ГАУРАНГА. Лекция Мурали Мохана Махараджа на Гаура-Пурниму, г. Санкт-Петербург, 16.03.2014
Гауранга явился в этот мир 4 февраля, 1486 года в Навадвипе, в день полной луны. Его oтец, Джаганнатха Мишра, он же Пурандар Мишра, принадлежал к числу благородных брахманов ведического толка. Приехав из Силхета, он обосновался в Надии, крупнейшем в то время образовательном и культурном центре Западной Бенгалии. Мать Гауранги, Шачи Деви, была дочерью известного астролога Ниламбары Чакрaварти и также принадлежала к высшему сословию брахманов. У Джаганнатхи Мишры и Шачи Деви было десять детей. Первые восемь дочерей умерли в раннем возрасте. Девятым был сын, Вишварупа, который в 16 лет, сразу же после своей женитьбы, принял санньясу. Родители очень расстраивались по этому поводу. Гауранга был десятым ребенком в семье Мишры. От рождения Его нарекли Вишвамбхарой, именем, которое указывает на Верховную личность – «тот, кто поддерживает вселенную». Поскольку Он родился под деревом ним, Шачи Деви ласково называла его Нимай. Местные женщины считали, что Нимай был послан Джаганнатхе Мишре и Шачи Деви самим провидением, чтобы защитить их семейство от злого рока.
Нимай рос очень красивым, милым ребенком. Его светлое тело сияло, как расплавленное золото. Поэтому соседи прозвали Его Гауранга («гаура» – светлый, а «анга» – тело). Кроме этого у Него было еще одно имя – Гаурахари. Когда Он плакал, его можно было успокоить единственным средством, – произнося имя Господа Хари. Во всех отношениях Гауранга был очаровательным. Соседские девушки, потешаясь иногда, доводили Его до слез, а потом всем на радость, призывали имя Господа Хари. Они кричали: «Хари бол! Хари бол!», и Гауранга, сияя от восторга, милостиво успокаивался.
В раннем возрасте Нимай стал посещать школу Васудевы Сарвабхаумы, великого ученого и логика. Из всех учеников Он выделялся удивительными, прямо скажем, экстраординарными способностями, блестящей памятью и весьма развитым интеллектом. Это привлекло к Нему внимание Рагхунатхи Широмани, местного пандита, автора трактата «Дидхити». Он был тоже учеником Сарвабхаумы. При живом учителе он считал себя более великим, чем тот. Один раз, когда Гауранга и Рагхунатха плыли на лодке через реку, между ними возникла дискуссия на предмет философии ньяя. Гауранга показал нашему пандиту свои комментарии. Они были очень мастерски и оригинально написаны и сразу покорили сердце Рагхунатхи. Прослушав их, он даже расплакался. «Мой брат, что с тобой? Я вижу у тебя на глазах слезы», – спросил Гауранга. Размазывая их по щекам, Рагхунатха сконфуженно признался: «Я считал себя непревзойденным знатоком ньяи и думал, что моя книга затмит все научные труды на эту тему. Но теперь я вижу, что ошибся. Твои комментарии бесподобны. Они глубоки по содержанию и лаконичны по форме. Навряд ли кто-нибудь еще напишет лучше. Слушая Тебя, я должен признать свое поражение. Мое бессилие вызывает во мне постыдное чувство зависти и досаду. Вот поэтому я не могу удержать слез и плачу». Услышав такое чистосердечное признание, Гауранга проникся глубоким состраданием к своему коллеге и, желая как-то его успокоить, сказал: «Мой дорогой брат, не стоит расстраиваться. Ньяя – это сухая, скучная философия. От нее нет никакого проку». С этими словами Гауранга взял Свой манускрипт и выбросил его в реку. Так ньяя, написанная Им, стала навсегда потерянной для мира, а «Дидхити» Рагхунатхи Широмани стала непреложным авторитетом. Этот эпизод особенно красочно рисует образ Нимая, поразительную мягкость Его характера как живое свидетельство Eго божественной натуры. Гауранга отличался исключительной добротой и состраданием не только к людям, но и ко всем живым существам. Он был верен в дружбе и равно расположен к каждому, всегда готовый оказать почтение другим, не ожидая почтения к себе. Его манеры поведения не вызывали ни в ком ни тени раздражения или неприязни. Ведя простой образ жизни, Он неуклонно следовал духовному идеалу.
