Виласа. Лекция Шри Шримад Мурали Мохана Махараджа по Арчане, г. Екатеринбург

По милости Шри Чайтанйадевы даже глупец сможет понять заключительное слово ИСТИНЫ.

Одно из отличительных качеств Вайшнава – это то, что они жаждут поклоняться Верховному Господу, приходящему в их дом в образе Божества. Способ поклонения установлен ачарьями и подробно описан в Хари-бхакти –виласе. Когда  преданный видит Божество в храме, прекрасно украшенное и принимающее пышное поклонение, его сердце преисполнятся ликования.

В своей книге «Храм в каждом доме» мы уже описали различные типы поклонения. Теперь, ссылаясь на авторитет шастры, объясним, почему так важно любому домохозяину установить Божества у себя дома и начать поклонение им.

МЕСТО, ГДЕ ПОКЛОНЯЮТСЯ АРЧЕ-ВИГРАХЕ, НЕОТЛИЧНО от ВАЙКУНТХИ.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Арчана является одним из 9 видов преданного служения, упомянутых в «Шримад-Бхагаватам» (7.5.23.).

шраванам киртанам вишнох    смаранам пада-севанам

арчанам ванданам дасйам    сакхйам атма-ниведанам

ити пумсамрита вишнау    бхактиш чен нава-лакшана

крийета бхагавати аддха    тан манйе’дхитам уттамам

Слушание и воспевание трансцендентального имени, формы, качеств, атрибутов и игр Господа Вишну, памятование о них, служение лотосным стопам Господа, (арчана) поклонение и предложение шестнадцати упачар, вознесение молитв, служение, дружба с Господом и полное самопредание, своего тела, ума и слов Господу – таковы девять видов чистого преданного служения. Тот, кто следует им, посвятив свою жизнь служению Шри Кришне, считается наиболее ученым человеком, достигшим вершины Абсолютного знания.

Арча-виграха – это особая инкарнация Господа. Она нисходит в этот мир благодаря любовному служению Его преданных.  Тот, кто не получил   посвящения  у истинного гуру, не имеет права служить Божествам. Но получивший  дикшу согласно панчаратрика видхи, кем бы он ни был, брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой, мужчиной или женщиной, получает право служить арче шалаграма-шиле и другим формам Господа. Особенно это касается семейных людей, необходимым условием для которых является служение арча-виграхе и участие в хари-нама-санкиртане. В противном случае существует большая вероятность, что из-за зависти, жадности и вожделения они оставят преданное служение.

Арчана бывает трех видов: ведическая, тантрическая и смешанная. Подходящим местом и объектами для нее служит алтарь, жертвенник, огонь, солнце, вода, и сердце.

Арчана бывает двух типов: джапанга-арчана и бхактьянга-арчана. Первый тип арчаны относится к категории кармы, второй – к чистому преданному служению бхакти. В свою очередь бхактьянга-арчана также имеет два типа: поклонение Господу той или иной Его форме дома или небольшом проповедническом центре санкиртаны и поклонение в храме. Первый тип зависит от количества параферналий и серьезности поклоняющихся, второй – раджа-сева, царское поклонение,  основан на регулярной севе, стандарт которой не допускает ошибок и оскорблений. Но так или иначе, любое поклонение должно совершаться только ради удовлетворения Господа. Для неофита арчана является обязательной формой служения. Совершая раджа-севу, он должен учиться стойко переносить различные трудности, строго следуя всем предписаниям шастр. Во время поклонения необходимо полностью сосредоточить свое внимание на нем. Погружение в процесс арчаны быстро позволяет ощутить блаженство в самом себе, без которого невозможно отречься  от привязанности к чувственным наслаждениям и дурному общению. Сам Бхагаван наставляет того, кто совершает арчану предписанным образом согласно указаниям шастр. Величайшие авторитеты - Брахма, Шива, Нарада, Вьяса и другие - рекомендуют арчану в системе варнашрамы для блага всех классов людей цивилизованного общества, включая женщин и шудр. Поклонение Божеству с полной верой, когда человек использует различные параферналии, вовлекая в такого рода служение свои чувства, тело и ум, помогает  ему осознать сварупу трансцендентального имени Господа, значение мантр и получить освобождение от мирской концепции жизни.

