Бхакти

БХАКТИ-РАСАМРИТА-СИНДХУ - одна из основных работ Шрилы Рупы Госвами, является базовой философией бхакти в Гаудия-Вайшнавизме. Для обычного человека эта философия сложна, поэтому Джива Госвами написал комментарии, которые представляют своего рода хрестоматию при изучении этого произведения.

В первом стихе Рупа Госвами описывает Кришну как “акхиларасамрита мурти” - источник и само воплощение всех рас. Своей неописуемой красотой и сладостью Он привлекает все живые существа, уничтожает их грехи и предоставляет им возможность насладиться Своими трансцендентными качествами.

Он принимает Своих преданных Себе равными, и дает им постоянно всевозрастающее блаженство. Как путник, сбившийся с пути в непроходимых джунглях, населенных дикими животными, легко находит дорогу, когда всходит луна, так и предавшаяся Кришне душа выпутывается из сетей иллюзии, созданной материальной энергией, едва она обретает любовь к Кришне.

Кришна подобен полной луне. Он - источник всех рас, различных видов любовных отношений, начиная с: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и заканчивая мадхурьей. Косвенно любовь к Кришне проявляется в гневе, удивлении, в смехе, в героизме, сострадании, в отвращении и даже в страхе (роудра, абдхута, хасья, вира, дайа, бхайанака и вибхатса).

Своей любовью Кришна привлекает все живые существа во всем многообразии форм существования. Своими удивительными, экстраординарными способностями Он привлекает и дает освобождение даже демонам! Он - единственный, кто способен сделать счастливым каждого. Он - обладатель величайшего сокровища, богатства, которое заключено в любви Его преданных. Кришна превосходит всех Своей любовью, но Его преданные превосходят в любви Самого Кришну. Экстатическое состояние любви заключено в любовном состязании между Кришной и Его преданными. Любовь преданных Кришны увеличивает любовь Кришны, а любовь Кришны - любовь преданных. Так состязаясь, кто кого, нет побежденных и победителей.

КРИШНА УНОСИТ ВСЕ СТРАДАНИЯ

виджайа-ратха-кутумбха атта-тотре
дхрта-хайа-рашмини тач-чхрийекшанийе
бхагавати ратир асту ме мумуршор
йам иха нирикшйа хата гатах сва-рупам

Пусть в момент смерти меня привлекает только Шри Кршна, Личность Бога. Я сосредоточиваю свой ум на колесничем Арджуны, который стоял с кнутом в правой руке и вожжами в левой и тщательно следил за тем, чтобы любой ценой уберечь колесницу Арджуны. Tе, кто видел Его на поле битвы Курукшетра, обрели после смерти свою изначальную форму (Ш.Б. 1.9.39)

КРИШНА БЕСПОДОБЕН. ОН НЕПРЕВЗОЙДЕН. ОН ЛУЧШЕ ВСЕХ

свайам тв асамйатишайас трйадхишах
свараджйа-лакшмй-апта-самаста-камах
балим харадбхиш чира-лока-палаих
кирита-котй-эдита-пада-питхах

Господь Шри Кришна является повелителем всех триединств и независимым верховным владыкой всех богатств и достояний. Миллионы вечных хранителей порядка в творении поклоняются Ему и приносят Ему дары, касаясь своими шлемами Его стоп (Ш.Б.3.2.21).

КРИШНА ОДАРИВАЕТ ВЕЛИЧАЙШИМ НАСЛАЖДЕНИЕМ

йасйананам макара-кундала-чару-карна-
бхраджат-капола-субхагам савиласа-хасам
нитйотсавам на татрпур дршибхих пибантйо
нарйо нараш ча мудитах купита нимеш ча

Сияющее лицо Кришны становится еще прекрасней от того, что в ушах у Него покачиваются серьги в виде акул. Щеки Кришны нежны, а улыбка пленяет всех и каждого. Красота лица и фигуры Кришны - это нескончаемый праздник для глаз, поэтому преданные гневаются на творца Брахму за то, что моргание век мешает им видеть Кришну (Ш.Б.10.29.40)