В 16 лет Гауранга открыл Свою школу и стал известен как самый молодой и преуспевающий пандит. Он был величайшим ученым, знатоком санскритской грамматики, логики, поэтики, риторики, философии и теологии. Среди людей Он был гением, обладающим бесчисленными талантами, а среди небожителей – самим воплощением Верховной личности Бога.
Еще будучи учеником, сразу после смерти своего отца, Гауранга женился на дочери Валлабхачарьи, Лакшми. Но Его семейная жизнь была непродолжительна. Печальная весть настигла Его во врема путешествия по Восточной Бенгалиии: жена умерла от укуса змеи. По возвращению, Он женился вторично на Вишнуприе, которая своими добродетелями ничуть не уступала богине процветания, вечной супруге Господа.
В 1509 году Гауранга отправился в Гайю, чтобы совершить по своему отцу обряд шраддха. Там Он встретил Ишвару Пури, ученика Мадхавендры Пури, и принял от него инициацию. Это событие стало переломным моментом в Его жизни. Из ученого логика, философа, блистающего своей эрудицией, неожиданно для всех Он стал преданным Господа Кришны, проявляя в своем теле признаки духовного экстаза. Когда он вернулся в домой, ученики его не узнали. «Что случилось с нашим учителем? – терялись в догадках они, – Он постоянно воспевает имена Господа: Хари харайе нама Кришна йадавая намах… восклицая: «Хари Бол! Хари Бол!!!» Он то смеется, то плачет, то поет, танцует как сумасшедший, а иногда без чувств падает на землю и катается в пыли». Удивительные перемены произошли за столь короткий срок. Сам Гауранга не мог понять, что происходит. Когда Он описал свое состояние гуру, тот улыбнулся и сказал: «О мой дорогой мальчик, Ты очень удачлив. Тебе здорово повезло!» Едва Гауранга стал воспевать святые имена, Он тут же получил даршан Кришны. Господь явил ему Свою особую милость, и с того дня Он стал постоянно думать о Нем. Однажды Он вошел в храм Гададхары и увидел там отпечаток стопы Кришны. Слезы тут же ручьями хлынули из Его глаз. Вся одежда на Нем промокла насквозь. Погрузившись в медитацию, Он потерял сознание и чуть не упал. Ишвара Пури, оказавшийся рядом, едва успел Его подхватить. Когда, придя в Себя, Гауранга увидел своего гуру, Он сказал: «О мой многоуважаемый Гуруджи, пролей на меня каплю милости и вытащи из трясины самсары; иницируй меня в мистерию любви Шри Радхи и Шри Кришны. Позволь мне обрести прему и насладиться Кришна-према-расой. После этого Ишвара Пури дал Гауранге Кришна-мантру и пурва-рага самопроизвольно проявилась в Его сердце. Гауранга был не только воплощением Господа, но самим воплощением любви Шримати Радхики. Он жил, двигался и существовал в любви. Его речь была исполнена любви; Он излучал любовь. Его прикосновение было очарованием любви; Он пел от любви, дышал любовью и демонстрировал всем, как Бог может любить Своих преданных. На самом деле, Он мало давал поучений, Он учил Своим примером любить. Он учил любовью, и каждое Его слово, когда Он говорил, было благословением бхакти. Этого было вполне достаточно. С сердцем, переполненым премой, любой грешник мог сразу же достигнуть самадхи. Такова было сила трансцендентальной любви Гауранги. Когда Он шел по улице или по дороге, его према покоряла тысячи. Каждый, кто Его видел, непроизвольно начинал петь и танцевать в экстазе, выкрикивая во весь голос: «Хари Бол! Хари Бол!»
