Mahaprabhu’s divine conception was polluted
Махапрабху говорил: «Я - слуга слуги, слуги Шри Шри Радхи и Кришны».
Со временем смысл этой концепции был извращен, и попытки восстановить его всякий раз сталкивались со многими непреодолимыми трудностями. Чтобы иметь некоторое представление об этих трудностях, мы вкратце изложим философские отклонения, которые получили название апасампрадаи.
Аула и Ваула сампрадайа
Они отвергают преемственность ачарьев, предлагая свое собственное толкование философии Чайтаньи Махапрабху. Например, одна женщина открыто пишет, что Кришна пришел к ней и похитил ее одежду, а далее она описывает свои переживания. В действительности прямой контакт с Кришной невозможен уже потому, что тело живого существа в обусловленном состоянии материально, а Кришна всецело духовен. Это не метод поклонения, который предложил Чайтанья. Он предложил поклонение Господу, принявшему воплощение преданного Господа, путем совершения санкиртана-ягьи.
Другой случай, когда один джентльмен по имени Райа говорит, что мужчина должен иметь женщину, чтобы обрести паракия-бхаву. Но, как известно, сам Чайтанья был очень строгим санньяси. Женщины не могли приблизиться к нему даже, чтобы оказать почтение. Они кланялись Господу на почтительном расстоянии. В отличие от этого, сахаджии, в особенности в своих интимных отношениях с противоположным полом, не следуют ни одному из принципов даже обычной благочестивой и религиозной жизни, тем самым создавая беспокойство в обществе и вызывая множество нареканий в адрес истинных последователей Чайтаньи Махапрабху.
Джати-госвами
Эти создали класс Госвами, который существует подобно традиционным брахманам. Также как брахманы они претендуют на свое избранное положение по праву рождения в семье Госвами. В свое время Бхактивинода Тхакур был очень огорчен, глядя на такое состояние общества.
Смарта
Поскольку лидеры этого общества были брахманами, они постепенно адаптировали вайшнавскую традицию, создав смарта-апасампрадайу. Они монополизировали право давать инициацию только теми, кто рожден в семьях брахманов. Священную нить имеет право носить только тот, кто получил посвящение от потомственного брахмана.
Картабхаджа
Аул Чанд (с 1694-1770), основатель картабхаджа, был аскетом, получившим хорошее образование у Харихара Тхакура. По другой версии он был учеником мусульманского факира, а согласно третьей был инициирован в вайшнавизм у Баларамы даса, но потом принял имя Аул Чанд. Он очень много путешествовал по святым местам, но в конце остановился в Гхошапаре недалеко от Канчрада и принял покровительство Рамшаран Пала. Слух о его мистических способностях постепенно распространился по миру, и 22 человека, включая самого Рамшарана, стали его учениками, сформировав ядро общины. Его последователи считали Аул Чанда, инкарнацией Чайтаньи. После ухода своего гуру они воздвигли ему мавзолей и стали ежегодно собираться для проведения фестивалей.
Гаура-нагари
Концепция гауранга-нагари-вады, ее отклонение от пути, начертанного Шри Чайтаньей, состоит в настроении, с которым поклоняются приверженцы гаура-нагари. Преданное служение должно соответствовать форме Господа, Его лиле. Шри Чайтанья Махапрабху - это Кришна, который играет роль преданного и духовного учителя, и Ему поклоняются в дасья-бхаве. Никто не может служить Гауранге, думая о Нем как о Кришне в настроении гопи. Кришна наслаждается любовью гопи, но, когда Он принимает образ Чайтаньи, в этом образе Сам служит Себе как гопи, Шримати Радхика. Согласно этой лилы, Господу Чайтанье оказывают служение только в дасья-расе. В «Чайтанье-чаритамриете» о гаура-нагари говорится как еще об одном виде проявления сахаджийства, и истинные представители Гаудия-сампрадайи отвергают его. Желание иметь отношения с Чайтаньей Махапрабху в мадхурья-расе называется гауранга-нагари-вадой. В настроении мадхурья-расы поклоняются только Кришне, следуя принципам, которые установил Шри Чайтанья.
Сакхибеки
Искусственное, внешнее украшение себя как гопи (сари и прочее) и соответствующее поведение свойственно тем, кто называет себя сакхибеки. Такой маскарад не может доставить Кришне удовольствие. Истинное служение Кришне заключается в том виде божественной любви, которую питали гопи к Кришне, а не в украшениях и нарядах своего тела. Такие внешние украшения не могут привлечь трансцендентальные чувства Господа. Поэтому имитаторы не способны подняться до трансцендентной платформы, на которой их отношения с Кришной становятся реальными.
