изначальное место явления Говардхана была Салмали-двипа. Несколько позже, в начале Сатья-юги, великий мудрец Пуласья муни, совершая паломничество по святым местам, посетил Салмали-двипу и, будучи плененным великолепием Говардхана, пожелал взять и перенести его в Кази (Бенарес), на берег Ганги, где он совершал аскезы. Условие было таково, что где бы мудрец не поставил Говардхан, там будет его место. Когда он проходил по Враджу по пути в Кази, Говардхан подумал, что это очень хорошее место для него, стоять в святой дхаме, придя с Голоки Вриндавана. Подчинившись голосу своей трансцендентальной природы, он повлиял мистической силой на Пуласья муни. Забыв о договоре, мудрец поставил Говардхан, но, когда попытался его поднять, чтобы продолжить путь, то, увы, не смог. Так Говардхан остался во Врадже навсегда, но по проклятию Пуласья муни стал погружаться в землю каждый день на величину горчичного зерна. В начале Сатья-юги его длина была 8 йоджан (64 мили), ширина – 5 йоджан (40миль), а высота – 2 йоджаны (16 миль). Теперь же большая его часть вошла в землю. Говорится, что, когда пройдет 10 000 лет Кали-юги, Говардхан полностью исчезнет с лица земли. Тоже самое можно сказать и о Ямуне и Ганге. Поэтому необходимо поспешить тем, кто никогда не был в святой дхаме, чтобы получить их даршан.

***

Два озера – Радха-кунда и Шьяма-кунда, – как два трансцендентальных глаза Говардхана. После того, как Кришна убил Ариштасуру, гопи попросили Его совершить омовение во всех святых местах трех миров. В ответ, Шри Кришна сделал углубление пяткой Своей лотосной стопы. Получилось глубокая впадина. Затем Он призвал к себе все святые места и реки и заполнил ее их водой. Это место стало известно как Шьяма-кунда. После этого Кришна принял омовение и стал подшучивать. В ответ Радхарани и гопи сделали свою кунду (озеро). Они выкопали глубокую яму на месте отпечатка копыта демона Ариштасуры и наполнили ее водой из Манаси Ганги, которая расположена на растоянии 5 км от Говардхана. Заявив, что вода в Его кунде осквернена, они по цепочке перенесли воду из Манаси Ганги, так образовалось озеро, получившее название Радха-кунда. Из всех гопи, Радхарани – самая любимая, поэтому и Радха-кунда – самое любимое место игр Господа Кришны. Шри Чайтанья сам лично открыл Радха-кунду. После долгого забвения, на ее месте осталась только грязная лужа между рисовыми полями. По распоряжению Шри Чайтаньи Госвами раскопали и очистили его.

Шрила Кришна дас Кавирадж дает прекрасное описание красоты Шьяма-кунды и Радха-кунды. Со всех четырех сторон к Радха-кунде спускаются лестницы из драгоценных камней, которые обрамляют ее края. Прекрасные цветочные качели свисают с деревьев манго, кадамба, бокула и чампака. Диковинные птицы живут по берегам этих двух озер. Деревья желаний со всех сторон обступают Радха-кунду, сгибаясь под тяжестью сладких плодов, цветов и виноградной лозы. Великое разнообразие флоры – ничего, что повторялось бы дважды. В тенистых беседках под сенью деревьев Радха и Кришна любят сидеть и наслаждаться прохладой в летний зной. Во всех направлениях по берегам Радха-кунды простираются кунджи восьми главных гопи, самых дорогих подруг Радхи. Чтобы доставить Божественной чете удовольствие, каждая из них имеет свой дизайн и украшения, Великой Их любовью наполнена Радха-кунда.

Если человек хотя бы раз примет омовение в Радха-кунде, он непременно обретет чистую любовь к Кришне. Если кто-то живет на берегу Радха-кунда, он должен принимать омовения так часто, как это только возможно. Об этом говорит Шрила Рупа Госвами. Это весьма важный элемент преданного служения. Омовение в Радха–кунде, так же как в Шьяма-кунде, равнозначно погружению в нектар трансцендентальной любви Радхи и Кришны.

ЛАЛИТА-КУНДЖА напоминает огромный цветок лотоса из трех ярусов, имеет 16 комнат и два этажа. «Падма-мандир» – лотос-храм. На самом верху его – веранда, с которой взору открывается панорама Враджа. Настил сделан из золота, лазуритов, сапфиров, хрусталя, рубинов и т.п. Стены нижнего этажа увешаны картинами игр Господа, Его раса-танца, убийства демонов, таких как Путана и Ариштасура, и развлечения на качелях, сопровождаемых пением и мелодичной киртаной 8 гопи, выдающихся музыкантов и певцов.