йан мартйа-лилаупайикам сва-йога-
майа-балам даршайата грхитам
висмапанам свасйа ча саубхагарддхех
парам падам бхушана-бхушанангам

Господь явил Себя в этом бренном мире посредством Своей внутренней энергии, йога-майи. Он пришел сюда в Своей вечной форме, которая идеально подходит для Его игр. Игры Господа поразили всех, даже тех, кто был очень горд своими достоинствами, включая Самого Господа в образе Господа Вайкунтхи. Вот почему Его (Шри Кришны) трансцендентное тело является украшением всех украшений (Ш.Б.3.2.12).

КРИШНА - ИСТОЧНИК ВСЕХ ИНКАРНАЦИЙ

эте чамша-калах пумсах кршнас ту бхагаван свайам
индрари-вйакулам локам мрдайанти йуге йуге

Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кршна - изначальная Личность Бога. Они нисходят на разные планеты, когда там по вине атеистов возникают беспорядки. Господь нисходит, чтобы защитить верующих (Ш.Б. 1.3.28).

КРИШНА - ИСТОЧНИК ВСЕХ СОВЕРШЕНСТВ

jayati jana-niväso devaké-janma-vädo
yadu-vara-pariñat svair dorbhir asyann adharmam
sthira-cara-våjina-ghnaù su-smita-çré-mukhena
vraja-pura-vanitänäà vardhayan käma-devam

Господь Шри Кришна - джана-ниваса, безграничное прибежище всех живых существ; Он известен как Девакинандана или Йашоданандана, сын Деваки и Йашоды. Он - покровитель рода Йаду; своими могучими руками Он убивает грешников, уничтожает все неблагоприятно и уносит страдания всех существ, движущихся и неподвижных. Его сияющее улыбкой лицо разжигает страстные желания гопи Вриндаваны. Да, будет Он славен и всегда счастлив! (Ш.Б.10.90.48).

КРИШНА - ВОПЛОЩЕНИЕ ВСЕХ РАС

mallänäm açanir nåëäà nara-varaù stréëäà smaro mürtimän
gopänäà sva-jano ’satäà kñiti-bhujäà çästä sva-pitroù çiçuù
måtyur bhoja-pater viräò aviduñäà tattvaà paraà yoginäà
våñëénäà para-devateti vidito raìgaà gataù sägrajaù

Различные категории людей увидели Кришну, когда он появился со своим братом на арене, различным образом. Перед взором борцов Он предстал как вспышка молнии (вира-раса). Для мужчин Он был лучшим из мужчин (висмайа-раса); для женщин Он предстал как Купидон (матхурья-раса). Мальчики-пастушки увидели в нем своего сверстника, друга (сакхья-раса, хасья-раса); грешные цари вершителя правосудия (раудра-раса). Для родителей Он оставался их ребенком (вансалья-раса, каруна-раса). Цари Бходжи увидели в Нем неминуемую смерть (бхайанака-раса); разумные люди - само воплощение личности Бога, принявшего вселенскую форму (бибхатса-раса); йоги - как Абсолютную истину (шанта-раса), а потомки Вришни - как свое божество, которому поклонялись (дасья-раса).

Кришна вне наших материалистических представлений. В обусловленной жизни мы можем медитировать на Его имя, форму и игры, мы можем служить Ему и поклоняться как своему Божеству. Когда человек обретет освобождение, он сможет общаться с Ним непосредственно и наслаждаться любовной расой.

ЧТО ТАКОЕ РАСА?

Ученые и знатоки поэзии называют расой нектар или сок деревьев. Для наглядности мы иногда сравниваем духовную расу, присущую душе, с нектаром, соком сахарного тростника леденцом или с любовными отношениями между молодыми юношами и девушками. По сути, раса материального мира не является истинно расой. Раса - это взаимоотношения чистой души с Высшей душой, душой всех душ, Шри Кришной. В духовном мире не существует материального тела и ума, поэтому человек, стремящийся к счастью, должен отбросить идею чувственных наслаждений, вокруг которых вращается весь материальный мир. Аналогии с опытом материальной жизни, которым мы здесь проводим, дают лишь отдаленной представление о существовании духовной расы, заложенной в духовном теле. Истинное счастье могут испытать только те, кто обрели духовное тело, общаясь с Кришной. Это счастье представляет то, что мы называем расой; оно не омрачается беспокойством материального существования.