Ученые и ортодоксы здорово позавидовали успеху Гауранги и поэтому выступили против него. Они возненавидели Его. И ради того, чтобы их спасти, Господь решил принять санньясу. Он постоянно думал о благе всех людей, но особенно о тех, кто возгордился своим образованием и материальным положением. В силу традиции, санньяси в индуистском обществе до сих пор пользуются уважением и авторитетом у всех варн и ашрамов. Когда люди видят санньяси, они вынужденно оказывают ему почтение. Поэтому Гауранга решил: «Они признают Меня, если Я приму санньясу. И очистив свое сердце, они последуют за Мной». Так, в 24 года Он инициировался у Кешавы Бхарати и получил новое имя – Шри Кришна Чайтанья. Когда Его мать узнала об этом, она страшно расстроилась; ее сердце было совершенно разбито. Только благодаря своим добродетелям Чайтанье удалось успокоить ее. До конца жизни Он сохранил любовь и заботу о ней, хотя при этом оставался всегда хладнокровным и беспристрастрастным, отвергнувшим все виды чувственных наслаждений, как смертельный яд. Он был очень строг в своих обетах. По этой причине Он отклонил встречу с царем Пратапарудрой. Санньяси должен избегать общения с царственными особами, занятыми удовлетворением чувств, а так же близких отношений с женщинами и деньгами. Если он нарушает эти принципы, то рано или поздно становится жертвой майи-деви. Гауранга был величайшим проповедником. Он широко и свободно внедрял философию и принципы вайшнавской этики, и его близкие преданные (Нитьянанда, Санатана, Рупа, Сварупа Дамадара, Адвайта Ачарья, Шривас, Харидас, Мурари Гупта и Гададхара) всегда помогали ему в этом.
ДЖАГАЙ И МАДХАЙ
В те дни, о которых здесь идет речь, в Навадвипе жили два отвратительных существа, вошедшие в историю своими злодеяниями, два брата-бандита, Джагай и Мадхай. Они принадлежали к членам брахманской семьи, но из-за дурного общения низко пали и стали замешаны во всех тяжких преступлениях. Они были убийцами, грабителями, насильниками женщин. Других таких на земле не было. По особому плану, Шри Чайтанья и Нитьянанда решили во что бы то ни стало их освободить. С этой целью Нитьянанда, Харидас и другие преданные стали воспевать святые имена, проводить санкиртану на улице, где жили братья-разбойники. Когда братья появились на улице, Нитьянанда, который вел киртану, подошел к ним и смиренно стал просить, чтобы те повторяли святое имя Господа. «Дорогие братья, – сказал Нитай, – пожалуйста, повторяйте святое имя Господа Кришны!» Это вызвало их гнев. Один из братьев, Мадхай, разбил горшок и, схватив осколок, с силой швырнул его в Нитая. Угодив в голову, он рассек Нитаю лоб. Хлынула кровь. Не обращая на это никакого внимания, Нитай смиренно продолжал умолять Мадхая принять преданное служение Господу. Но разъяренный Мадхай схватил второй осколок горшка и приготовился нанести второй удар. Дело стало принимать весьма неблагоприятный и серьезный оборот. Джагай попытался вразумить брата: «Мадхай, остановись! Ты очень жесток. Если ты убьешь санньяси, то тебе не миновать страшных страданий. Ты пойдешь в ад». Трудно сказать, чем бы это кончилась, если бы на месте происшествия не появился Шри Чайтанья. Он был в другом конце санкиртаны, но когда услышал о нападении Мадхая, тут же прибежал. Он намеревался убить негодяев, но Нитай остановил Его, напомнив ему, что в век Кали Господь милостив и никого не лишает жизни. Напротив, в этот век Он занимается высшей формой благотворительности, проповедуя совместное воспевание святого имени, распространяя таким образом чистое преданное служение и любовь к Кришне. Начав движение санкиртаны, воспевание святого имени, Он уничтожает демоническое умонастроение людей. Это один вариант истории о Джагае и Мадхае. С ним мы знакомы. Но в другой редакции говорится, что Чайтанья подоспел и первым делом остановил кровь, перевязал рану на голове Нитьянанды. Затем Он обнял Джагая, и тот испытал духовный экстаз. Он изменился в лице, по его телу пробежала дрожь, а волосы на голове встали дыбом. Увидев это, Мадхай остолбенел. Он лишился дара речи и, как подкошенный, упал к лотосным стопам Шри Чайтаньи. «О Господь, – возопил он, – я великий грешник, пощади меня, будь милостив!» После этого Гауранга поднял Мадхая и приказал ему просить прощения у Нитьянанды. Когда Нитай проявил к нему милость и обнял его, то, подобно Джагаю, Мадхай тоже пережил состояние близкое к самадхи. В конце этой истории оба брата стали преданными Кришны. Преумножая славу Гауранги, они на коленях стали просить прощения у каждого, кого когда-либо обидели или причинили страдания. Они молили всякого, кто шел к реке, чтобы совершить омовение: «Повторяйте святое имя, прославляйте и служите Господу Гауранге!» В Навадвипе они своими руками вырыли гхат для омовения, который получил название «Мадхай-гхат».