ВИШАКХА-КУНДЖА – царь кундж, она из четырех роскошных деревьев чампака по углам, каждое из которых усыпано различного цвета цветами: зелеными, желтыми, красными и темно-синими. Вход в нее – в форме цветочной арки. Пчелы и шмели, подобно привратникам и стражам, не впускают незваных гостей.

ЧИТРА-КУНДЖА. Само имя Читры означает «разнообразие красоты». Все, кто живет в ее кундже, отличаются этим качеством: птицы, пчелы, деревья, растения и пр.

ИНДУЛЕКХА-КУНДЖА сделана из лунного камня и хрусталя, поэтому здесь все белое: кровля, павильон, настил внутри и брачная постель. Все цветы, начиная с маллики и кончая лотосом и жасмином – белые. Даже листья деревьев, попугаи, голуби, пчелы и шмели – белые. Отличаются все только по различному звучанию В этой кундже, когда в лунную ночь приходит свекровь Шри Радхи, Джатила, она не в состоянии увидеть, различить, ни Радху, ни Кришну, которые тоже во всем белом. Их белые одежды сливаются с белым цветом самой кунджи.

ЧАМПАКАЛАТА-КУНДЖА –«золотая кунджа», в которой все золотого цвета, начиная с земли, кончая деревьями и птицами, сидящими на их вервях. Когда Радха в желтых одеждах, украшенная желтыми украшениями, ее золотистого цвета тело растворяется. Кришна не может найти места, где она сидит, и когда Джатила неожиданно появляется, чтобы застать Радху и Кришну врасплох, то она застает только Кришну и не видит Радхи, хотя Они сидят вместе, обнявши друг друга. Радха и Кришна здесь часто наслаждают всевозможными явствами и изысканными блюдами, приготовленными на знаменитой кухне Чампакалаты.

РАНГАДЕВИ-КУНДЖА. Эта кунджа темно-голубого цвета. Она усиливает страстное желание и привязанность Радхи к Шьямасундаре. Внутри нее все: кусты, земля, павильон и пр. цвета голубого сапфира. В этой кундже невозможно увидеть Радху и Кришну вместе, потому что Шьямасундара сливается с цветом самой кунджи.

ТУНГАВИДЬЯ-КУНДЖА – «малиновая кунджа». Чтобы доставить удовольствие Кришне, все деревья, цветы, птицы, сама земля и павильон становятся малиновыми. Кажется, что все вокруг усыпано рубинами.

СУДЕВИ-КУНДЖА. На ее зеленом фоне Радха и Кришна подобны изумруду изысканной красоты и дизайна.

АНАНГА-МАНДЖАРИ-КУНДЖА. Ананга-манджари – младшая сестра Радхарани. Ее кунджа очаровывает ум. Она похожа на лотосы Радха-кунды. Как 16-лепестковый лотос, великолепный храм возвышается на острове, усыпанном изумрудами, рубинами и лунным камнем. Ананга-манджари-кунджа соединена с Лалита-кунджей инкрустированным перекидным мостиком.

***

дивьяд-вриндаранья-калпа-друмадах

шримад-ратнагара-симхасана-стхау

шримад-радха шрила-говинда-девау

прештхалибих севьяманау смарами

«Во Вриндаване, в храме из драгоценных камней, под деревом желания, на блистающем троне восседают Шри Радха-Говинда. Божественной чете служат самые близкие их спутники. Я предлагаю Господу мои смиренные поклоны». (Ч.Ч. Ади 1.16.)

Когда Шрила Санатана Госвами пришел во Вриндаван, там не было ни одного храма. Город был в чистом поле. Он сел на берегу Ямуны и погрузился в глубокую медитацию. После некоторого времени он построил свой первый храм. Затем постепенно воздвиг еще несколько, и так город стал наполняться храмами Кришны. В настоящее время во Вриндаване около 5 000 храмов. Практически в каждом доме – храм. 99% из них принадлежат последователям Шри Чайтаньи Махапрабху. Во многих случаях Радха и Кришна являются семейными божествами и занимают особую комнату у домохозяев.