ФАНТАСМАГОРИЯ ОСВОЖДЕНИЯ

бхакти-расамрита-синдхау чаратах парибхута-кала-джала-бхиях
бхакта-макаран ашлита-мукти-надикан намасьями

Я предлагаю свое почтение devotees, которые подобны маракам, гигантским рыбам, плескающимся в океане нектара бхакти-расы; для них освобождение подобно мелководной речушке. Они всегда свободны от наводящего ужас сетей времени (Б-Р-С 1.14).

Существуют преданные, которые в этом стихе сравниваются с гигантским морским чудовищем под названием марака.

  1. они плавают в океане бхакти-расы и для них освобождение подобно мелководной речушке. Они наслаждаются величайшим блаженством преданности Кришне.
  2. они игнорируют освобождение, которое сравнивается с мелководной речушкой.
  3. они предпочитают океан нектара бхакти-расы всем видам освобождения.

салокйа-саршти-самипйа сарупйаикатвам апй ута
дийаманам на грхнанти вина мат-севанам джанах

Чистый преданный отвергает все виды освобождения: салокью, саршти, самипью, сарупью и экатву, - даже если Верховный Господь предлагает их ему.

Комментарий: Господь Чайтанья учит нас принципам чистого преданного служения, которое начинается, когда в человеке просыпается спонтанная любовь к Верховной Личности Бога. В “Шикшаштаке” Он молит Господа: “О Mой Господь, Mне не нужно от Tебя ни богатства, ни красавицы-жены, ни многочисленных последователей. Я прошу Tебя только об одном: позволь Mне жизнь за жизнью оставаться чистым преданным, нашедшим прибежище у Tвоих лотосных стоп”. Mолитвы Господа Чайтаньи перекликаются с этим стихом “Шримад-Бхагаватам”. Говоря “жизнь за жизнью”, Господь Чайтанья подразумевает, что преданный не стремится даже к освобождению из круговорота рождений и смертей.

мат-севайа пратитам те салокйади-чатуштайам
неччханти севайа пурнах куто ‘нйат кала-виплутам

Mои преданные, которые всегда заняты любовным служением Mне, не интересуются даже черырьмя типами освобождения (салокья, сарупья, самипья и саришти), хотя они, без всяких усилий, достигаются таким служением. Что же говорить о таком хрупком счастье, как достижение высших планетных систем? (Ш.Б.9.4.67).

Комментарий: Шрила Билвамангала Tхакур писал:

муктих свайам мукулитанджалих севате ‘сман
дхармартха-кама-гатайах самайа-пратикшах

Если человек развивает преданное служение Верховной Личности Бога, мукти стоит перед ним с распростертыми объятьями, предлагая свое служение. Другими словами, преданный - всегда освобожден. Ему нет необходимости стремиться к освобождению различного типа. Чистый преданный, без дополнительных усилий, достигает освобождения, даже не желая этого.

те дева-сиддха-паригита-павитра-гатха
йе садхавах самадршо бхагават-прапаннах
тан нопасидата харер гадайабхигуптан
наишам вайам на ча вайах прабхавама данде

О, слуги мои, не смейте трогать таких преданных, ибо они нашли прибежище у лотосных стоп Верховной Личности Бога. Они одинаково относятся ко всем живым существам, и их славят полубоги и жители Сиддхалоки. Даже не приближайтесь к ним, ибо их неизменно защищает палица Всевышнего, так что ни Господь Брахма, ни я, ни даже само время не властны их наказывать (Ш.Б.6.3.27).

Шрила Рупа Госвами разделил «Бхакти-расамрита-синдху» на четыре части:

  1. общие положения о бхакти;
  2. садхана-бхакти;
  3. бхава-бхакти;
  4. према-бхакти.

