Борьба против майи

Прежде, чем описать методы борьбы с майей и саму историю борьбы, приведем некоторые характеристики самой майи и ее проявлений.

Майа

В Индуизме концепция майи определяется следующим образом: майя - это энергия, которая вводит нас в заблуждение. Она бывает маха-майя и йога-майя.

Одна действует на платформе материального сознания, другая на платформе духовного или сознания Кришны. Одна производит материальный мир другая - духовный. Как энергия она исходит из Кришны, поэтому называется пракрити, природа.

Концепция Бога-творца

В начале Он творит пракрити, затем Сам входит в нее, оплодотворяя ее семенами живых существ, и, войдя, покрывает себя собственной энергией, т.е. становится окутанным покрывалом майи, невидимым для нашего взгляда. Он не попадает под влияние майи - живые существа, оставаясь неотъемлемыми частичками, обретают свою мнимую независимость и кажутся себе не имеющими ничего общего с Кришной.

В “Бхагавад-гите” это объясняется так: “Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, из вожделения возникает гнев. Гнев порождает полное заблуждение, заблуждение затмевает память. Когда память в затмении, пропадает разум, а когда разум потерян, человек попадает в колодец материального мира, живое существо утрачивает свою независимость” (2.69.63).

Человек, потерявший свою душу

Майа действует многими путями. Человек теряет свой интеллект и силу различать. Забывает свою истинную духовную природу. Он утрачивает сознание себя как вечной души и начинает отождествлять себя с материальным телом и названием, которое относится к телу. Он считает себя творцом (созидателем), оставаясь марионеткой или инструментом в руках Бога - истинного Творца и наслаждающегося. Затем он развивает привязанность к мирским объектам и сознанию «я» и «мое», полностью забывая цель своего существования.

Он принимает за истину то, что говорят его чувства, игнорируя реально существующие вещи. Ведомый страстью и невежеством под воздействием эмоций, инстинктов и нечистых желаний, он страдает от жары и холода, счастья и несчастья (которые возникают от соприкосновения чувств с объектами чувств), страдает от беспокойного ума, и, стремясь к ложным целям, попадает в круговорот рождения и смерти. Путь к освобождению лежит через преданное любовное служение Кришне, осознавая Его в качестве истинного творца всего сущего и причины всех причин.

Природа реальности

Материальный мир реален и не реален одновременно. Сравниваясь с отражением предмета, он не отличен от самого предмета, поскольку отражает реальность, и в то же время, хотя отражение похоже на реальный предмет, тем не менее, остается всего на всего отражением не имеющим реального существования. Он временен, преходящ… в то время как реальность вечна и неизменна.

Так много проходит и вновь возникает разного рода явлений и предметов за очень короткий период жизни. Друзья становятся врагами, враги друзьями, солнце и луна как и все другие великие и малые планеты движутся постоянно меняя свою позицию. Реки текут, воздух перемещается, облака в небе, проливая дожди, исчезают и вновь наполняются водой, испаряемой с поверхности океана. Все течет и все изменяется в мире нереальных вещей, обозначений и временных отношений. Сегодня мы здесь, а завтра нас нет. Подчиняясь закону кармы и ходу вечного времени, возникают планеты, вселенные, движутся атомы, молекулы, сохраняя какое-то время формы.

Нет стабильности в мире временном, нет истины в мире относительных понятий. Тем не менее, каждый стремится к запредельному, непостижимому, вечному бытию знанию и блаженству. Это естественно для души, но не реально для материального ее существования. Поэтому поиск счастья в этом мире является проявлением майи. Природа реального в нереальных условиях существования сравнивается со сном, освобождение от чар майи - бодрствующее состояние души - это ее любовное служение Кришне - Высшей душе, Душе Всех Душ.

Maya

Майа - означает иллюзия, состояние нашего сознания, когда, отождествляя себя с материальным телом, чувствами и умом, мы посвящаем себя служению материальным чувствам, телу и уму, забывая о своих истинных духовных потребностях. Существование, отделенное от Кришны называется майей (то, чего нет). Майа - означает энергия, пара и апара-пракрити. Без энергии Кришны ничто не может существовать. Сознание своего независимого от Кришны существования или бытия называется майей.

Оставаясь вечным слугой Кришны, если живое существо отрицает или пренебрегает служением Ему, оно становится слугой майи - иллюзии. Такое состояние является болезненным состоянием души, охваченной майей.

Будучи вечной, исполненной знания и блаженства, душа под воздействием майи начинает испытывать тройственные страдания. Причиной этому вопиющее невежество, которое проявляется в том, что душа начинает отождествлять себя с материальным телом.

Под воздействием майи изначальная любовь, заключенная в природе души, находит свое выражение в страстных желаниях. Другими словами под воздействием гун страсти и невежества (из которых состоит майа), изначальная любовь к Богу трансформируется в вожделение.

“Эта божественная энергия из трех гун материальной природы трудно преодолима, но тот, кто предается Мне” - говорит Кришна, - “освобождается от ее влияния” (Бх.г. 7.14).

Преданную душу Кришна освобождает от влияния майи. Если человек посвящает себя преданному любовному служению Господу, то по Его милости он обретает изначальную любовь. Иными словами вожделение вновь принимает свою духовную форму, т.е. становится любовью к Богу.

“Весь мир, околдованный гунами природы, введен в заблуждение, вследствие чего не знает Господа” (Бх.г. 7.13).

“Материальная природа работает, как механизм, под надзором Верховной личности Бога” (Бх.г. 9.10).

Живое существо не совершает никакой деятельности, однако под воздействием майи оно считает себя творцом и собственником всего, что попадает в поле его зрения. Будучи привязаным к результатам своего труда, живое существо вынужденно снова рождаться и умирать, т.е. менять свои тела. Материальное тело живое существо получает по милости Господа, чтобы удовлетворить материальные желания. Так оно попадает в зависимость от своих нечистых желаний.

В то время как живое существо находится под контролем майи, Верховный Господь, как Параматма, пребывая в сердце каждого, управляет майей, направляя скитания всех существ согласно их желаниям.

Живое существо блистательно по природе, но покрытое майей, утрачивает свое свечение, свое чистое сознание, сознание Кришны, и обретает сознание Майи. Другими словами становится безжизненным куском материи. Говорится, что материя мертва. Только душа, находясь внутри материи, создает видимость жизни.

Душа свободна, но в контакте с майей она утрачивает свою свободу. Это состояние называется обусловленным состоянием души. Иногда она становится царем, иногда животным, полубогом, насекомым или рептилией.

Майа, подобно тени предмета, всегда движется за предметом. Подобно этому ее персонификация, богиня Дурга, верная служанка Кришны, никогда не показывается Ему на глаза, двигаясь за Ним подобно тени.

Кришна подобен солнцу, а майа подобна тьме. Там, где солнце, там нет тьмы, аналогично этому там, где Кришна, там нет майи.

Когда человек желает предаться Кришне и начинает практиковать принципы преданного служения Господу, тем самым он как бы объявляет войну майе. Неофиту предстоит пройти испытания. Когда он утвердится в своем намерении служить Господу и обретет Его милость, только тогда майа оставит его в покое и, напротив, как верная служанка будет помогать ему в служении своему Господину.

Метки:

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.