Божества бывают восьми видов: вырезанные из дерева, камня, сделанные из глины, из песка, драгоценных камней, металла, нарисованные краской и созданные силой воображения в уме (Ш.Б.11.27.12.). Они бывают стационарные и передвижные. Есть Божества, которые омывают, одевают, украшают, кормят, укладывают спать и служат Им как своим покровителям, друзьям и детям. Такого рода поклонение осуществляется в определенное время суток (сандхйи) с мантрами и предложением подходящих случаю предметов (упачар): благовоний,  духов,  лампы (светильника), цветов и пищи. К этому необходимо добавить вознесение молитв, повторение мантр, пение гимнов, бхаджанов, предложение цветочных гирлянд, чанданы, совершение поклонов, проведение обрядов, фестивалей и сооружение храмов. Все это является составными частями арчаны. Выполняя регулярно такую арчану с любовью и преданностью Господу, человек несомненно обретет непосредственное служение Его лотосным стопам. Домохозяин должен служить Господу с полным сознанием того, что Господь не отличен от Своего воплощения в арча-виграхе,  используя все свои возможности. Скупость в отношении служения Господу делает любое подношение нечистым, что в значительной мере  уменьшает его духовную ценность и силу. Считать Божества идолами или статуэтками и полагать, что они камень, дерево или какой-то другой материал – великое оскорбление. Подобное умонастроение присуще обитателям ада. Человек, думающий таким образом, должен немедленно быть отстранен от исполнения каких-либо ведических ритуалов, и общения с ним должно избегать (Падма Пурана). Процесс поклонения Божествам (арчана) дан Самим Господом Кришной и ниже мы приведем его описание из Шримад Бхагаватам (11.27.).