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана
сарваир гунаис татра самасате сурах
харав абхактасйа куто махад-гуна
маноратхенасати дхавато бахих

Все полубоги и их возвышенные качества: религиозность, знание и отрешенность - проявляются в теле того, кто развил в себе беспримесную преданность Верховной Личности Бога, Васудеве. Tот же, кто занят не преданным служением, а материальной деятельностью, не имеет никаких положительных качеств. Даже если ему хорошо удастся практиковать мистическую йогу или честными способами содержать свою семью и родственников, он руководствуется собственными измышлениями, а стало быть, служит внешней энергии Господа. Откуда же в таком человеке возьмутся хорошие качества? (Ш.Б.5.18.12).

УТТАМА-БХАКТИ

аньябхилашита шуньям гьяна-кармади анавритам
анукульена кришнану-шиланам бхактир уттама

Деятельность, которая ставит своей единственной целью удовлетворение чувства Кришны, называется уттама-бхакти. Она абсолютно свободна от каких бы то ни было эгоистических мотивов, включая стремление к освобождению (философия монизма - гьяна) и желание наслаждаться результатами своего труда (карма). Когда тело, ум и дар речи человека полностью заняты таким трансцендентальным служением, это называется уттама-бхакти. Уттама-бхакти проявляет себя в различных духовных эмоциях и любовных сантиментах, которые называются бхавами (Б-Р-С. 1.1.11).

Аналогичное описание уттама-бхакти можно найти также к Нарада-панчаратре:

sarvopädhi-vinirmuktaà
tat-paratvena nirmalam
håñékeëa håñékeça-
sevanaà bhaktir ucyate

Бхакти может быть определено, как использование чувств, служа Господину чувств. Такое служение должно быть интенсивным, немотивированным, т.е. свободным от других желаний, кроме желания доставить удовольствие Господу.

ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ ЧИСНОГО БХАКТИ

Здесь мы опишем шесть признаков чистого бхакти:

  1. Клешагхни - оно устраняет все виды материальных страданий.
  2. Шубхада - оно приносит все благоприятное.
  3. Мокша-лагхутакрита - в присутствии чистого бхакти освобождение кажется незначительным.
  4. Судурлабха - оно очень редкий дар.
  5. Сандрананда-вишешатма - оно приносит трансцендентальное блаженство.
  6. Кришнакаршини - чистое преданное служение - единственное, что привлекает Кришну.

Когда человек занимается садхана-бхакти, проявляются только два первых признака чистого преданного служения. Когда он достигает бхава-бхакти, проявляются следующие два, включая первые четыре признака. На стадии према-бхакти - еще два последние - таким образом, все шесть. Вкратце опишем каждый из признаков чистого преданного служения.

1) Клешагхни - чистое бхакти устраняет все клеши, т.е. все причины страданий (не симптомы, а причины, которые заключены в сердце человека). Клеши бывают трех видов: папа (грех), папа-биджа (семя греховного поступка) и авидья (невежество). Реакции греховной деятельности (кармы) приходят к человеку еще с прошлых жизней и проявляются в форме страданий. Такие реакции бывают двух типов, от двух типов кармы: прарабдха и апрарабдха. Прарабдха - это страдания, которые джива испытывает в настоящий момент. Апрарабдха - это страдания, которые ждут своего часа, возможно, в следующей жизни. Множество греховных реакций апрарабдха-кармы, которые возникают от прарабдха-кармы, в настоящей жизни, постоянно увеличивают число страданий, теснят друг друга, подталкивая совершать новые грехи. Шуддха-бхакти (чистое преданное служение) устраняет все виды последствий греховной жизни (прарабдха и апрарабдха). Занятия гьяной устраняют апрарабдха-карму, но не устраняют страдания от прарабдха-кармы. Гьяни страдают от грехов уже совершенных в прошлом (апрарабдха).