МИССИЯ ГАУРАНГИ
Так, путешествуя по Бенгалии вместе с Нитьянандой, Шри Чайтанья проповедовал вайшнавизм. Везде, где бы Он не появлялся, собиралась огромная толпа народу. Люди с воодушевлением и радостью воспевали святые имена, участвуя в его санкиртане. Позже, когда Он принял санньясу, то, по просьбе матери, обосновался в Джаганнатха Пури. Какое-то время Он оставался на месте, но потом предпринял путешествие на юг Индии, где посетил Тирупати, Канчипурам и знаменитый Шри Рангам, расположенный на берегу Кавери. Отсюда Махапрабху направился в Мадураи, Рамешварам и Канйакумари; затем посетил Удипи, Пандхапур и Насик. После этого Он повернул на север и посетил Вриндавану, а по окончанию Своего путешествия снова вернулся в Джаганнатха Пури. Испытывая глубокое чувство разлуки с Господом Враджанатхой, остаток жизни Гауранга провел в обществе Своих близких преданных, Шри Сварупы Дамодары и Рамананды Рая. Днем они проводили санкиртану, а ночью погружались в нектар раса-лилы.
Один раз в году, на фестивале Ратха-ятра, Гаурангу навещали его друзья и ученики из Бенгалии и других мест. Повидать Господа и принять участие в параде колесниц собиралось множество народу. Однажды произошел необычайный случай: колесница Джаганнатхи остановилась. Как не пытались, не могли ее сдвинуть с места. Царь Ориссы дал преданным своих огромных слонов. Но и те не смогли сдвинуть колесницу. Какие бы усилия не прилагали, колесница Господа Джаганнатхи стояла, как вкопанная. Никто не знал, что делать. Но вот появился Гауранга. Он уперся в колесницу своей головой, и она пошла. Все, кто при этом присутствовал, в один голос грянули: «Хари Бол!»
ПОСЕЩЕНИЕ ХРАМА ДЖАГАННАТХИ
Посетив храм Джаганнатхи, Гауранга при виде Божеств потерял сознание и упал на пол. Сбежались все служители храма. «Что это, самадхи или имитация?» – никто не знал, как в таком случае нужно поступить. Пригласили Сарвабхауму, главного брахмана. Сарвабхаума Бхаттачарья, великий ученый ведантист, попросил принести тело Гауранги к себе домой. Основательно исследовав Его состояние, он пришел к заключению, что это весьма редкий тип экстатического проявления божественной любви. Но, испробовав все известные способы реанимации, он так и не добился никакого результата. Он не знал, как вернуть Гаурангу во внешнее сознание. Слух об этом быстро распространился по городу. Услышав, что Господь Чайтанья у Сарвабхаумы, преданные тут же пришли в его дом и стали громко воспевать святые имена Господа. Едва трансцендентальные звуки коснулись уха Гауранги, Он тут же пришел в себя, всем на удивление.