  1. Шри Удхава сказал: «Мой дорогой Господь, Ты – повелитель преданных. Пожалуйста, объясни мне  метод поклонения Тебе в форме арча-виграхи. Какими качествами должен обладать преданный, который поклоняется Тебе в этой форме, на чем основано такое поклонение, какова его цель и каков метод?
  2. Все великие мудрецы неоднократно повторяли, что такого рода поклонение приносит величайшее благо, какое только возможно обрести человеку в жизни. Это мнение Нарада Муни, великого Вьясадевы и моего духовного учителя Брихаспати.
  3. О Господь, самый прекрасный из всех, наставления о поклонении Тебе в форме Божества, изначально эманировали из Твоих лотосоподобных уст.
  4. Затем были переданы великим Брахмой сыновьям,  возглавляемым Бхригу, и Шивой его жене Парвати. Этот процесс принят всеми классами общества. Я считаю поклонение Тебе в форме арчи самым благоприятным из всей духоной практики, доступной даже для женщин и шудр.
  5. О лотосоокий, Верховная личность Бога, Господин всех господ вселенной, пожалуйста, объясни Твоим преданным этот метод достижения свобождения от оков кармы.
  6. Верховный Господь сказал: «Мой дорогой Уддхава, нет конца ведическим предписаниям для выполнения арчаны. Наберись терпения, я объясню тебе этот предмет в общих чертах, вкратце».
  7. Человек должен очень осторожно поклоняться Мне, выбрав один из трех методов совершения йагйи, которыми Я наслаждаюсь: ведический, тантрический и смешанный.
  8. Теперь, пожалуйста, преисполнившись веры, слушай Меня внимательно. Я объясню тебе, как человек, ставши дваждырожденным, с преданностью должен поклоняться Мне.
  9. Дваждырожденные поклоняются Мне как своему Господу, освободившись от двойственности, предлагая соответствующие параферналии с любовью и преданностью Моей арча форме, т. е. форме, появившейся на земле, в огне, на солнце, в воде и в сердце того, кто поклоняется.
  10. Прежде чем поклоняться Мне, человек должен очистить тело, почистить зубы и совершить омовение. Затем нанести тилак (очищение землей) и приступить к повторению ведических и тантрических мантр.
  11. Зафиксировав свой ум на Мне, каждый должен поклоняться Мне исполнением предписанных обязанностей, таких как: повторение трижды в день Гайатри-мантр. Таков процесс очищения, рекомендованный Ведами для тех, кто поклоняется Божествам (арча-виграхе).
  12. Форма Господа проявляется в восьми видах: в камне, дереве, металле, земле, нарисованной красками, сделанной из песка, из драгоценных камней или созданной в уме.
  13. Божества, являющиеся прибежищем всех живых существ, могут быть установлены двумя способами: как временно, так и постоянно. Мой дорогой Уддхава, постоянно установленные Божества не могут быть перенесены с одного места на другое.
  14. Временно установленные Божества могут передвигаться. Для них должны быть исполнены два ритуала при установлении, включая омовение водой, за исключением, если они сделаны из глины, нарисованные или из дерева.
  15. В форме Божеств Мне должны поклоняться наиболее экзальтированным образом. Однако, преданные полностью свободные от материальных желаний, могут поклоняться Мне так, как это возможно, внутри своего сердца или параферналиями созданными в уме.
  16. При поклонение в храме, Мой дорогой Уддхава, омовение и предложение украшений – наиболее приятно Мне. Божествам начерченным на святой земле – наиболее дорог процесс  таттва-винйаса.
  17. Жертву сезама и ячменя, пропитанного гхи, предпочтительно предлагать  жертвенному огню. Тогда как поклонение, содержащее упастхана и аргхйа, предпочтительно солнцу. Человек должен поклоняться Мне в форме воды, предлагая воду. На самом деле, любое поклонение, которое совершает Мой преданный – даже если он предлагает Мне просто воду – для Меня очень дорого.
  18. Меня не могут удовлетворить даже очень богатые приношения, если их предлагают непреданные. Но самые незначительные, если их предлагают Мои возлюбленные преданные, Мне очень приятны. Наиболее ценным для Меня явлется предложение ароматических масел, благовоний, цветов и вкусной пищи, приготовленной и предложенной с любовью.
  19. После очищения самого себя, собрав параферналии, человек, поклоняющийся Мне, должен устроить свое сиденье из травы куша по направлению на восток. Он должен сидеть лицом на восток или на север, а если есть Божества – прямо напротив Них.
  20. Человек должен освятить свое тело, коснувшись различных его частей, повторением соответствующих мантр. Тоже самое сделать и для Божеств. Он должен убрать старые цветы  и остатки прошлых приношений. Необходимо подготовить сосуд для прасада и другой, содержащий воду.
  21. Затем водой прокшанийа необходимо спрыснуть, освятить, место, где осуществляется поклонение, параферналии и собственное тело. После этого украсить благоприятными знаками три сосуда, наполненных водой.
  22. Очистить эти три сосуда: первый, для лотосных стоп, повторяя мантру хридайайа намах; второй, для аргхйа, повторяя мантру ширасе сваха; и третий для полости рта, повторяя мантру шикхайи васат. Эти мантры повторяются вместе с Гайатри- мантрой.
  23. Человек должен медитировать на Мою тонкую форму, – которая находится в его теле, уже очищенном воздухом и огнем, – как причину всех живых существ. Эта форма Господа проявляется в священном звуке ОМ, когда ее вибрирует самопознавшая себя личность.
  24. Преданный ощущает Сверхдушу в своем теле в форме, которая соответствует его реализации. Таким образом, поклоняясь Господу, он становится  полностью поглощен Им.  Касаясь разных частей тела Божества и повторяя соответствующие мантры, преданный должен пригласить Сверхдушу войти в арча форму, после чего поклоняться Мне.
  25. Сначала человек должен представить себе Мой трон, украшенный  персонификациями божеств дхармы, знания, отречения и богатства с  девятью Моими духовными энергиями.
  26. Он должен медитировать на восьмилепестковый лотос, на котором  Я сижу, и сияние, исходящее от шафрановых нитей внутри венца. Затем, следуя указаниям Вед и тантр, предложить Мне воду для стоп, полоскания рта, аргхйа и т.д. Через это можно достичь и материального процветания и освобождения.
  27. Человек должен поклоняться Сударшана-чакре, раковине Панчаджайе, булаве, сабле, луку, стрелам и плугу, мушала-оружию, камню Каустубха, цветочной гирлянде и знаку Шриватсы, завитку волос на груди Господа.
  28. Он должен поклоняться окружению Господа, Нанде и Сунанде, Гаруде, Прачанде и Санде, Махабале и Вале, Кумуде и Кумудекшане.
  29. Предлагая прокшана, человек должен поклоняться Дурге, Винайаке, Вйасе, Вишвакшена, духовному учителю и полубогам. Все эти личности должны присутствовать здесь, занимая почетные места, лицом к Божествам Господа.
  30. Божества необходимо купать каждый день со всем комфортом, так пышно, как позволяют  возможности, используя душистую воду, сандал, корень  ушира, камфору, кункуму и агуру.
  31. Необходимо читать ведические гимны и мантры: анувака, известную как Сваран-гхарма, Махапуруша-видья, Пуруша-сукта, стихи из Сама-Веды, такие как Раджана и Рохинйа.
  32. После омовения Мой преданный должен предложить Мне роскошные одежды, брахманский шнур, украсить и умастить Мое тело ароматическими маслами и нанести тилак – все, как предписано.
  33. Мне должна быть предложена вода для омовения стоп и полоскания рта, ароматические масла, цветы, цельные зерна, благовония, лампада и другие параферналии.
  34. Также преданный должен предлагать Мне всевозможные сладости, сладкий рис, гхи, шашкули (кекс из рисовой муки), апупа (другие сорта кекса), модака, самйава, йогурт, овощные супы и прочие вкусные блюда.
  35. По особым случаям, а если возможно и ежедневно, Божества массируют, предлагают зеркало, эвкалиптовую палочку для чистки зубов, ванну с пятью видами нектара, роскошный пир и развлечения, спектакли с пением и танцами.
  36. На арене сооруженной по ведическим стандартам, преданный должен совершать агнихотру, используя священный пояс, жертвенник и алтарь…
  37. Растелив траву куша на земле и спрыснув ее водой, необходимо совершить анвадхана-ритуал согласно всем правилам. После чего провести жертвоприношение; предлагая жертву в огонь, необходимо медитировать на Меня.