Не считая тысячи храмов, принадлежащих различным семьям, существуют сотни формально установленных храмов с божествами, которым поклоняются на регулярной основе. Эти храмы открыты для публичного посещения. Семь из них построены непосредственно Госвами: Радха-Мадана-мохан – Шрилы Санатаны Госвами, Радха-Говиндаджи – Шрилы Рупы Госвами, Радха-Дамодара – Шрилы Дживы Госвами, Радха-рамана – Шрилы Гопала Бхатты Госвами, Радха-Гокулананда – Шрилы Локанатха Госвами. Радха-Гопинатха – Шрилы Мадхупандита Госвами.

Самыми главными Божествами Вриндаваны являются Мадана-мохан, Говиндаджи и Гопинатха. Впервые они были установлены 5 000 лет назад внуком Кришны, Ваджранабхой, который в то время был царем Мадхура-Мандалы.

Шри Говиндаджи действует как шикша-гуру. Он установил порядок поклонения Говинде. Божества Шри Мадана-мохан проявляют себя как дикша-гуру. Шрила Гопинатха является проявлением высшей духовной реализации.

Те, кто принадлежат к линии Шри Чайтаньи Махапрабху, поклоняются Господу, воспевая Его святые имена. Трансценденатльная вибрация имени Господа помогает восстановить отношения с Ним (самбандха), ощутить вкус взаимной любви (абхидхея) и обрести высшее совершенство преданного любовного служения (прайоджана). Мадана-моха, Говиндаджи и Гопинатха являются божествами этих трех различных стадий на пути достижения полного духовного совершенства.

Эти три стадии представляют различные ачарьи. Самбандха-ачарьей является Шрила Санатана Госвами, он дает знание о духовной идентичности и отношениях с Кришной. Мадана-мохан – Божество, по милости которого человек обретает такое знание. Абхидхея-ачарьей является Шрила Рупа Госвами, он учит науке преданного служения. Его Божество, Радха-Говиндаджи, принимает служение, вдохновляет и увеличивает привязанность человека к Кришне на пути бхакти-йоги. Написав множество книг, Шрила Рупа Госвами установил научную основу развития бхакти. Прайоджана-ачарьей является Шрила Рагхунатха даса Госвами, он провозгласил према-бхакти высшей целью духовной жизни, а следование по стопам Шрилы Рупы Госвами – способом ее достижения. Через служение Божествам Радхи-Гопинатхи («Гопинатха» означает «Господин гопи») и милость Шрилы Рагхунатхи даса Госвами человек легко и быстро сможет обрести любовь и чистое преданное служение Кришне, Радха-дасью.

Госвами никогда не говорили: «Я вижу Кришну!» Даже живя во Вриндаване, они постоянно искали Кришну, как будто Его там не было, вопрошая: «Где Кришна?» Они искали общество гопи, которые были очень близки и дороги Кришне, спрашивая: «Где Радха? Где Лалита? Где Вишакха?». Шри Чайтанья Махапрабху рекомендовал своим последователям служение Шри Радхе и Кришне и любовь к Ним, в настроении чувства разлуки. Сам Чайтанья столь многими способами показывал это наивысшее проявление любви, которое только возможно живому существу питать к Господу, находясь с Ним в разлуке.

Шри Чайтанья внутренне был всегда с Кришной, а внешне – в состоянии разлуки, т.е. находясь в материальном мире – в разлуке, а в духовном – всегда с Кришной. Когда человек сможет реализовать, остро осознать свою разлуку с Кришной, он очень быстро сможет обрести, достичь духовного совершенства и встретить Кришну. Воспевайте Харе Кришна в настроении младенца, взывающего к своей матери, – учил Шрила Прабхупада.

Госвами всегда чувствовали свое разобщение с Радхой и Кришной, поэтому они громко взывали к Господу, плача и исторгая мольбу из глубины сердца. Как сумасшедшие, они молились Шримати Радхарани о помощи. Радхарани – царица Вриндаваны, и здесь, в святой дхаме, настроение разлуки с Кришной превалирует над другими духовными сантиментами.

ВСЯ СЛАВА ШРИ ГОВАРДХАНУ.

йатрайва кришно вришабхану-птурия

данам грихитум калахам витене

шрутех сприха йатра махати атах шри-

говардхано ме дишатам абхистам

«На Шри Говардхане существует место под названием Данагхати, где Шри Кришна занимался любовными интригами с Шри Вришабхану-нандини, Шри Радхой, чтобы испытать ее чувство. Едва расика вайшнавы видят это место, в их сердцах тут же пробуждается страстное желание услышать повествование о них. Пусть Шри Говардхан исполнит все мои желания» (Шри Говардханаштака 3).