АТМАРАМА -ШЛОКА
В другой раз Сарвабхаума предложил Гауранге, как молодому санньяси, послушать лекции по Веданта-сутре и его собственные комментарии к атмарама-шлоке. Как мы уже знаем, Сарвабхаума был величайшим логиком, знатоком Веданты, но последователем Шанкары. Он придерживался имперсоналистической концепции Абсолютной истины и наставлял в этом санньяси-майвади. Расположившись поудобнее, в течение семи дней он разбирал стих:
атмарами ча мунайо ниргрантха апй урукраме
курвантй ахайтуки бхактим иттхам-бхта-гуто хари
(Ш.Б. 1.7.10)
Будучи безупречным в аргументации, Сарвабхаума прокомментировал этоту шлоку девятью способами. За все время Чайтанья не проронил ни слова. Сарвабхаума был в некотором недоумении. «Мой дорогой, понятно ли Тебе то, о чем говорится в Веданта-сутре?» – не вытерпев, в конце концов спросил он. «Прямое значение текста мне понятно, – ответил Чайтанья, – Но твои интерпретации, извини, никак не возьму в толк». Затем, помимо девяти объяснений, предложенных Сарвабхаумой, Шри Чайтанья дал свое шестьдесят одно, которые раскрывали прямое значение атмарама-шлоки. Объяснения Шри Чайтаньи были просты и совершенны. Не оставалось никаких сомнений в том, что не иначе, как Сам Верховный Господь, чьих стоп никогда не покидает богиня мудрости, Сарасвати, оказал Сарвабхауме свое расположение. Признав это, Сарвабхаума тут же предался Господу. Шри Чайтанья – Сам Кришна, составитель, знаток и конечная цель Ведического знания. Никто из обусловленных и освобожденных душ в этом мире не способен дать столь простое и столь убедительное толкование Веданты. Сарвабхаума припал к лотосным стопам Господа и попросил у Него прощения за свою бестактность и случайно нанесенные оскорбления. В ответ, Чайтанья обнял его. Ощутив божественное прикосновение, Сарвабхаума воздел руки и стал танцевать, прославляя святые имена Господа. Все, кто при этом присутствовал, были поражены такой переменой. Сухой и неприступный догматик стал подобен ягненку. Очевидцы не поверили своим глазам. И это был далеко не единственный случай. Среди многих великих личностей своего времени Гауранга обратил в вайшнавизм Кази (мусульманского правителя Бенгалии), Пракашананду Сарасвати (великого санньяси-майявади), а также царя Ориссы Махараджу Пратапарудру. Все, с кем бы Чайтанья не встречался, не могли не признать в Нем аватару Кришны. Этому есть подтверждение в Ведах, Пуранах, Упанишадах и Махабхарате. Тщательно изучив писания, Шрила Рупа Госвами назвал Гаурангу маха-ваданьяя аватарой, наиболее милостивым воплощением Господа. Он раздает любовь к Богу всем, не разделяя людей на касты: ученым, и невеждам, богатым и бедным, мужчинам и женщинам.
ИСТОРИЯ ВАСУДЕВЫ
Еще одним из наиболее ярких, впечатляющих эпизодов из жизни Гауранги является история исцеления Васудевы, который был смиренным, благородным, обладающим многими достоинствами и прекрасными чертами харатера брахманом. Васудева страдал от проказы и силой обстоятельств был вынужден жить вдали от друзей и родственников. Его тело заживо гнило, издавая дурной запах. Когда из язв падали личинки, он поднимал их и клал обратно, считая, что его тело предназначено им в пищу. Он был очень сострадателен и не хотел причинять беспокойство даже паразитам, питающимся его плотью. Он считал, что все имеют право на существование. Поэтому никто не должен лишать другого жизни, даже если это червь. Васудева имел равное видение всех живых существ как вечных душ, в каком бы теле они ни находились. Он был освобожденной личностью с прекрасным, добрым сердцем.
Васудева жил недалеко от храма Курмы в Джаганнатха Пури. Услышав, что Чайтанья посещает этот храм, он захотел на него посмотреть. Умоляя о милости Господа, он громко взывал: «О Господь Кришна, не оставь меня Своей милостью!» Проходя мимо, Чайтанья услышал молитвы Васудевы и подошел к нему. Признав в нем чистого преданного, Он обнял его, и проказа тут же исчезла. Тело Васудевы очистилось и стало очень красивым. «О, Сам Господь обнял меня!» – воскликнул Васудева. – Я пришел, не помышляяя ни о чем, просто, чтобы увидеть Господа и выразить Ему свое почтение. Но Он исцелил меня! Страдая, я всегда помнил Тебя. Но теперь я здоров. Возможно теперь я снова стану гордым и забуду о Тебе? Шри Чайтанья успокоил его: «О Васудева, сын мой! Господь Кришна уже проявил к тебе милость за твое сострадание к живым существам, даже к червям, которые поедали твое тело. Теперь тебе нечего не грозит. Ты никогда уже не станешь гордым. Просто повторяй святое имя Кришны и спасай людей. Пусть по твоей милости все обусловленные души обретут освобождение».
ШРИВАСА, ПРЕДАННЫЙ ГАУРАНГИ
Однажды, ночью Гауранга и Его преданные в великом экстазе пели и танцевали во дворе дома Шривасы. Это были первые киртаны Господа. Вдруг в разгар киртана слуга Шривасы отозвал его в сторону и сообщил, что его сын болен холерой и лежит при смерти. Шриваса оставил преданных и вошел в дом. Действительно, его сын умирал. Жена и родственники Шривасы проливали потоки слез. «Перестаньте реветь, – сердито сказал Шриваса. – Не мешайте Господу наслаждаться киртаной. Это великая удача, что наш сын умирает, когда Господь у нас в доме проводит киртан». Шриваса был совершенно спокоен, и киртан продолжался в то время, как душа его сына оставляла тело.
