Сознание Кришны как альтернатива безбожию (ч.1)
Лекция, прочитанная в Уральском Государственном Университете на кафедре философии будущим религиоведам (Екатеринбург 24 марта 2009г).
Для большинства людей слово религия наводит на грустные размышления; для некоторых - это бизнес, доходное дельце; для других - это наука о душе и Боге. Само понятие духовная жизнь без религиозной практики, - пустые звучные слова, обширный храм без божества!
Какая в этом польза? Нечто размытое, мутное, представляющее поле деятельности для болезненного воображения тех, кто называют себя религиоведами.
Религиоведение - это поле деятельности для тщеславных людей; для людей верующих - это святотатство, а для людей с практическим складом ума - бизнес на божьем промысле. Как правило, говоря о религии, сами религиоведы не понимают ни ее цель, ни пользы для общества; смешав все религии в одну кучу, они буравят землю, как кроты, закапывая собственными руками истину, которая лежит на поверхности у стоп Верховной личности Бога, Шри Кришны.
Когда люди вместо того, чтобы сократить свои грехи, пытаются их оправдать при помощи религии, это приводит к вырождению нравов и полной деградации общества.
Будущее не наступит, пока прошлое не станет настоящим.
Настоящее возникает из прошлого; наши прошлые поступки дают всходы в настоящем, а настоящая деятельность сеет семя будущего. Существует связь поколений, которая представляет собой традицию. Отказ от традиции, установленной нашими предками, вызывает хаос, но и традиция, ставшая обычаем, представляет собой тормоз в развитии общества, становясь причиной страданий для нового поколения. Трудно с этим не согласиться, но еще труднее это понять. Старые люди с их предрассудками живут воспоминаниями. Идеология коммунистического завтра, как ветхое платье, как мусор, как устаревшая, вышедшая из моды обувь, выброшена на помойку. Технологии теснят, торопят научный прогресс. Экономическое развитие не поспевает, отстает от всевозрастающих потребностей человека. Как пришпоренная лошадь, человек «и жить торопится, и чувствовать спешит». Новое время, новые отношения и взгляд новый на то, что было. Кажется, уже никто не оглядывается назад. В вихре времени, взметая клубы пыли, несется «тройка, птица тройка… какой же русский не любит быстрой езды». Тройка та же, а наездники другие. Мир стар, но душа вечно молода.
Клячу истории загоним!
Пожилой человек в нашу эпоху, как ископаемое, как мамонт, как неандерталец с мышлением палеолита и онтологией современности. Говоря на родном языке, современные люди не понимают друг друга. Все те же разговоры, но каждый о своем. В результате великого отчуждения картина мира заполняется историческими событиями между собой никак не связанными. Скорбь и великая надежда на лице потерявших себя людей. Только мудрец, погруженный в размышления о вечном, ни о чем не скорбит и ничего не желает. Тот, кто познал себя как вечную душу, пребывает в вечном бытии, знании, черпая постоянную радость внутри себя. Посвятивший себя служению Абсолюту, вне причин и следствий - внешняя энергия не причиняет ему беспокойства. В таком умиротворенном состоянии провидцы будущего, великие преданные Господа Кришны вне суеты и скорби о том, что было, есть и будет. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит об освобожденной душе: брахма-бутах прасаннатма… «Тот, кто находится на этом трансцендентальном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда ни о чем не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне (Бх.г.18.54). Тот, кто посвятил себя служению Абсолюту, уже пребывает в Абсолюте. Усилия и цель такого человека - одно; золото и камень не имею принципиальной разницы. Потери и приобретения теряют смысл. Пребывая вне двойственности добра и зла, объект познания и субъект, познающий - суть одно, все абсолютно. На этом уровне сознания человек видит Бога и себя качественно единым. Понимая, что нет ничего кроме личности Бога, он обретает умиротворение. Далее, исследуя эту не двойственную субстанцию, человек находит в ней великое разнообразие, бесчисленное множество существ, из которых одно поддерживает существования других. Эту личность зовут Кришной. Он - всепривлекающий Господь, единый и непостижимо разнообразный в своих проявлениях. Все пребывает в Нем, и Он внутри всего. Сохраняя свою неповторимую индивидуальность, Он наслаждается, и каждый, кто познал себя, наслаждается вместе с ним. Он - источник вечного наслаждения и, связанные с Ним любовью, живые существа испытывают истинное счастье, постоянно возрастающее по мере их активности.
Выбор религии.
Выбор религии - это право каждого. У каждого есть право выбора религии, но велик тот, кто, выбрав религию, уважает другие религии и верования. Таково сознание Кришны!
Существует множество религиозных отправлений, каждое из которых утверждает, что оно истинное, а другие - нет! Какова причина тому? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали каждую из них, чтобы понять мотивацию тех, кто так заявляет.
И то - правда, что всякая религия дана Богом “…дхармам ту сакшад бхагават-пранитам“, но вопрос: «Что есть религия, и какова ее истинная цель?» Прежде всего, религия - это закон Бога. Каждая из них провозглашает послушание, служение Богу и любовь к Богу. Но, ни одна не говорит, кто есть Бог, как Ему можно служить и любить. Ни одна религия не говорит, чем занимается Бог, как Он выглядит и каковы проявления любви того, кто любит Бога.
Прийти в храм, церковь или мечеть, положить рубль и попросить у Бога миллион - это ли проявление любви? Построить храм или мечеть, потом жить за счет прихожан, делать бизнес на свечках, изображениях и крестиках; призывать послушанию власть имущих, при этом, всякий раз нарушая заповеди и находя себе оправдание: не согрешишь - не покаешься - это ли религия? Это ли служение Богу? Говорят о любви к ближнему и преследуют инакомыслящих - это ли религия? Любить одних - это не значит ненавидеть и убивать других. Любить Бога - это значит почитать каждое существо, которое является возлюбленным чадом Господа. Мы не можем дать жизнь, кому бы то ни было, следовательно, мы не вправе посягать на нее. Говоря о любви ко всему живому, мы не должны убивать животных, чтобы потом съесть его, приготовив бифштекс. Какое низкое коварство цивилизованного человечества поедающего все, что совсем недавно дышало, двигалось, мычало, служило человеку, как ребенку служит его мать, служило ему и, нуждаясь в защите и покровительстве, было полностью зависимо от него.
Когда мы напоминаем о принципах религии, но некоторые верующие говорят, что Господь милостив, Он простит грешника. Думая, таким образом, человек постепенно приходит к заключению: «На все воля Всевышнего!» Таким образом, найдя оправдание своим греховным поступкам, он как бы подписывает договор с Всевышним: «Греши и кайся!»
Продолжение следует…
Метки: лекции