Когда хари-бхакти проявляется в сердце человека, то, подобно змеям, застигнутым в лесном пожаре, семена греховной деятельности и самих желаний выгорают дотла. Бхакти-деви рассеивает невежество, покрывающее душу человека. Об этом сказано в «Падма Пуране» (Б-Р-С.1.1.26.) Шри Кришна обладает бесчисленными шакти, энергиями, к которым принадлежат чит-шакти, джива-шакти и майа-шакти. Чит-шакти - это внутренняя потенция Господа, Его сварупа-шакти, которая воспроизводит духовный мир и различные игры Господа. Джива-шакти - производит все живые существа. Живое существо духовно, оно представляет частичное проявление чит-таттвы. Но поскольку оно незначительно, атомарно, то майя может покрыть его, если оно становится враждебным к Господу и отворачивается от Него, пренебрегая любовным служением. В этом, собственно говоря, основное различие между обусловленной и освобожденной душой. Освобожденная душа занята служением Кришне - обусловленная стоит в стороне от Него. Майя действует двумя путями: через знание (видья) и невежество (авидья). Авидья покрывает душу и заставляет ее отождествлять себя с материальным телом и умом. Без помощи бхакти нет возможности освободиться от ложного эго, которое является основной причиной греховных поступков и греховных желаний.

2). Шубхада - бхакти благоприятно по своей природе. В «Падма Пуране» есть другое объяснение значения слова «любовь», которая распространяется на все живые существа благодаря ее истинному объекту. «Тот, кто поклоняется Шри Хари, удовлетворяет всю вселенную, потому что все движущиеся и неподвижные существа заключены в Нем и любят Его» (Б-Р-С.1.1.28). Как говорится, всякое дыхание да славит Господа! Того, кто без зависти с любовью служит Господу, любят также и все другие живые существа. В преданном Кришне, благодаря бхакти, развиваются все божественные качества. В «Шримад Бхагаватам» (5.18.12.) это так же находит свое подтверждение. У того, кто неуклонно осуществляет чистое преданное служение Господу, тело становится обителью всех полубогов и всех божественных качеств (правдивость, сострадание, смирение, непривязанность и пр.). С другой стороны тот, кто избегает преданного служения, будучи занятым в материальной деятельности, лишен их, даже если практикует мистическую йогу или ведет праведную семейную жизнь, поддерживая своих родственников. Такой человек, направляемый своими умственными спекуляциями, находится под воздействием материальной энергии. Разве может он иметь положительные качества?

Бхакти одаривает человека счастьем трех типов: вайшайика-сукха, которое включает 8 мистических совершенств: анима, махима, лагхима, прапти, ишита, вашитва, пракамья и камавасайита (мирское счастье), брахма-сукха (счастье в безличном Брахмане) и айшвара-сукха (счастье Вайкунтхи). При этом истинное его совершенство заключается в обретении кришна-премы. Хотя само бхакти не зависит ни от гьяны, ни от кармы, ни от йоги, но получить положительные результаты гьяны, кармы, или йоги невозможно без помощи бхакти.

3). Мокша-лагхутакрит - когда человек занят чистым преданным служением, для него освобождение кажется фантасмагорией. В «Нарада Панчаратре» сказано, что пять типов освобождения стоят со сложенными руками у порога как слуги Бхакти-деви и ждут ее распоряжений.

4). Судурлабха - обретение чистого преданного служения очень редко. Во-первых, потому что оно не может быть обретено в результате долгого времени отданного садхане без твердой веры и неутомимой настойчивости; во-вторых, Кришна очень редко дает кому-либо Свое бхакти. Без искусной бхаджаны садхана не приносит кришна-бхакти. Препятствием к этому могут быть бесчисленные апарадхи (оскорбления: намарадхи, севапарадхи, вайшнава-апарадхи), которые неизбежно возникают в процессе служения. Мукти и букти - освобождение и материальное процветание легко доступны каждому, кто культивирует знание и ведет праведный образ жизни, но чистое бхакти доступно только очень редким душам.