Служение Шримати Радхарани и Ее подруг (сакхи) Кришне не имеет аналогов в этом мире иллюзии и подражание сакхи становится самым большим препятствием в духовной жизни. Джива Госвами строго запрещал людям с мирским складом ума подражать гопи. Не следует не только внешне украшать и одевать одежды гопи, но и имитировать их бхаджан или способ поклонения. Такого рода действия являются оскорблением (апарадха), которое приведут к падению с платформы преданного служения.
Кудадахари
Представители этой апасампрадайи считают, что могут привлечь Шримати Радхарани, если свои материальные тела нарядят и украсят как Кришна.
Неда или Неда-неди (вайшнавы-буддисты)
Слово «неда» указывает на человека с бритой головой. Неди - это бритоголовая женщина. Неда-неди встречаются в Навадвипе, где они становятся не отличными от других вайшнавов, которые носят тилак и белые одежды. Эта апасампрадайа возникла во времена Шри Вирабхадра Госвами, сына Нитьянанды и Джахнави деви.
Шри Вирабхадра Госвами (Вирочандра) обратил более тысячи неда и неди, которые принадлежали к тантрическому буддизму. Вдохновленные Вирабхадрой буддисты стали повторять Харе Кришна маха-мантру. Большинство из них он женил согласно ведическому ритуалу по всем правилам, положив, таким образом, конец свободным половым отношениям между ними под видом тантрической медитации. Но через какое-то время они снова взялись за старое и оставили путь чистого преданного служения. В настоящее время неда-неди представляют собой некую разновидность баул.
Из истории описанной доктором Рамкантха Чакроварти известно, что некий буддистский монах из Орисы, который во времена Санатаны Госвами жил в Пури, стал вайшнавом. Его имя Ачьютананда дас. Как все буддисты он бы против варнашрама-дхармы. Приняв своим гуру буддиста по имени Махананда, он основал свою группу, проповедуя служение Господу Будде в форме Шри Чайтаньи Махапрабху.
Ативади
Жрецы ативади иногда одеваются как женщины для неких религиозных церемоний. Своими свободными отношениями между полами, они заслужили общественное порицание, при этом часто пользуясь успехом у власть имущих. Бхактивинода Тхакур, упоминая о них, пишет, что они принадлежали к исламистским сектам таким как вахаби. Они проповедовали множество имперсональных идей, и, хотя поклонялись образу Господа, однако полагали, что после смерти просто растворятся в Нем.
Они практиковали йогу, а иногда занимались магией, используя в своей практике курение марихуаны и опия. Их общество чем-то напоминало тайное братство масонов, которое нашло свое широкое распространение на Западе.
Основателем-ачарьей ативади был Джаганнатха дас, который имел приятный голос, хорошо пел и пользовался большим успехом у женщин. Когда его привлекли к уголовной ответственности за подрывную антиправительственную деятельность и растление нравов, он объявил, что не видит никакой разницы между мужчинами и женщинами.
Пракрита-сахаджия
Пракрита-сахаджии отвергают процесс видхи-марга (очищение сердца) согласно панчаратрика-видхи, начиная практику бхакти сразу с принципов рага-марга. Поэтому их восприятие Кришны и преданных Кришны, служение Кришне и любовь Кришны является отражением и проявлением их собственной низкой природы.
Они иногда утверждают, что рага-марг обретают исключительно по беспричинной милости Бхакти-деви, поэтому не следует тратить время на попытки сдерживать порывы чувств и похоть. Но Шрила Прабхупада учил, что когда преданный строго следует регулирующим принципам, тогда Бхакти-деви становится очень удовлетворенной и по ее милости беспокойства оставляют преданного (Ш.Б.4.24.59).
Картабхаджа-асампрадайа
Эта апасампрадайа представляет собой несколько сект, объединенных между собой (аула, баула, сани, даравеша), множество отдельных культов придерживающихся доктрины гурувада. На самом деле все тантрические апасампрадаи благоговеют перед гуру, как воплощением Бога. Картабхаджа считают гуру инкарнацией Бога. Эта идея сродни философии майавади. Гуру один, и он представляет собой форму поклонения Богу. Нет других форм поклонения Богу, включая арча-мурти. Нет необходимости повторять имя гуру, если повторять имя Кришны, потому что гуру - это сам Кришна.
Согласно философии ачинтья-бхедабхеда Шри Чайтаньи Махапрабху, гуру неотличен от Кришны, но он - не Кришна. Он - ашрая-виграха, проявление милости Кришны. Он - вишнупадайа, т.е. тот, кто нашел свое единственное прибежище у лотосных стоп Господа Вишну, и кришна-прештхая - он очень дорог Кришне.
Основателем картабхаджа-апасампрадаи был Аул Чанд, который жил примерно с 1686 по 1779 год. Он был факир или даравеша. Его последователи считали его самим Чайтаньей, который снова воплотился спустя 200 лет. Аула Чанда называли ади-пурушей, а жену, Сати, которая был его ученицей, - ади-шакти.
Метки: статьи