38 – 41  Преданный должен медитировать на форму Господа цвета расплавленного золота. У Господа четыре руки, в которых Он держит раковину, диск, булаву и цветок лотоса. Он всегда умиротворен и облачен в одежды цвета тычинок внутри лотоса. Его шлем, браслеты, пояс и украшения на руках сверкают и переливаются. На Его груди знак Шриватса, драгоценный камень Каустубха и гирлянда из лесных цветов. Преданный должен поклоняться Господу, обмакивая деревянные палочки в гхи и бросая в огонь. Он должен совершать ритуал агхара, предлагая огню различные предметы в качестве жертвы, пропитывая их и возливая гхи. Шестнадцати полубогам, начиная с Ямараджи, нужно предложить жертвенное под названием свисти-крити, возливая гхи и произнося соответствующую мантру каждому божеству из Пуруша-сукты.

42. Поклоняясь таким образом Господу на жертвенном огне, преданный должен предлагать свои поклоны спутникам Господа и жертвы, произнося тихо мула-мантры Божеству Господа, помня Абсолютную истину Верховную Личность Нарайану.

43. Время от времени Божеству необходимо предлагать воду для полоскания рта и остатки Его пищи Вишваксене. После этого – ароматизирующие вещества и бетель.

44. Воспевая совместно с другими, громко повторяя святые имена, танцуя и разыгрывая сцены трансцендентальных игр Господа, слушая и рассказывая истории обо Мне, преданный временами сам погружается в это состояние.

45 – 46.  Преданный должен быть всегда уважителен к Господу, прославляя Его, воспевая гимы, вознося молитвы из Пуран или других древних писаний, а также и следуя обычной традиции, вознося молитвы: «О Господь, пожалуйста будь милостив ко мне!» Он должен простираться перед Божеством, делая дандават, предлагая свое почтение, затем вставать со сложенными руками и молить: «О мой Господь, пожалуйста, защити меня, предавшуюся Тебе душу. Очутившись в океане материального существования, я живу в постоянном страхе, стоя перед лицом неумолимой смерти!»

47. Обращаясь к Господу таким образом, преданный должен прикладывать к своей голове остатки предложенного Божествам..