Все преданные желают обрести милость Шри Говардхана, совершая парикрамы. Из всего Врадж-мандала, Гокула – лучшее место, потому что Кришна провел здесь Свои детские игры с гопи и гопа (пастушками и пастушками). Главным из них является Сам Кришна. ОН живет в Гокуле, которая включает Нандаграм, Варшану, Камьявану и Вриндаван. Во всей Гокуле Вриндавана – лучшая, а во Вриндаване – Шри Говадхан, у которого два глаза – Радха-кунда и Шьяма-кунда. Эти два озера - излюбленное место каждого истинного вайшнава.

Шри Говардхан является свидетелем и участником самых выдающихся игр Господа Кришны. Здесь раса-лила имеет особый вкус.

Во Вриндаване эта раса называется панчаяти, т.е. доступная для восприятия публики. Она включает садхана-сиддхи и нитья-сиддхи гопи. Здесь принимают участие множество различных категорий гопи, потому что желания Шри Радхики не могут быть исполнены полностью. Наиболее интимные игры Шри Радхи и Шри Кришны не могут быть достоянием широкой общественности. Только в самом уединенном месте, куда не может прийти даже Чандравали, Радха и Кришна занимаются своими наиболее интимными любовными развлечениями при участии наиболее интимных сакхи (подруг), которые совершают самое доверительное служение. Такое невозможно во Вриндаване, где Радха оставляет раса-танец в дурном расположении духа (мана) и где Кришна вынужден следовать за ней.

Когда раса-танец преван, Кришна должен идти к Шри Говардхану. Здесь проходит Его васанти-раса.

Шрила Рагхунатха даса Госвами молит:

прамада-мадана-лилах кандаре кандаре те

расайати нава-юнор-двандвам асминн-амандам

ити кила каланартхам лагна-кастад-двайор ме

ниджа-никата-нивасам дехи говардхан! твам

«О Говардхана! Пожалуйста одари меня милостью жить здесь, рядом, где я смогу быть свидетелем экстатических любовных игр молодых возлюбленных Шри Радхи и Кришны в твоих пещерах.» (Шри-Говардхана-васа-прартхана-дашакам).

Во Вриндаване все гопи могут принять участие в панчайати-расе Кришны. Но на Говардхане сварупа-шакти проявляется особым образом только немногим избранным сакхи таким как Лалита, Вишакха, Читра и Чампакалата, которые очень близки к Радха-бхаве.

Поэтому Кришна наслаждается с Радхой в кунджах, куда доступ закрыт даже Чандравали. Здесь Радха и Кришна наслаждаются друг с другом свободно так, как им это нравится. Даже во Вриндаване нет такой свободы, которую Они обретают в кунджах на Шри Говардхане. Кроме этого здесь достаточно различных фруктов, чтобы Они могли насладиться когда пожелают.

Говардхан служит своми озерами: Радха-кунда, Шьяма-кунда, Говинда-кунда, Манаси-ганга, Кусума-саровара и Сурабхи-кунда, где пьют воду коровы, гопи и гопы, друзья и подруги. Красные камени Кришна использует для того, чтобы делать краску и украшать Свое тело орнаментами. Эти игры в высшей степени очаровательны и Гирирадж является их свидетелем. Гопи знают, что только Он может исполнить их желания, поэтому они всегда обращаются к Нему:

хантайам адрир абала хари-даса-варио

йад-рама-кришна-чарана-срараса-прамодах

манам таноти саха-го-гонаяш тайор йат

панийа-шуйаваса-кандара-кандамулайх

«Этот Холм Говардхана – лучший для тех, кто является хари-даса, потому что Он ощущает великий восторг, когда лотосные стопы Кришны и Баларамы касаются его. С великим почтением служит он Им, упреждая все их желания предоставляя пещеры, фрукты, цветы и воду для коров, телят и друзей пастушков».(Ш.Б. 10.21.18.)