После киртана Чайтанья спросил: «Почему сегодня я не был счастлив? Почему, как прежде, я не чувствовал экстаза? Что-нибудь случилось?» Он видел сердце Шривасы, которое скорбело по сыну, хотя Шривас и не подавал виду. «Разве может что-то плохое случиться, когда Господь в моем доме?» – сказал он. Но другие преданные сообщили Гауранге, что у Шривасы умер сын. Узнав об этом, Чайтанья залился слезами. «Шривас, срочно принеси мне тело твоего сына», – сказал Он. Мертвое тело сына принесли, и Чайтанья, обратившись к нему, приказал говорить. Всем на удивление мальчик заговорил. «Я оставил свое тело по милости Господа, ради лучшей участи. Пусть моя душа крепко держится за Его лотосные стопы!» – сказав это, душа навсегда оставила тело. Господь же после этого случая вместе с Нитьянандой приняли Шривасу и его жену Малини своими родителями.
ПОСЛЕДНИЕ ИГРЫ ГОСПОДА
Последние игры на этой планете Шри Чайтанья провел в Джаганнатха Пури. Здесь для него океан был Ямуной, а песочные дюны Чатака-парвата – Говардханой, лесонасаждения на берегу – рощами Вриндаваны. Постоянно находясь в состоянии духовного экстаза, желая наслаждаться снова и снова играми с гопи, однажды, Он бросился в океан, прияв его за Ямуну и попал в сети рыбака. Из-за постоянного недосыпания и поста Его тело сильно исхудало и походило на большую рыбу. Была ночь и рыбак не мог понять что это. Сети были очень тяжелыми, и он уже радовался хорошему улову. Но какого же было его удивление, когда он вытянул сети на берег и увидел нечто похожее на человека. Рыбак принял его за духа, привидение и бросился бежать. Он стал звать на помощь. В это время Сварупа Дамадара и Раманада Рай искали Господа. Они встретили рыбака и, услышав от него невероятную историю, догадались, что это был Чайтанья. Вытащив Господа из сетей, они на ухо стали воспевать ему святое имя. Когда странное существо, попавшее в сети, вдруг, заговорило человеческим голосом, рыбак чуть не лишился рассудка. «Повторяй Харе Кришна мантру!» – услышал он. «Слушай Сварупу и Рамананду Рая и повторяй имена Кришны! – сказал Гауранга. Так, Он спас еще одну обусловленную душу из сетей майи.
Санкиртана – это единственное средство, которое поможет любому обрести лотосные стопы Господа. Это единственная ягья в век Кали. Санкиртана святого имени Кришны освобождает от всех грехов. Сердце того, кто очистился, воспевая святые имена, наполнится бхакти. Воспевать святое имя можно сидя, стоя, гуляя, лежа, даже принимая пищу – всегда и везде. Имя Господа столь же могущественно, как и Сам Господь. Его можно повторять в любом месте и в любое время.
Гауранга объяснил в каком состоянии ума следует воспевать святое имя:
тринад апи суничена тарор апи сахишнуна
аманина манадена киртанийа сада хари
«Святое имя следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на улице, будучи терпеливей дерева, свободным от чувства ложной гордости, всегда готовым оказать почтение другим. В таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно».
Целью такого воспевания должна быть Кришна-према, любовь к Кришне!
Гауранга мало говорил, он учил своим примером. Его личное обаяние и пение Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе были самым могущественным аргументом в его проповеди.
У Гауранги бесчисленное множество форм, и все они трансцендентны. Своим преданным, Рамананде Раю, Сарвабхауме Бхаттачарье и Нитьянанде Прабху он явил свою шад-бхуджу, шестирукую форму. Две руки – Кришна с флейтой, две руки со стрелой и луком – Рамачандра, и две руки – сам Чайтанья в образе санньяси. В этом образе преданного он проповедует и распространяет чистое преданное служение Кришне, проявляя особую милость ко всем падшим душам века Кали. Сущность его философии и миссия изложены им в восьми стихах «Шикшаштаки».
Метки: беседы лекции