48. Когда бы человек не развил в себе веру в Меня – в Мою форму (арча) Божества или другие проявления – он должен поклоняться Мне в этой форме. Я несомненно присутствую внутри всех существ и также вовне, отдельно, в Моей изначальной форме. Я – Сверхдуша всего.

49. Через поклонение Мне тем или иным способом, предписанным в Ведах и тантрах, человек получит все желаемые совершенства в этой и в следующей жизни.

50. Преданный должен более полно устанавливать мои Божества, возводя храм с прекрасными садами. В этих садах должны быть оранжереи цветов для регулярного поклонения Божеству, и особенно в дни торжеств.

51. Человек должен предлагать Божеству в дар землю, города и деревни и так ежедневное регулярно служить, поклоняться и проводить праздники Божеств. Постоянное служение принесет людям богатство, равное Моему собственному.

52 – 53. Устанавливая Божества Господа, человек становится царем всей земли, строя храм Господа, он становится повелителем трех миров. Поклоняясь и служа Божествам, он идет на планету Брахмы, а совершая все эти три вида благочестивой деятельности, обретет трансцендентальную форму, подобную Моей. Но тот, кто просто занят преданным служением, не имея привязанности к результатам ее, достигнет Меня. В любом случае, кто бы ни был, если он поклоняется Мне согласно правилам, которые Я здесь описал, в конечном счете обретет чистое преданное служение Мне.

54 – 55. Любой, кто захватывает или крадет собственность полубогов или  брахманов, им самим же данную или кем-то другим, должен будет жить, как червь в испражнении, миллион лет. Но не только тот, кто крадет, но и тот, кто ему помогает, провоцирует или одобряет преступление, он также разделяет его участь, реакции в следующей жизни. Согласно своему участию, каждый страдает в прямо пропорциональной зависимости.

ПРАВИЛА ПОКЛОНЕНИЯ (Панчанга-арчана)

Существует пять основных составляющих любой арчаны:

1) АБХИГАМАНА – поддержание личной чистоты, одежды и гигиены тела; омовение, нанесение тилаки, ношение туласи-кантхималы; поддержание должной чистоты храма; регулярное проведение мангала-арати.

2) УПАДАНА – собирание цветов, листьев туласи, фруктов, приготовление бхоги для предложения, благовоний и других предметов, а также сбор пожертвований на нужды храма.

3) ЙОГА-БХУТА-ШУДДХИ –  медитация на то, что живое существо есть душа, отличная от материального тела. По-настоящему служить Господу можно только, обретя духовное тело. Мы вечные слуги Шри Кришны  в Его трансцендентальной обители Голоки Вриндаваны, Враджа, которая не может быть воспринята нашими несовершенными чувствами и постигнута материальным умом и разумом. Произнесение мантр духовному учителю, Шри Чайтанье Махапрабху и Кришне. Дхьяна-медитация на форму Господа. Манаса-пуджа непосредственно перед поклонением Божествам.

4) ИДЖЙА – предложение 64 упачар, таких как асана, падья и снана. Служение Господу различными другими способоми.

5) СВАДХЙАЙА – изучение шастр, которые помогают совершенствовать  садхану. Медитация на значение хари-намы и других мантр, полученных во время дикши, повторение шлок из «Шримад-Бхагаватам», «Чайтаньи-чаритамриты», которые способствуют развитию бхакти и более глубокому пониманию миссии Шри Чайтаньи Махапрабху. Такое изучение и понимание будет совершенным, когда человек безукоризненно честно и неукоснительно следует этим наставлениям.

ПАНЧАНГА-АРЧАНА  – это не временная занятость людей с мирским складом ума, а вечная чистая бхакти, деятельность души. Она описана в «Хари-бхакти-виласе» и других трудах великих Махаджан. Искусство поклонения арче-виграхе, как и другие составные садхана-бхакти, являются совершенным и самодостаточным методом, помогающим обрести кришна-прему, любовь к Господу Кришне.

Когда преданный всем сердцем и разумом служит Кришне, одевая Его в красивые одежды и предлагая Ему цветы, Кришна начинает улыбаться. И если преданный видит Кришну улыбающимся, ему надо думать, что цель его жизни уже достигнута.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.