ТРИ ХАРИ–ДАСА

Существует три наиболее выдающихся хари-даса: Махрадж Юдхишхира, Уддхава и Гирирадж Говардхан. Отношения между ними весьма своеобразные. Так, например, по старшинству Шри Кришна всегда предлагает Свои пранамы Махарадже Юдхишхире, который в свою очередь, обнимая Кришну, говорит: «О сакха!..» Конечно, эти отношения совершенно духовны. Быть другом Кришны дано далеко не каждому. И как в обычной, мирской дружбе, здесь нет реверансов и подобострастия. Между друзьями допустима и некоторая фамилиярность. Более того, Кришна по Своей свободной воле, порой оказывает служение Своим друзьям. Относиться к Кришне, как к равному, могут только Его очень возвышенные преданные.

Однажды, когда Кришна посетил дворец Махараджа Юдхишхиры, тот обратился к Господу с весьма не обычной просьбой. Он сказал: «Кришна, я хочу жениться. Пошли мне девушку самую красивую в мире и царство больше, чем вся вселенная». Кришна удивился. Почему ты просишь Меня об этом? Даже простые преданные вроде Прахлады Махараджа, никогда не желают ничего материального. Напротив, все желают оставить ради Меня все материальное.

Юдхишхира ответил: «Я прошу, потому что люди боятся поклоняться Тебе. Они думают, что если будут поклоняться Кришне, то Он заберет все их состояние и пустит по миру, не оставив даже каупины, как Шукадеву Госвами. Только бедные люди поклоняются Кришне. Получив Твою милость, они оставляют все. Поэтому большинство предпочитают поклоняться Дурге, Ганеше, Шиве и другим полубогам, боясь за свое материальное благополучие и благосостояние. Поэтому, если Ты дашь мне несметное богатство и самую красивую жену, как Драупади, тогда все эти материалисты из зависти и жадности тоже примут Твое покровительство».

Ни Прахлада, ни Хануман не могут себе представить ничего подобного. Вот почему Юдхишхира считается лучший из хари-дасов. Он желает обрести весь мир, чтобы принести его к лотосным стопам Кришны, ради наслаждения Господа.

***

Уддхава – величайший из слуг Господа, потому что Кришна послал именно его, а не Арджуну или Юдхишхиру во Врадж к Его наиболее дорогим возлюбленным. Сердце Уддхавы и Кришны – одно. Уддхава, как никто другой, понимает Кришну.

Кришна думал: «Если Я Сам пойду во Вриндаван, то причиню еще больше страданий и горя Шри Радхике. Когда она со Мной, она и тогда чувствует разлуку. Что будет, если мы встретимся? Лучше я останусь. В отсутствие Меня она будет в великом восторге обнимать дерево тамала. Она будет наслаждаться, есть, пить и украшать себя. Это лучше и для Меня. Ведь Ее счастье – это Мое счастье.

После этого Кришна подумал: «Я не могу жить без нее. Я не хочу никого в Мадхуре. Если кто-нибудь, кто обучает преме в школе, где Я Сам принимаю гопи как Своих учителей? Когда он пройдет экзамен, тогда Я смогу говорить с ним на эту тему, что принесет утешение Моему сердцу. Уддхава находился с Кришной очень близко к состоянию бхавы, в котором всегда пребывают гопи. В отличие от этого, Юдхишхира в настроении айшварья. Если в Уддхаве ашварья и мадхурья сочетаются, уравновешивая друг друга, то в Юдхишхире преобладает айшварья. Поэтому Уддхава, как никто другой, близок к враджа-бхаве. Кришна думал: «Если Уддхава поучится у гопи, Я смогу говорить с ним, как с гопи, о преме, и он поймет Меня. На самом деле, Уддхава пошел во Вриндаван и учился в школе, в которой Лалита и Вишакха были учителями, а Шримати Радхика – директрисой. Он учился у гопи в течение 10 месяцев и по окончанию курса сдал экзамен, после чего, вернулся обратно. Уддхава очень квалифицированный преданный, более чем Юдхишхира.

***

Но кто более, в миллионы раз лучше их обоих, - это Гирирадж Говардхан. Уддхава не может войти в кунжи, где Кришна наслаждается с Радхой. Впервые посетив Вриндавану Радха приняла за посланника Кришны черную пчелу. Она даже не заметила Уддхаву. Он просто предложил пранаму и спрятался. Гопи не обратили на него никакого внимания. Они разговаривали с черной пчелой. И что мог сказать Уддхава? Он был просто потрясен происходящим, увидев изумительные черты характера гопи. Про себя, он решил, что станет травинкой ради того, чтобы обрести бхаву, которой наслаждаются только гопи.