5). Сандрананда-вишешатма - бхакти увеличивает ананду, океан трансцендентального блаженства. В своей трансцендентной форме Кришна заключает вечное бытие, полное знание и блаженство. Живое существо - неотъемлемая частица Кришны - в нем также присутствует это блаженство, чит и ананда. Большинство людей под словом ананда понимают материальное наслаждение, отвергая духовную природу всякого наслаждения, которое заключено в природе души. Материальное наслаждение слабо и мимолетно, духовное блаженство неизмеримо велико. Оно постоянно увеличивается. Даже наслаждение в брахмане меркнет перед истинной анандой, заключенной в природе живого существа и исходит из чистого бхакти.

6). Кришнакаршини - чистое бхакти способно пленить Самого Кришну. Оно сильнее Кришны и всех Его любящих преданных. Такова природа Бхакти-деви.

йан-намадхейа-шравананукиртанад
йат-прахванад йат-смаранад апи квачит
швадо ‘пи садйах саванайа калпате
кутах пунас те бхагаван ну даршанат

Даже человек, родившийся в семье собакоеда, немедленно получает право совершать ведические жертвоприношения, если он хотя бы раз произнесет святое имя Верховной Личности Бога или если он воспевает величие Господа, слушает повествования о Его играх, склоняется перед Ним или просто помнит о Нем. Что же тогда говорить о тех, кто непосредственно созерцает Верховную Личность Бога? (Ш.Б.3.33.6).

Комментарий: В этом стихе говорится о необыкновенном духовном могуществе, которое заключено в повторении и слушании святого имени Верховного Господа и в памятовании о Нем. Говоря о результатах греховной деятельности обусловленных душ, Рупа Госвами в своей книге “Бхакти-расамрита-синдху” доказывает, что тот, кто занимается преданным служением Господу, освобождается от всех последствий своих греховных поступков. Это подтверждается в “Бхагавад-гите”, где Господь говорит, что Он Сам заботится о человеке, который предался Ему, и освобождает его от всех последствий совершенных им грехов. Если даже тот, кто просто повторяет святое имя Верховной Личности Бога, так быстро очищается от всех грехов, что тогда говорить о тех, кто непосредственно созерцает Господа?

СОВЕРШЕНТСТВО УТТАМА-БХАКТИ

таис танй агхани пуйанте тапо-дана-вратадибхих
надхармаджам тад-дхрдайам тад апишангхри-севайа

Аскезой, пожертвованиями, священными обетами и прочими благочестивыми делами можно свести на нет последствия своей греховной жизни, но корень материальных желаний в сердце останется нетронутым. Tот же, кто станет служить лотосным стопам Личности Бога, очень быстро очистится от скверны греховных желаний (Ш.Б.6.2.17).

Комментарий: Как сказано в “Шримад-Бхагаватам” (11.2.42), сила преданного служения такова, что любой, кто к нему обратится, тотчас избавится от всех порочных желаний: бхактих парешанубхаво вирактир анйатра ча. Любое материальное желание порочно, ибо сопряжено с удовлетворением потребностей чувств, что, в свою очередь, неизбежно ведет к греху. Чистое преданное служение, бхакти, однако, свободно от материальных желаний, порожденных кармой или гьяной, поэтому его называют аньябхилашита-шунья. У того, кто посвятил себя преданному служению, больше нет материальных устремлений, а значит, он выше греха. От материальных желаний надо обязательно избавиться полностью - иначе, несмотря на то, что аскеза и благотворительность могут освободить человека от греха, порочные желания снова возродятся в нечистом сердце, и он снова будет грешить и снова страдать за свои грехи.

Метки:

Комментарии (2) на “Бхакти”

  1. 123456 говорит:

    ХАРЕ КРИШНА!БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВАШИ ТРУДЫ!ПЫТАЮСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОДВИГАТСЯ ПО ПУТИ СЛУЖЕНИЯ.ВЕРЮ ЧТО ГОСПОДЬ КРИШНА ПОМОГАЕТ И МНЕ.

  2. vrishabhanudas говорит:

    Харибол!!! Успехов Вам! :) Если будут трудности, или просто вопросы, то обращайтесь к нам в объединение “Санкиртана”.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.