В «Шримад Бхагаватам» говорится:

асам ахо чарана-рену-джушам ахам шьям

вриндаване ким апи гулма-латаусадхинам

йа душтьяджам сва-ждам арья-патхам ча хитва

бхеджур мукунда-падавим шрутибхир вирмьгьям

«Я молю о рождении как один из кустов, лиан или травинки во Вриндаване, на которой пыль лотосных стоп гопи. Они оставили семью, нарушив все ведические принципы, исключительно ради служения лотосным стопам Кришны, которые можно видеть, изучая Веды». (Ш.Б. 10.47.61) Если во Вриндаване нет Гоавадхана, нет и Вриндавана!

Неподалеку от Кусума-саровара есть Уддхава-кунда. Здесь Уддхава принял рождение травинкой под кустом и стал совершать покаяния в течение миллионов лет. После чего получил даршан гопи. Когда гопи направлялись к Кришне. Пыль с их лотосных стоп осенила его голову. Он не хотел ни чего иного, поэтому он пришел к Шри Говардхану и принял здесь прибежище. Хотя сам Уддхава величайший хари-даса (слуга Господа Хари), тем не менее, он искал более великого преданного, который мог дать ему свое благословение.

Когда Кришна вместе со Своими друзьями, пастушками, пришел к Говардхану, они пили воду, ели фрукты и пасли Своих коров. Шри Гирирадж предоставил им кунджи, пещеры, воду, фрукты и цветы, служа Кришне. Он всегда готов служить. В действительности кусты и деревья в кунджах Гири-Говардхана – это волосы на его теле, стоящие дыбом в совершенном экстазе любви. Водопады – это слезы экстатической любви, проявляющиеся в кришна-преме. И когда Радха-Кришна наслаждаются в его наиболее уединенных местах, он всегда является счастливым свидетелем их бесконечного счастья. Поэтому считается, что Шри Говардхан обрел всю милость Господа Кришны, какую только может получить преданный. Неслучайно все преданные поклоняются ему как Самому Кришне.

Однако, в Гаудия-сампрадайе Говардхану поклоняются как величайшему преданному, не Бхагавану, а преданному, потому что он является вместилищем према-расы. Бхагаван не может дать премы, которая является собственностью Радхи и ее подруг. Только преданные, в чьих сердцах Он постоянно пребывает, из своей бесподобной милость распространяют ее нектар. Говардхан – свидетель всех игр Радхи-Кришны, поэтому все преданные стремятся посетить его. Во Вриндаване три личности одаривают премой: Лалита, Ямуна и Гирирадж Говардхан.

В заключение приведем одну из многих игр Господа, которая косвенно связана с Говардханом.

йатрайва гангам апи нави радхам

арохья мадхье ту нимагна- науках

кришно хи радханугало бабхау са

говардхано ме дишатам абхишьтам

«В Манаса-ганга, которая исходит из сердца Шри Говардхана, стала невольным свидетелем, как Шри Кришна заставил Шри Радху сесть в Свою лодку. Когда на середине озера лодка стала погружаться в воду, из страха Шри Сваминиджи бросилась Ему на шею, обхватив руками. Пусть Шри Говардхан исполнит все мои желания». (Шри Говардханааштака 7)

Некогда Манаса-ганга была очень широким и большим озером, через которое переправлялись на лодках. С наступлением ночи все ложились спать и на переправе был только один лодочник. Случилось так, что гопи нужно было на другой берег. Они обратились к лодочнику. Не могу – ответил он, – поздно и пасмурно, надвигаются тучи, будет шторм. Моя лодка старая, не выдержит. Я устал, придется вам ждать до утра.» Гопи пришлось долго упрашивать, прежде, чем лодочник согласился. Хорошо, я вас перевезу, но только не всех сразу, по одной. Старшая гопи села к нему в лодку и они поплыли. Она сидела на корме и правила веслом На середине озера лодочник сказал: «Смотри, лодка наполнилась водой. Садись на середину. А когда вода стала прибывать еще больше, он сказал: «Приготовься прыгать в воду… Ты умеешь плавать?» «Нет» – ответила гопи. – Снимай одежду и бросай ее за борт иначе утонешь…

В этой лиле Кришна Сам играл роль лодочника. Как он предполагал, Радхика от испугу бросилась в Его объятия.

Все эти лилы связаны с Шри Говардханом. Поэтому преданные всегда молят Его, чтобы Он исполнил их желания. Говардхан является свидетелем столь многих удивительных и прекрасных вещей.

Метки: ,

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.